Лучший педагог года

Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации

Лунд Любовь Ильинична
Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации

Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации.

Педагог-психолог Л. И. Лунд

МАДОУ «Детский сад № 48»

Поступление в детский сад – это стрессовая ситуация как для ребёнка и его родителей. Работа в заданном аспекте проводится в 3-х направлениях - дети, родители, воспитатели.

Разлука с близкими людьми может стать для ребёнка сильнейшим психотравмирующим фактором, поскольку воспринимается малышом, как потеря маминой и папиной любви. Тревога связанная, с разлукой, появляется у детей потому, что они предчувствуют возможность столкновения с новыми, незнакомыми людьми и обстоятельствами. Чем неожиданней расставание, тем труднее ребёнку адаптироваться в новых условиях. Следовательно, необходимо подготовить ребёнка и его родителей к поступлению в детский сад, создать условия для благоприятной адаптации.

Публикация «Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации» размещена в разделах

По всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояния кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. Главная задача, - это ознакомление с семьёй. С этой целью проводим анкетирование родителей (приложение № 1). Когда родители приносят путёвки в детский сад, предлагаю оценить психолого – педагогические параметры (приложение № 2) определения готовности поступления ребёнка в детское учреждение. Это позволяет получить дополнительную информацию о ребёнке и о семье в целом. Но главным является то, что можно спрогнозировать степень адаптации. При необходимости до поступления ребёнка в учреждения дать определённые рекомендации, которые помогут, сделать привыкание ребёнка к условиям детского учреждения более благоприятным и менее болезненным.

За 3 последних года мною зафиксировано частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, что может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса, который в свою очередь может привести к дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забирали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке и т. п.

Проявлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим комплекс мероприятий по взаимодействию с семьёй :

1. Приобщение родителей к педагогическому процессу.

2. Участие родителей в организации жизни группы.

3. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

4. Организация родительского клуба совместно с детьми.

5. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников адаптационного периода.

Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад. как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос, влажная от волнения рука - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств, происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации : игнорирование работников детского сада, демонстрация агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгий период. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в бо-лее поздние возрастные периоды.

Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей. На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Было бы целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться. Существуют разные формы работы с семьёй :

- беседа

- консультация с элементами тренинга

- круглый стол

- посещение детей на дому

- записки-переписки

- ящик вопросов и ответов

- экскурсия

- выставки

Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод - старший воспитатель, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе или психолог - расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ.

В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму к работе с детьми : она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т. п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.

Для более подробной информации, необходимо подготовить буклет или памятку для родителей о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов. Эффективным методом работы с семьей в адаптационный период, является организация выставок для родителей и детей: фоторепортажи деятельности детей в различные режимные моменты, развивающих игр и пособий, выставка любимых вещей, предметов или игрушек вновь пребывающих детей раннего возраста в группу ДОУ, выставка фотографий «Моя семья».

Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке (индивидуальная беседа, круглый стол, консультация с элементами тренинга, записки – переписки, ящик вопросов и ответов, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение к семье недопустимы : это провоцирует обострение недоверия. Важно всё : поза, мимика, жесты, манера говорить любого сотрудника ДОУ должны внушать доверие и спокойствие. Даже аккуратность в одежде имеет немаловажное значение. Будут ли родители уверены в благополучии ребенка, если во время знакомства увидят грязный халат медсестры, нервное покашливание и суетливые движения воспитателя, кипы бумаг, раскиданных на столе у заведующей? Администрация, работники детского сада - визитная карточка ДОУ.

Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель или психолог ДОУ предлагает родителям пригласить воспитателя группы домой в гости, чтобы педагог смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель - установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между ее членами. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей.

Ребенок, встречая воспитателя на своей территории, среди близких людей, ведет себя достаточно спокойно, хорошо идет на контакт, не испытывает страха перед незнакомым человеком. Некоторая тревожность по поводу прихода чужого может возникнуть у детей 1,5-2 лет (прячутся за маму, убегают в другую комнату и т. п., но в условиях уютной домашней обстановки она быстро проходит. Важно вовлечь родителей в разговор, в ходе которого они поделятся своими наблюдениями за ребенком - что он любит, что умеет, во что играет. Родители обычно с энтузиазмом рассказывают о детях, показывают его комнату (уголок, игрушки. Малыш, видя расположение мамы и папы, привыкнув к новой «тете», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает ее. В этот момент целесообразно переключиться на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита можно рассказать ребенку, как дети в детском саду гуляют, танцуют, играют, веселятся.

Адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче. Критерии эффективности работы с семьей в период адаптации : социализация детей раннего возраста, повышение уровня эмоционального благополучия, развитие педагогической и психологической культуры родителей.

Литература

1. С. В. Кузнецова, Е. В. Котова, Т. А. Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ» Творческий центр, Москва 2008г.

2. Б. С. Волков, Н. В. Волкова «Детская психология в вопросах и ответах» Творческий центр СФЕСС, Москва 2004г.

3. Научно-практический журнал «Психолог в детском саду. №2 2014г.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Рекомендации педагога-психолога «Игры в песочнице в летний период»Рекомендации педагога-психолога «Игры в песочнице в летний период» Наступило лето, теплая погода и долгие прогулки на свежем воздухе. Чем же заняться на прогулке, играя в детской песочнице? Песочница - это.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации
Опубликовано: 7 января 2024 в 11:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Лунд Любовь Ильинична на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД