Наталья Путилова
Работа на логопедическом пункте Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ФФНР – постоянный контингент детей, зачисляемый на логопункт МБДОУ детского сада "Колобок".Недоразвитие фонематического восприятия - затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове. своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью убрать данные негативные проявления, обеспечив ребенку полноценную подготовку к школьному обучению.
Публикация «Работа на логопедическом пункте Видео» размещена в разделах
В мою задачу входит формирование правильного произношения и уточнение артикуляции уже имеющихся звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- подготовка детей к обучению грамоте;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
Цикл логопедических занятий рассчитан на 2 года обучения. Такая длительность обучения по сравнению с «Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной связана с отсутствием фронтальных логопедических занятий на логопункте, с меньшей вовлеченностью воспитателей в процесс преодоления речевых недостатков. Постепенное систематическое приучение ребенка с 5 лет к заданиям по развитию звукового анализа и фонематического восприятия позволяет сформировать крепкие фонематические представления у ребенка. К тому же необходимо отметить, что в «Программе» под редакцией М. А. Васильевой развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза происходит в рамках занятий по развитию речи, а детям с ФФНР такого объема явно недостаточно.
На первом году обучения основная задача состоит в формировании умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять на слух из него отдельные звуки; затем ребенок должен научиться произносить этот звук утрированно вне слова; далее ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; и в итоге действие переносится в умственный план, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова. Параллельно отрабатывается артикуляция различных звуков, уточняется их произношение.
На первом году обучения ребенка учат определять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). Далее ребенок осваивает последовательный анализ слова. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков письма и чтения. Весь первый год ребенок опирается на вспомогательные средства: фишки и условно-графические схемы. В первом полугодии основным является знакомство с гласными и согласными звуками, а также различение звуков по мягкости – твердости, во втором полугодии происходит дифференциация согласных звуков по различным характеристикам: твердые - мягкие, звонкие – глухие.
Второй год - этап закрепления полученных навыков звукового анализа и синтеза, перевод действия в умственный план, без опоры на вспомогательные средства.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием малыми подгруппами. Предусматривается 65 занятий. Наряду с занятиями по развитию фонематического строя речи с ребенком осуществляется работа по исправлению звукопроизношения (индивидуальные занятия, не отражены в данной программе). Количество и темп занятий может варьироваться в зависимости от выраженности речевого дефекта. Дети с ФФНР, прошедшие курс логопедических занятий в старшей группе, довольно успешно посещают групповые занятия по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе по общеобразовательной программе. При этом они продолжают посещать подгрупповые логопедические занятия, продолжая закреплять навыки звукового анализа и развивая фонематический слух. Я тесно сотрудничаю с воспитателями при планировании ими индивидуальной работы с детьми с ФФНР по данному разделу программы и повседневного общения.
Выполнение данной программы в старшей группе позволяет довести уровень речевого развития детей к возможности усвоения детьми подготовительной группы знаний по разделу «Подготовка к обучению грамоте» («Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой)
1-й год обучения на логопункте. Гласные звуки речи.
Выделение звука А из слова, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове
Выделение звука О из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове
Выделение звука Ы из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение последнего звука в слове
Выделение звука У из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове, звуковой анализ слова АУ, УА с помощью фишек
Выделение звука А - О - У - Ы из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука в слове, различение гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук», звуковой анализ звуковых рядов из гласных звуков.
2-й год обучения на логопункте. Гласные звуки речи.
Основные виды заданий по развитию
фонематического слуха и звукового анализа.
Выделение начального ударного гласного И.
Анализ звукового ряда из двух гласных ИА.
Анализ звукового ряда из трех гласных АУИ.
Мастер класс для воспитателей. Гласные звуки речи (Средняя группа"Лесная сказка").
Видео : https://www.youtube.com/embed/ix7rPka00b4