Юлия Рештаненко
Работа инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми групп компенсирующей направленности с использованием
кинезиологических упражнений
(выступление на семинаре-практикуме «Организация работы инструктора по физической культуре с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»)
Рештаненко Ю. В. ,
инструктор по ФК МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»
13.04.2021
Публикация «Работа инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Рештаненко Юлия Владимировна, инструктор по физической культуре 1 категории МБДОУ д/с «Здоровый ребенок». В нашем учреждении функционирует 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих статус детей с ОВЗ. В процессе физкультурно-образовательной работы с ними ежегодно отмечаю рост количества детей с моторными трудностями, эмоциональной неуравновешенностью, поведенческими проблемами. Чтобы помогать таким детям, повысила свою компетентность по направлениям «Основы детской нейропсихологии», «Образовательная кинезиология». Это позволило обогатить свои знания по проблеме нейромоторной незрелости детей, изучить основы развивающей двигательной программы.
В настоящее время обобщаю опыт нейромоторной коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи, осуществляемой поэтапно:
1-й этап – диагностика моторной сферы, что является отправной точкой в моей работе. Полученные данные о моторной сфере соотносятся с данными психологической и логопедической диагностики. Это позволяет комплектовать группы детей, в первую очередь нуждающихся в коррекции. Диагностика позволяет выявить у детей с ОВЗ следующие моторные трудности: несогласованность движений, их дискоординированность, нарушение глазодвигательных функций, слабую ориентировку в пространстве, медленное вхождение в задание, снижение концентрации внимания, наличие синкинезий.
После отбора детей провожу работу с их родителями. Знакомлю их с коррекционной двигательной программой, обозначаю цели и задачи работы, предполагаемые результаты и возможное их участие в виде выполнения домашних заданий.
2-й этап моей работы связан с организацией групповых и индивидуальных занятий по нейромоторной коррекции. В ее основе определенный подбор кинезиологических упражнений, цель которых – восполнение того пробела в двигательном репертуаре ребенка, который возник у него по разным причинам (генетическим или обусловленных средой). Комплексы кинезиологических упражнений способствуют реализации задач: ориентировка тела в пространстве, координация движений рук и ног с движениями глаз и языка; формирование саморегуляции, самоконтроля, установление и развитие межполушарных взаимодействий.
Комплексы включают несколько видов упражнений. Это растяжки, дыхательные упражнения, ползания, решающие задачи как межполушарного взаимодействия, так и развития глазодвигательных функций. Упражнения варьируются мной в зависимости от характера двигательных и речевых нарушений.
Комплекс кинезиологических упражнений провожу с группой не более 6-8 детей с учетом рекомендаций психолога и логопедов групп. Подбор детей в группу осуществляю, опираясь на схожие отклонения в двигательном развитии.
Нейромоторная коррекция реализуется вне основных физкультурных занятий дополнительно. В то же время некоторые упражнения после отработки могут включаться в групповые физкультурные занятия.
Временные рамки осуществления коррекционной работы примерно 6 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 мин. При необходимости домой дается материал для закрепления.
После окончания коррекционной работы с одной группой набирается новая группа. Так на протяжении года идет смена участников коррекционных групп.
3-й этап работы – подведение итогов, отслеживание результатов и эффективности программы.
Данные итоговой диагностики сравниваем с данными входной диагностики. Результаты, полученные нами в группе первого набора, показывают, что на начало работы низкий уровень показали 70% детей, а 30% – средний уровень.
После прохождения коррекционного маршрута 80% детей вышли на средний уровень, а 20% – остались на низком уровне. Прежде всего это дети с выраженной нейромоторной незрелостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Детям с низким уровнем нейромоторной зрелости будет рекомендовано повторное прохождение двигательной программы после 3 месячного перерыва с учетом корректировки некоторых видов упражнений.