Наталья Малиновская
Работа хормейстера с начинающими певцами на уроках хора
▼ Скачать + Заказать документы
Работа хормейстера с начинающими певцами на уроках хора
СОДЕРЖАНИЕ
1. Охрана и развитие детского голоса
2. Вокально-хоровая работа.
• вокально-певческая установка
• дыхание, звукообразование, звуковедение.
• дикция, артикуляция
• строй и ансамбль
• дирижерский жест.
3. Список литературы.
Охрана и развитие детского голоса
Публикация «Работа хормейстера с начинающими певцами на уроках хора» размещена в разделах
"Лучший вид охраны детского голоса, - говорил известный русский фониатор И. И. Левидов, - это занятие пением". Однако не всякое пение будет способствовать охране детского голоса. В связи с этим вопросы правильного певческого воспитания детей приобретают в настоящее время особое значение.
Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития детей. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехтерёв, И. П. Павлов. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ, дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь.
Как известно, пение детей и подростков в нашей стране находится под особым вниманием, поскольку оно рассматривается как одна из важнейших форм проявления культурного богатства народа
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, валеологические распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др., используемые на занятиях хора помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье.
Задача охраны детских голосов решаются различными путями и тем успешнее, чем больше специалисты считаются с особенностями состояния и развития органов голосового аппарата - детей и подростков.
Вокально-хоровая работа
Учебно-педагогические задачи в хоре решаются в процессе обучения хоровому пению. Обучение осуществляется на основе системы музыкального развития учащихся, им прививается сознательное отношение к хоровому искусству, к содержанию исполняемых ими произведений, к анализу средств музыкальной выразительности. Дети начинают понимать необходимость овладения вокально-хоровыми навыками, исполнительским мастерством.
Система воспитания певческого голоса и слуха является основополагающей в учебно-педагогическом процессе и пронизывает красной нитью все разделы обучения: хоровое сольфеджио и вокально-хоровые управления, музыкальную грамоту и индивидуальные занятия по вокалу и фортепиано.
Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению, которые, однако, в применении к детям приобретают особую специфику,
Начиная с первых же дней занятий, внимание ребят обращается на формирование качества звука и выработку основных певческих свойств голоса - звонкости, «полетности», являющихся главным источником красоты детского певческого звука. Ребятам разъясняется, что качество воспроизводимого звука зависит от умения владеть своим голосом, а это владение достигается планомерным обучением вокальному искусству,
В доступной пониманию детей форме им рассказывается о строении голосового аппарата, о необходимости бережно относиться к своему голосу. Педагог объясняет ребятам, для чего и как нужно охранять голос от перенапряжения: не кричать при разговоре на улице и дома, не петь слишком громко, не бегать перед пением, не есть на улице мороженого, не пить холодной воды,
Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, фразировки, дикции.
Нужно научить ребят добиваться хорошего вокально-хорового строя и ансамбля в звучании своей партии и в многоголосом хоре в целом, выработать внимательное отношение к певческой установке и руке дирижера. Все эти навыки приобретаются и осваиваются в едином комплексе.
Вокально-певческая установка
Певческая установка является необходимым условием, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности.
С первых же уроков детей приучают к свободному, ненапряженному положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы участвующие в голосообразовании, должны быть в самом удобном и естественном состоянии покоя, но не расслабленности.
Ребятам разъясняется, что певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса и организма в целом. На репетиции при пении сидя не следует класть ногу на ногу или же ставить обе ноги на стул впереди сидящего товарища, так как это вызывает неправильное дыхание и звукообразование. При пении стоя нужно стоять прямо, сохраняя спокойное положение грудной клетки, не горбиться, выражение лица во время пения должно быть естественным, приветливым, спокойным. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека.
Дыхание, звукообразование, звуковедение.
Основой правильного пения служит правильное дыхание. У начинающих ребят часто преобладает ключичное судорожное дыхание, сопровождающееся подниманием плеч. Поэтому выработка правильного спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством.
Многочисленными упражнениями, приемами дыхательной гимнастики, целым рядом заданий на разные виды дыхания отрабатывается смешанный тип дыхания.
Вначале, чтобы учащиеся ощутили "певческий пояс", им предлагается расставив пальцы, положить руки на пояс и по сигналу дирижера сделать вдох, следя за тем, чтобы не поднимались плечи и грудь, а расширялись нижние ребра.
«Ладошки» И. П. - встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делать короткий, шумный активный вдох носом и одновременно сжимать в кулачки ладошки, затем активный выдох, кулачки расжать.
На первом этапе выдох бывает произвольным, поскольку все внимание сосредоточено на правильности - вдоха.
Упражнение «Проколотый мяч» - тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з». Упражнение выполняется стоя (8-10 раз). Нажимая двумя руками на воображаемый проколотый мяч, выпускаем из него воздух. Делаем медленный глубокий вдох – затем медленно выдыхаем воздух со звуком с-с-с, постепенно сводя ладони.
Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» и «з» - полуулыбка, язык упирается в нижние зубы.
Выдох на звук «ж» - губы вытянуты. Звучание таинственное, низкое и резонирующее в груди. Для проверки приложить ладонь к груди и почувствуйте вибрацию.
Овладев приемом спокойного медленного выдоха ребята приучаются к быстрому короткому вдоху, необходимого для исполнения произведений в быстром темпе. Для тренировки разных видов дыхания в старшем хоре практикуется такое упражнение: один тянущийся звук прерывается разными по характеру выдохом и вдохам (плавным и коротким).
В младшем хоре это упражнение облекается в форму игры под названием "зеваки". Игра заключается в следующем: по руке дирижера ребята поют один из звуков неопределенной длительности в удобной (примарной) зоне. После выстраивания унисона дирижер показывает выдох, снятия звука, затем вдох и опять выдох.
Многократные тренировки должны происходить при неослабевающем интересе и внимании ребят. Все обычно подтягиваются, оживляются и смеются, обнаруживая "зевак", голоса которых повисают в воздухе «в жалком одиночестве». Это упражнение - игра полезна тем, что воспитывает не только певческое дыхание, но и волю к достижению цели, быстроту реакции, организованность и внимание.
Умение каждого ребенка дышать правильно обеспечивает общехоровой прием дыхания, которое называется "цепным" - условие для непрерывного звучания партии или хора в целом на протяжении долгого времени. Ребята учатся при цепном дыхании делать вдох по очереди на длинных звуках: брать дыхание в середине слова на гласной букве, не нарушая общей стройности звучания. Изолированно от пения работа над дыханием в хоре проводится кратковременно, так как показателем правильного дыхания является сам певческий звук.
Характер, окраска, сила и высота певческого звука всецело зависит от правильной и активной работы всех компонентов, принимающих участие в его образовании (система мышц дыхательного и голосового аппарата нервно-психологическая организация). Так, пассивное вялое дыхание, нездоровое состояние связок или резкая возбудимость ребенка вызывает сипоту, форсированный звук, фальшивое пение, а не в меру вытянутая и напряженная шея - звуки резкого горлового тембра.
Большое значение придается приемам звукообразования, которые нужно рассматривать как средство художественной выразительности. Постоянным приемом звукообразования в хоре является мягкая атака.
Однако и при мягкой атаке требуется точность и определенность в становлении звука, поэтому приходится много работать над преодолением расплывчивости и неопределенности в его возникновении. Этого особенно трудно добиться при нюансе пиано.
В младшем хоре ощущение становления звука подкрепляется понятиями из жизненных представлений ребят. Дети стараются воспроизвести звук особенно осторожно, аккуратно, без толчка. Когда звук сравниваешь с нежным цветком жасмина, у которого при неосторожном обращении сразу опадут лепестки, или со стаканом молока, которое обязательно прольешь, если будешь ставить стакан неосторожно толчком, тоже самое происходит со звуком, он как бы расплескивается и теряет свою естественную красоту. Фантазия ребят здесь развивается неограниченно, и не надо ей мешать.
Твердая атака в младшем хоре не используется, в старшем - в редких случаях и только как художественный прием.
При выравнивании звучания хора главная задача - научить ребят петь звук на разные слоги, негромко, округло, держась на одной заданной высоте. В работе над качеством звука как с младшими, так и со старшими детьми часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому, гнусавому, глухому. крикливому, резкому звуку противопоставляется звук нежный, мягкий, округлый, звонкий.
Свободе звукоизвлечения, овладению умением регулировать силу звука, исполнять динамические оттенки помогает упражнение на филирование звука. РР < + > РР
В младшем хоре это упражнение приобретает форму игры в "морской прилив и отлив". Игра заключается в следующем: по дирижерскому жесту "крещендо" дети постепенно усиливают звучность.
Хормейстер сравнивает это средство выразительности с морским приливом. Многие дети в силу воображения и быстрой возбудимости сразу начинают форсировать звук, почти кричать, глаза их выражают страх перед надвигающейся стихией. Тут можно осторожно сказать детям, что тот кто кричит, значит боится, а страх плохой помощник, а трудности надо встречать и преодолевать спокойно, уверенно, с достоинством.
Интересно наблюдать, как преображаются лица детей, как они стараются соразмерить динамику звучности своего голоса, и как потом светло, и облегченно звучит «диминуэндо» - "морской отлив".
Боязнь громкого пения приводит к тусклому, бесцветному звучанию, лишенного насыщенного тембра, звонкости, которое при нюансе форте у неопытных ребят переходит в крик. Воспитание навыка звучного пения на правильном свободном дыхании помогает расширению динамической палитры звуковых красок, необходимых для выразительного исполнения,
Участники хора учатся владеть своим голосом, динамическими оттенками, как бы "играть звуком".
При работе над звукообразованием и звуковедением наиболее трудно добиться ровного звучания голоса во всех его регистрах. Умение сгладить регистры (головной, грудной и смешанный) на всем диапозоне звучания голоса - основная задача, стоящая перед педагогом.
В процессе занятий вырабатывается смешанное (микстовое) звучание с преобладанием головного звучания в верхнем регистре. Такое звучание достигается умением правильно использовать головное резонирование, а также высокую и легкую певческую позицию. Найти это ощущение поможет пение упражнений с гласными "У", Округлое светлое звучание вырабатывается упражнениями, построенными на постепенном движении голоса вверх или вниз, пением на улыбке, приближение артикуляции светлых гласных к более прикрытым.
На занятиях в хоре постоянно ведется большая работа по устранению довольно часто встречающихся дефектов в звукообразовании и звуковедении таких как зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса. Целый ряд упражнений на различные слоги (МА, ЛЮ, КУ, ДА, ДИ) помогает избавиться от этих недостатков.
В результате обучения дети овладевают различными видами звуковедения: протяжным, связным пением, отрывистым, с подчеркиванием отдельных звуков и др. Все это несомненно помогает овладению техническими трудностями и художественному исполнению разучиваемых произведений
Дикция, артикуляция
Работа над приемами звукообразования тесно переплетается с работой над дикцией, артикуляцией, фразировкой. Четкая артикуляция, ясная дикция и выразительная фразировка окрашивают звучание хора в нужные тона, очищают хоровой строй, укрепляют ансамбль, ведут к высоко художественному исполнению.
Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком).
Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
«Присоска». Присосать язык к нёбу и по жесту руки щелкнуть. Выполняем 5 раз.
«Лошадка». Поцокаем языком громко и быстро (10-30 сек.).
«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. У детей впервые пришедших в хор, часто наблюдается отсутствие ясной и четкой дикции не только в пении, но и в разговоре. Для выработки хорошей дикции пользуются целым рядом упражнений-скороговорок. В последнее время оправдал себя опыт работы непосредственно над текстом изучаемого произведениям Произношение текста целиком зависит от характера произведения, его темпа, но при этом всегда должно быть четким, ясным и осмысленным.
Работая с детьми над текстом можно рассказать ребятам о том, что в театральном зале слышимость отдельных слов и вообще всего текста зависит не от громкости голоса драматического актера, а от ясности произведения. Каждый звук у хорошего актера - ясный, округлый, осмысленный. А бывает, порой, что слова, сказанные громко, менее понятны, чем слова, произнесенные шепотом.
Дикция, четкое, осмысленное произношение текста, связанное с пониманием содержания произведения, всегда в поле зрения дирижера, чтобы обратить внимание ребят на текст, руководитель остроумно шутит, делая вид, что ему посыпались другие слова, не имеющие к данному тексту никакого отношения. Шутка оживляет ребят, и они с особым старанием произносят то или иное слово.
Строй и ансамбль
Умение выстроить хор, сделать его звучание чистым, активным и выразительным - чрезвычайно трудная задача, от которой зависит самый важный вопрос: "быть или не быть" хоровому коллективу. Хороший строй в хоре подобен отлично настроенному инструменту. Ребятам разъясняется, что хоровой строй и ансамбль могут быть хорошими лишь в том случае, если участники хора научатся сознательно слушать своих соседей в партии, хор в целом, одинаково и одновременно петь со всеми.
Важнейшим условием, обеспечивающих хоровой строй, является тщательно выстроенный унисон отдельной партии хора, единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижерского жеста.
Дети не всегда сразу понимают, что значит петь слитно "как один", не могут определить, кто из них поет громче - он сам или его товарищ. Тогда следует вызвать одного из ребят, который послушав определит, кто из поющих выделяется, Это помогает отдельным ребятам исправить свои недостатки. Выработать у ребят умение слушать себя и других, различать чистое и фальшивое пение - это первейшая необходимость.
Дирижерский жест
С первых уроков ребята учатся сознательно воспринимать жест дирижера и воспроизводить звуки нужной высоты и окраски.
Внимание певцов обращается к дирижерскому жесту. Дети сразу знакомятся с четырьмя основными указаниями руки: "внимание", "дыхание", "начало", "окончание" пения. Затем они постепенно начинают понимать жесты, указывающие на определенный характер звуковедения, на усиление или ослабление звучности, менять по руке дирижера силу звука и темп, выравнивать строй (выше, ниже, изменять динамику ("сфорцандо", "форте", "пиано", сознательно относиться к дирижерскому жесту как к средству,
Занятия хоровым пением должны снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, доставлять детям радость. Поэтому на своих занятиях я всегда стремлюсь к созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, быть доброжелательной, с улыбкой на лице, во время разучивания песенного репертуара хвалить своих учеников. Только в такой обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей детей.
Список литературы
1. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса. – М., 2001
2. Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле: Киев
3. «Музична» Украина 1980
4. Стулова Г. П. ’’Развитие детского голоса в процессе обучения пению’’, М., Издательство ’’Прометей’’, МГПУ им. В. И. Ленина,1992
5. Струве Г. А. Школьный хор - М. Просвещение, 1981
6. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре - М; Музыка, 1987