Папки-передвижки

Работа ДОУ по технологии Т. А. Тарасовой «Я и моё здоровье»

Александра Коняева
Работа ДОУ по технологии Т. А. Тарасовой «Я и моё здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы

Работа детского сада по здоровьесберегающей технологии «Я и моё здоровье в детском саду» Т. А. Тарасовой.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Публикация «Работа ДОУ по технологии Т, А, Тарасовой „Я и моё здоровье“» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Сегодня под здоровым образом жизни понимают активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Нельзя не согласиться с утверждением Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

В последнее время учёными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину – от образа жизни. Сегодня установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст.

В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.

Он должен иметь основы знаний – тот минимум, который помог бы ему в дальнейшей жизни.

Технология Т. А. Тарасовой «Я и моё здоровье» является одним из путей решения проблемы валеологического образования и воспитания дошкольника, призванного сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни.

Данная технология допущена Министерством общего и профессионального образования в качестве пособия для педагогов детских дошкольных учреждений РФ.

Возникает вопрос: «Почему детский сад, работающий по комплексной программе, реализует ещё и «Я и моё здоровье»

Действительно, в программе «Детство» заложены задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Её содержание направлено в основном на формирование и развитие у дошкольников прежде всего представлений и знаний о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о правилах безопасного поведения, способах оказания помощи.

Но именно технология Т. А. Тарасовой имеет более глубокое содержание с точки зрения валеологического образования и воспитания. Она направлена не просто на валеологическое просвещение, «Я и моё здоровье» формирует основы валеологической культуры. Это является одной из главной причин нашего выбора.

Цели технологии «Я и моё здоровье» :

1. Воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

2. Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребёнка.

Реализация выдвинутых целей позволяет решать следующие задачи:

1. Воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает в себя элементарные валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни.

2. Развивать основы валеологического мышления, т. е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои валеологические проблемы (по возможности).

3. Воспитывать валеологическое мировоззрение, т. е. валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях ухудшающих или улучшающих здоровье человека.

4. Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.

Основными принципами программного и методического обеспечения программы являются:

1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2. Формирование базисных основ валеологической культуры.

3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования валеологического мышления и поведения.

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребёнком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

5. Учёт психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе.

6. Активное овладение детьми валеологическими знаниями и навыками. Формирование деятельно-практического отношения к валеологическим знаниям.

7. Организация предметно-развивающей среды в детском саду.

Материалы, предлагаемые для педагогов, включают в себя программное содержание, методические рекомендации, практические разработки.

Программное содержание предполагает три уровня валеологических знаний и умений детей.

Первый уровень (для детей 2-5 лет) – это подводящие знания, которые преследуют задачи формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков по уходу за своим телом, знакомство с общими сведениями о строении тела ребёнка. Данный этап валеологического воспитания предполагает использование игровых приёмов.

Второй уровень (для детей 5-6 лет) – овладение детьми элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т. е. теми, какие доступны для изучения и наблюдения; знакомство с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения. Дети приобретают навыки ухода за органами, сохранения и укрепления осанки, использования релаксации, развития физических качеств и т. д.

Кроме перечисленных приёмов, широко используются наблюдения за органами, опытническая и экспериментальная направленность методов.

Третий уровень (для детей 6-7 лет) направлен на знакомство с внутренними органами человека, их гигиеной, первой помощью при несчастных случаях.

Большое внимание уделяется творению своего здоровья через получение знаний и умений, воспитание нрвственных качеств личности (взаимопомощи, выручки, т. е. формированию основ валеологической культуры.

В технологии подробно представлен объём валеологических знаний, умений для детей 5, 6, 7 лет. Их уровень определяется через беседы, наблюдения педагогов, решения житейский ситуаций, участие в экспериментировании, в стремлении к заботе о своём здоровье, валеологической активности, т. е. деятельности, направленной на укрепление, развитие здоровья, понимание здорового образа жизни, творческое отношение к проблеме здоровья.

В методических рекомендациях предлагается тематика занятий, их распределение в течение года; алгоритм знакомства детей с органами человека, подробно даны используемые методы и приёмы.

Практические материалы представлены широко. Разработаны содержание предметно-игровой среды по возрастным группам (уголки здоровья, физического саморазвития, перечни наблюдений, опытов, дидактического материала, тематика экспериментирования для детей 5-7 лет, примерные конспекты занятий, художественное слово. Предлагается обширный список литературы, помогающей в реализации программного содержания.

Основным условием осуществления программного материала «Я и моё здоровье» является создание содержательной эмоционально насыщенной жизни детей, наполненной разнообразной деятельностью, изучением и творчеством.

Педагог ориентируется на личностное своеобразие каждого ребёнка. При проведении валеологических мероприятий необходимо помнить, что слушатель – дошкольник, воспринимающий всё эмоционально, непосредственно. Поэтому все методы отличаются научной простотой, образностью, пробуждают в ребёнке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. Главное – не спешить с ответами, их можно найти путём наблюдений, физиологических опытов, чтения, экспериментирования, бесед и т. д.

Степень активности, самостоятельности дошкольников определяется реакцией на методы и приёмы работы педагога. Чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей. Т. А. Тарасова рекомендует традиционные группы методов: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы:

1. Рассказ педагога (риторические вопросы, обмен мнениями, беседа до и после рассказа, рассматривание наглядностей).

2. Рассказы детей (вопросы, напоминания, соучастие воспитателя, анализ, оценка).

3. Беседа:

• предварительная;

• итоговая (рассматривание наглядных материалов, вопросы, моделирование, задание на сравнение, обобщение, самооценка результатов деятельности, показ, оценка педагога);

индуктивная: воспроизведение фактов, анализ, установление связей, обобщение;

дедуктивная: соотнесение рассматриваемых явлений к понятию, выделение существенных признаков, понятий.

4. Чтение художественного произведения.

Наглядные методы:

1. Наблюдение

2. Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем (вопросы, образец рассказа, задания творческого характера).

3. Слайды, диафильмы, кинофильмы, компьютерные презентации (вопросы, обсуждение, повторный показ, рассказ, объяснение, художественное слово, рисование на темы, близкие к их содержанию).

Практические методы:

1. Упражнения.

2. Игровой (вопросы, указания, объяснения, показ, воображаемая игровая ситуация).

3. Элементарные физиологические опыты (вопросы поискового характера, указания, сравнения, рисунки, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи).

4. Моделирование.

5. Экспериментирование – самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи.

Т. А. Тарасова рекомендует и использование методов ТРИЗ.

Словесные методы ТРИЗ:

1. «Хорошо-плохо».

2. «Противоречия»

3. «Игра со сказкой».

Наглядные методы ТРИЗ:

1. Метод «маленьких человечков».

2. Системный оператор

3. «Разделяй и соединяй».

В ходе валеологического воспитания и обучения педагоги могут использовать различные формы организации детей: занятия, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, элементы сюжетной игры и т. д.

Количество валеологических занятий в год

для детей 2-7 лет

Возрастная группа Количество

занятий Периодичность занятий

I младшая группа 5 Вторая половина года, один раз в месяц

II младшая группа 8-9 1 раз в месяц

Средняя группа 8-9 1 раз в месяц

Старшая группа 38-40 1 раз в неделю

Подготовительная группа 38-40 1 раз в неделю

В летнее время занятия не проводятся. Программные задачи реализуются в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей.

Для реализации задач предусматривается интеграция занятий по валеологии с другими занятиями, что обеспечивает их больший эффект: практическую направленность, совместное с педагогом определение каждым ребёнком путей своего оздоровления, коррекции здоровья, приобретения навыков его укрепления.

Например, на физкультурные занятия выносятся темы: «Как стать Геркулесом», «Главные твои силачи - мышцы», «Как защитить скелет от болезней» (об осанке и плоскостопии). На занятия в бассейне: «О безопасности поведения на воде», «Если хочешь быть здоров – закаляйся». На занятиях по экологии: «Воздух помогает жить, закаляет и укрепляет организм», «Почему вода, солнце, воздух закаляют». На занятиях по речевому развитию: «Я и мои родственники» и др.

В повседневной жизни педагоги обогащают знания детей о значении сна, закаливания, гигиены, т. е. развивают понятие ценностей здорового образа жизни.

Немаловажную роль в воспитании валеологического поведения детей играет создание валеологической развивающей среды в группах: уголков здоровья, физического саморазвития, детского экспериментирования.

Эти условия дают возможность ребёнку осуществлять коррекцию своего здоровья, работать над его укреплением, развитием, осваивать практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, переносить валеологические знания и навыки в игру и т. д.

Помощь в решении валеологических задач оказывают родители, т. е. самые заинтересованные в здоровье своих детей люди. Поэтому формы работы самые разнообразные :

1. Анкетирование.

2. Пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов из поликлиники.

3. Семинары.

4. Дни открытых дверей в ДОУ.

5. Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии.

6. Практикумы.

7. Экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей : в клиническую, бактериологическую лаборатории, в детскую поликлинику (стоматологию, рентгеновский кабинет, глазной кабинет, ЛОР, к педиатру).

8. Психологические тренинги.

9. Оформление групповых альбомов, газет на тему здорового образа жизни в семье.

10. Совместные праздники, досуги.

11. Создание семейных клубов.

Эта система работы в данном направлении подтверждает эффективность технологии. На протяжении 3 лет наблюдается положительная динамика в её освоении. В прошлом учебном году 87,5 % детей имели высокий и средний уровни валеологических знаний и умений.

Технология «Я и моё здоровье» не претендует на глубокое изучение вопросов физиологии и анатомии, гигиены. Основная его задача – сформировать правильное отношение к своему здоровью, воспитать валеологическую культуру.

Перспектива:

• Усовершенствовать перспективное планирование.

• Пополнить предметно-развивающую среду в группах.

• Использовать проектный метод при организации валеологического образования детей.

• Продолжить разработку практических рекомендаций для родителей по воспитанию валеологической культуры детей.

Задача нашего ДОУ состоит в том, чтобы «не задавить» ребёнка потоком неосознанной информации, а дать возможность подумать, прислушаться к своему организму, сформировать основы самобезопасности, уметь понять себя и окружающих, не вредить ни себе, ни им, оказывать своевременную помощь, подготовиться к самостоятельной жизни в условиях школы.

Публикации по теме:

Азбука здоровья для дошкольниковАзбука здоровья для дошкольников Родительское собрание «Азбука здоровья для дошкольников» Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами.

Физкультура на свежем воздухеФизкультура на свежем воздухе Физкультурно -оздоровительная работа - приоритетное направление работы в нашем детском саду. Этой работе уделяется много внимания. Всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа ДОУ по технологии Т. А. Тарасовой «Я и моё здоровье»
Опубликовано: 15 января 2013 в 15:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа ДОУ по технологии Т. А. Тарасовой «Я и моё здоровье»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Коняева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД