татьяна Попова
Работа ДОУ по методу проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Результативность методического проекта «Работа ДОУ по методу проектов»
Еще несколько лет назад управление и педагогическая деятельность нашего детского сада строилась на традиционных способах разработки перспективных и календарных планов и контроля за их реализацией. Основные недостатки такой работы состояли в том, что требования к будущим результатам определялись с позиций сегодняшнего дня, а не перспективы.
Публикация «Работа ДОУ по методу проектов» размещена в разделах
В современной же образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
В поисках новых форм методической работы с педагогическим коллективом ДОУ, способствующих повышению профессиональной компетентности было решено в 2010-2011учебном году разработать проект по обучению педагогов методу проектной деятельности в ДОУ и дальнейшее побуждение их к самостоятельной работе над проектами (авторы проекта заместитель заведующей по ВМР Попова Т. П. и старший воспитатель Решетняк Е. А.)
В рамках данного направления деятельности были определены основные этапы и формы работы.
На 1 этапе проводился мониторинг уровня методической подготовленности педагогов.
Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе реализации проекта - сентябрь 2010 года. Это позволило грамотно спланировать работу в течение всего проекта.
• изучение эмоционального состояния коллектива (Методика “Определение социально-психологического климата в коллективе” – автор К. Ю. Белая)
• изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник “Саморазвитие”;
• определение уровня методической подготовленности воспитателей ;
• определение уровня активности воспитателя в работе;
• диагностика «барьеров» в работе педагогов МДОУ;
Диагностика умений педагогического проектирования на начало работы над проектом показала (сентябрь 2010г) :
На 2 этапе: происходило обучение педагогов технологии проектной деятельности октябрь – декабрь) :
• на первое место мы вынесли такую форму работы как изучение литературы по данной теме, так как глубоко убеждены в том, что обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соответствующего требованиям времени;
консультации по темам: Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования», «Проектирование как компонент профессионально-педагогической деятельности», «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей»
• обучающий семинар «Метод проектов в ДОУ как средство разработки и внедрения педагогических инноваций».
• круглый стол «Педагогические условия формирования проектировочной компетентности»
• даны рекомендации в форме буклетов по темам: «Проектный метод в деятельности ДОУ», «Этапы работы над проектом» (методом проектов)», «Виды педагогического проектирования», «Словарь педагога-проектировщика», «Как работать над проектом».
• мозговой штурм, в ходе которого происходило выявление проблем в индивидуальной педагогической практике или в масштабах целого учреждения и возможные перспективы их устранения;
• индивидуальное консультирование.
3 этап: - это итоговая диагностика с целью выявления готовности педагогов к проектированию (январь 2011г)
• Для диагностики умений педагогического проектирования использовались :
• Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика.
• Уровневые характеристики умений педагогического проектирования
• самостоятельная деятельность педагогов по разработке и написанию проектов;
• организационно-деятельностная игра, в ходе которой идет пошаговая отработка и коллективное обсуждение отдельных пунктов проектов.
Результаты итоговой диагностики (январь 2011г) :
3 этап: презентация и защита проектов
Педагогами нашего детского сада было разработано и реализовано 4 педагогических проекта.
• Проект «Наша елочка» с детьми группы раннего возраста направлен на подготовку к первому новогоднему утреннику.
• Проект «Мой папа лучше всех» с детьми групп младшего возраста цель проекта повышение авторитета и значимости отцовского воспитания в семье.
• Проект «Счастливое детство и мудрая старость, объединяйтесь!» - в группе детей подготовительного возраста. Решает вопросы преемственности, передачу духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
• Проект «Волшебница вода» с детьми младшей группы направлен на воспитание бережного отношения к водным ресурсам
А так же заместителем заведующей по ВМР и старшим воспитателем был разработан и внедрен в практику педагогический проект во всех группах ДОУ по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения» который направлен на создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах.
С переходом в автономное учреждение с января 2011года которое предполагает открытие дополнительных платных услуг, педагогическим советом было решено открыть платные образовательные услуги в ДОУ по следующим направлениям:
• музыкально-эстетическое
• умственное
• физкультурно-оздоровительное
Заместителем заведующей, старшим воспитателем, воспитателями, учителем-логопедом, инструктором по ФК, музыкальным руковдителем были разработаны 9 образовательных программ :
1. В школу с радостью (зам. завед. по ВМР- Попова Т. П.)
2. АБВГДейка (ст. воспитатель – Решетняк Е. А.)
3. Математическая логика (воспитатель Ляшенко О. Н.)
4. Английский для малышей (воспитатель Мельник М. А.)
5. Юный художник (воспитатель Донец Н. В.)
6. Аэробика для детей (инструктор по ФК Липенина Л. К.)
7. Самоделкин (воспитатель Барилко С. С.)
8. Веселые нотки (муз. рук. Донец Т. Э.)
9. По дороге к азбуке (учитель-логопед Политыко Н. М.)
Таким образом, проектная деятельность как одна из форм повышения квалификации является достаточно эффективной и инновационной.
Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов нашего дошкольного учреждения. У них вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников.
Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации приоритетных направлений.