Светлана Никифорова
Рабочие тетради как дополнение курса математики для дошкольников
▼ Скачать
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.
Публикация «Рабочие тетради как дополнение курса математики для дошкольников» размещена в разделах
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти.
В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. В нашей стране одной из самых известных систем обучения математике и развития у детей логики стала как раз методика Л. Г. Петерсон.
Современная система образования и новаторские методики воспитания большое внимание акцентируют на личности ребенка, чтобы помочь полноценному формированию у него качеств и черт характера, которые помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и принимать взвешенные и самостоятельные решения, чтобы развитие ребенка было полноценным.
Обучение математике по методике Петерсон предполагает использование специальных рабочих тетрадей, в которых дети могут рисовать, писать решения задач и т. п. При этом сам процесс изучения материала должен быть построен особым образом: воспитатель не объясняет ребенку новую тему, а только указывает на проблему и подталкивает к правильным решениям и выводам при необходимости. При этом основной целью является формирование логического мышления, тренировка творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки, общее представление о мире, умение логически мыслить и любовь к творчеству и общению должны остаться.
Особенностью использования рабочих тетрадей на НОД является :
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку, чувство цвета, ориентировку на листе бумаги.
Пособие «Игралочка» предназначено для развития математических представлений детей 3–7 лет, ориентирован на развитие у дошкольников мышления, творческих способностей. Комплект содержит программу, методические рекомендации для педагогов со сценариями каждого занятия, демонстрационные и раздаточные материалы.
Является начальным звеном непрерывного курса математики «Учусь учиться» от 3 до 15 лет. Его непосредственным продолжением служат учебники математики Л. Г. Петерсон для начальной и основной школы.
Комплект «Игралочка» может использоваться в системе дошкольного образования и для индивидуальной работы с детьми.
Курс математического развития «Игралочка» авторов Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е. является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий». Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей, формирует внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Работа в тетрадях «Игралочка» дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях, она хороша тем, что родители сами смогут прекрасно по ней заниматься с детьми. В этой тетради нет формул и определений, поэтому ребёнку не потребуется ничего учить и запоминать. Ему предоставляется возможность подумать, порассуждать, если надо – поспорить, аргументированно отстаивая свое мнение.
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
«Математика для дошкольников» Петерсон Л. Г. состоит из интересных для малыша упражнений, которые сопровождаются веселыми картинками. Выполняя их, ребенок играет. Знания, полученные таким образом, самые прочные. А если есть твердое основание, то и дальнейшее освоение предмета будет проходить легко. Учите своих малышей считать, знакомьте с цифрами и математическими понятиями с помощью этих упражнений, и ребенок отблагодарит Вас хорошими знаниями.