Ковтуненко Елена
Программа курса «Культура Брянского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к программе
Рабочая программа комплексного краеведческого курса «Брянский край» (Модуль «Культура родного края») для обучающихся 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785, внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060)
Публикация «Программа курса „Культура Брянского края“» размещена в разделах
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
- Рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию предметов регионального (национально-регионального) компонента «Брянский край» (письма от 11 мая 2012 года № 2552-04-О,от 03 сентября 2012 г № 4677-04-О)
Программа содержит следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
3. Содержание учебного предмета, курса в учебном плане.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,отводимых на освоение каждой темы.
Место курса в базисном учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного курса «Культура Брянского края» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Преподавание курса «Культура Брянского края» в 4 классе осуществляется по следующим учебникам:
Лупоядов В. Н., Лупоядова Л. Ю. Культура родного края : учебное пособие для 4 класса / В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова – Брянск : «Курсив», 2012.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Культура родного края», к школе;
• – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
• – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
• – понимание причин успеха в учебе;
• – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
• – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
• – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
• – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
• – представление о своей этнической принадлежности.
• Обучающийся получит возможность для формирования:
• – интереса к познанию окружающего мира;
• – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
• – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
• – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
• – ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
• – понимания чувств одноклассников, учителей;
• – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Регулятивные
• Обучающийся научится:
• – принимать и сохранять учебную задачу;
• – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
• – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
• – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• – принимать роль в учебном сотрудничестве;
• – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
• Обучающийся получит возможность научиться:
• – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
• – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
• – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
• с учителем и одноклассниками;
• – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные
Обучающийся научится:
• – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
• – строить сообщения в устной форме;
• – находить в тексте ответ на заданный вопрос;
• – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
• – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
• – смысловому восприятию познавательного текста;
• – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
• – осуществлять синтез как составление целого из частей;
• – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
• – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
• – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
• – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
• Обучающийся получит возможность научиться:
• – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
• – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
• – выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
• – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
• – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
• – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
• – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные
• Обучающийся научится:
• – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
• – воспринимать другое мнение и позицию;
• – формулировать собственное мнение и позицию;
• – умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
• – строить понятные для партнера высказывания;
• – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
• Обучающийся получит возможность научиться:
• – строить монологическое высказывание;
• – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• – учитывать другое мнение и позицию;
• – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
• – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
• – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
• – навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
• - работать с учебником, энциклопедиями;
• - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
• - рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
• - уметь работать в паре, группе, индивидуально;
• - уметь оценить себя, товарища;
• - формировать коммуникативные умения;
• - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
• - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности
Что такое культура? (1ч)
Как жили славяне (3ч)
Занятия славян
Язычество древних славян
Принятие христианства на Руси. (2ч)
Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом. (2ч)
Мастера Злынки. Резные кружева.
Занятия крестьян. (9ч)
Не боги горшки обжигают.
Долог день до вечера
По одёжке встречают
Делу время, потехе час.
Жители России (1ч)
«Что даёт мой край стране» (3ч)
Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.
Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.
Парки и усадьбы (2ч)
Музей деревянной скульльптуры. Парк культуры и отдыха им. А. К. Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.
Дорогие мои земляки (2ч)
Кто прославил наш край. На родине Ф. И. Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А. К. Толстой. Рыленков. А. И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинскаясельхозакадемия (1ч)
По памятным местам. Партизанская поляна и др. (2ч)
Образование, спорт, искусство, литература сегодня (2ч)
Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина.
Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам…
Прогулка – экскурсия по улицам родного города (села). (3ч)
Тематическое планирование
№п/п Название раздела, тема урока Кол-во часов. Дата
План. Факт.
1 Вводный урок. Что такое культура. 1
2. Как жили славяне 1
3. Занятия славян 1.
4. Язычество древних славян 1.
5-6. Принятие христианства на Руси Свенский моностырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края. 1.
7-8. Крестьянский дом. Мастера Злынки, Красной Горы. Резные кружева. 1.
9-10. Занятия крестьян 1.
11-12. Не боги горшки обжигают 1.
13. Долог день до вечера. 1.
14-15. По одёжке встречают 1.
16-17. Делу время, потехе час. 1.
18. Жители России. 1.
19. Что даёт мой край стране. Свенская ярмарка. Рысаки из Локтя. Локотский конезавод. 1.
20. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. 1.
21. Клинцы – город текстильщиков. Красногорские сыроделы. 1.
22. Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А. К. Толстого. 1.
23. Парк «Соловьи». Городской парк Трубчевска. На родине Бояна. 1.
24. Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На родине Ф. И. Тютчева. 2.
25. Путешествие в Красный Рог. А. К. Толстой. Братья Могилевцевы. Тенешевы. 1.
26. Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия. 1.
27. По памятным местам. Партизанская поляна. 1.
28. Герой Советского Союза И. Н. Лысенко. 1.
29. Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянский театр. 1.
30. Дом детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина. 1.
31. Экскурсия в Дятьковский краеведческий музей 1.
32. Экскурсия в краеведческий музей ДСОШ № 3 1.
33. Прогулка – экскурсия по улицам родного города. Памятные места Дятьковского района. 1
34. Итоговое занятие «Я люблю тебя, мой край родной». Защита презентаций о родном крае. 1.