Ирина Алексеевна Ряховская
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 2.5
▼ Скачать + Заказать документы
2.6. Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Публикация «Рабочая программа воспитателя первой младшей группы, Глава 2,5» размещена в разделах
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Содержание психолого- педагогической работы. Развитие речи
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения.
Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне.», «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем
окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке
вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька- муры- сенька, куда пошла?»).
Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие
рассказы без наглядного сопровождения.
Художественная литература
Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»
Перспективное планирование по образовательной области речевое развитие.
Неделя Тема Программное содержание
Сентябрь
Адаптационный период
Октябрь
I Дидактическая игра «Поручение»,
дидактическое поручение упражнение «Вверх- вниз» Помочь детям понять значение слов вверх-вниз,
научить отчетливо произносить слова. Совершенствовать умение детей понимать речь
воспитателя. Поощрять попытки детей самостоятельно
осуществлять действия с предметами и называть их.
II Дидактические игры «Поручение», «Лошадки». Учить детей дослушивать задание до конца,
осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по
значению; учиться отчетливо произносить звуки.
III Игры и упражнения на
Звукопроизношение (у). Чтение песенки
«Разговоры». Закрепить правильное произношение звука «у»
(изолированного и в звукосочетаниях).
IV Рассматривание сюжетной картины
«Спасем мяч». Учить детей понимать, что изображено на картинке;
Осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации
речи.
Ноябрь
I Дидактические игры и упражнения с
кубиками и кирпичиками. Учить детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый). Упражнять в выполнении заданий воспитателя (сделай так-то, рассчитанных на понимание речи и ее активизацию.
II Игра – инсценировка «Добрый вечер,
мамочка» Учить детей, как лучше встретить вечером маму, что
сказать ей, развивать речь, воспитывать более светские
взаимоотношения с родителями.
III Рассматривание сюжетных картин по
выбору воспитателя. Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.
IV Дидактическое упражнение «Выше-
ниже, дальше-ближе». Упражнять детей в определении местоположении объекта и правильном его обозначении: развивать
память.
Декабрь
I Дидактические игры и упражнения на
звукопроизношение звуков м-мь, п-пь, б-бь.
Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?». Развивать на слух близкие по звучанию звукосочетания. Совершенствовать память и внимание. Формировать умение четко произносить
звуки м-мь,б-бь в звукосочетаниях.
II Дидактические упражнения на
произношение звука «ф». Дидактическая игра «Далеко-близко». Упражнять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление
произношения звука «ф»; учить произносить
звукосочетания с различной громкостью, определять
расстояние до наблюдаемого объекта, использовать в речи соответствующие слова.
III Дидактическая игра «Подбери перышко» Учить детей различать и называть красный, желтый и
зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем.
IV Рассматривание сюжетных картин по
выбору воспитателя. Учить детей рассматривать картину, радоваться
изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы.
Январь
I Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра
«Это зима?». Учить детей различать на слух звукоподражательные
слова; узнавать сверстников по голосу. Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты)
и объяснять, что на них изображено
II Дидактическая игра «Устроим кукле
комнату». Дидактическое упражнение на
произношение звуков «д», «дь». Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить
звукоподражательные слова.
III Упражнение на совершенствование
звуковой культуры речи. Упражнять детей в отчетливом произношении
звуков т,ть; развивать голосовой аппарат с помощью упражнения слов по аналогии.
IV Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?». Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей. Угадывать животное по описанию.
Февраль
I Составление рассказа на тему «Как мы
птичек кормили». Упражнение на
звукоподражание и укрепление
артикуляционного аппарата. Учить детей следить за рассказом воспитателя :
добавлять слова, заканчивать фразы. Упражнять в отчетливом произношении звука, изолированного в
звукоподражательных словах и во фразах.
II Повторение стихотворения
С. Капутикян «Маша обедает». Дидактическая
игра «Чей, чья, чье». Вызывать у детей удовольствие от восприятия
знакомого произведения и совместного чтения его с
педагогом; учить согласовывать слова в предложении.
III Инсценирование сказки «Теремок». Помочь детям лучше запомнить сказку, вызывать
желание воспроизвести диалоги между сказочными
героями.
IV Рассматривание сюжетных картин (по
выбору воспитателя). Учить детей рассматривать картину, радоваться
изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы.
Март
I Рассматривание сюжетных картин (по
выбору воспитателя). Продолжать учить детей понимать сюжет картины.
Отвечать на вопросы по поводу изображенного.
II Рассматривание иллюстраций к
произведению К. Чуковского «Путаница».
Дидактическое упражнение «Что я делаю?». Продолжать объяснять детям, как интересно
рассматривать рисунки в книжках; активизировать в
речи детей глаголы, противоположные по значению.
III Игра-инсценировка. «Как машина зверят
катала». Продолжать учить детей участвовать в инсценировках. Развивать способность следить за действиями педагогов, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук «э»,
звукоподражание «эй».
IV Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?». Продолжать учить детей играть и разговаривать с
игрушкой, употреблять разные по форме и содержанию обращения.
Апрель
I Дидактическое упражнение «Я ищу
детей, которые бы полюбили меня…». Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их
рассказывать о том, как они будут играть, воспитывать
бережное отношение к игрушке.
II Рассматривание картин из серии «Домашние животные». Помочь детям увидеть различия между взрослыми
животными и детенышами, обогащать и активировать
словарь, развивать инициативную речь.
III «Купание куклы Кати». Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи
названии предметов, действий, качеств (ванночка,
мыло, полотенце, наливать, смывать мыло, вытирать,
горячая, холодная, теплая вода). Показать малышам,
как интересно можно играть с куклой.
IV Повторение материла. С помощью разных приемовпомочь детям вспомнить
сказки, прочитанные на предыдущих занятиях,
побуждая к инициативным высказываниям.
Май
I Рассматривание картины «Дети кормят
курицу и цыплят». Учить детей правильно и четко произносить звук «ц»
в слогах и словах. Активировать в речи детей слова: клюв, клювик, клевать, курица, курочка, блюдо, блюдце.
II Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А. Барто
«Кораблик» Помочь детям осмысливать проблемную ситуацию и
попытаться выразить свои впечатления в речи.
Повторять знакомые стихи А. Барто и познакомиться со стихотворением «Кораблик».
III Здравствуй, Весна! Совершить путешествие по участку детского сада,
чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее.
IV Повторение материала. С помощью разных приемов помочь детям вспомнить
сказки, прочитанные на предыдущих занятиях,
побуждая к инициативным высказываниям.