Елена Гуляева
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — петербуржец»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«Я - ПЕТЕРБУРЖЕЦ»
(с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Направление духовно-нравственное
для 8А, 8Б, 8В класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Срок реализации 2020 - 2021 уч. год
Автор-составитель
Гуляева Е. М.
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности „Я — петербуржец“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др. При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий следует учитывать возрастные особенности учащихся. При планировании учебной деятельности с младшими школьниками в условиях обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, педагогу следует: - определить степень участия родителей в сопровождении младшего школьника; - предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно; - руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов, 25 минут (для обучающихся 3-4 классов). Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста - 30 минут.
2. Информирование родителей (законных представителей) и учащихся При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля. Педагогу необходимо организовать сбор заявлений от родителей (законных представителей) об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Рекомендуется разработать и разместить в свободном доступе для родителей (законных представителей) учащихся инструкции/памятки о реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При составлении инструкции/ памятки следует указать: - адрес электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение; - логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости); - режим и расписание дистанционных занятий; - формы контроля освоения программы; - формы учета посещаемости; - средства оперативной связи с педагогом.
3. При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог использует специализированные ресурсы сети «Интернет», электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т. д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения. учащимся предлагаются такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданий - в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием. Для изучения нового материала используются тексты, художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ. Для закрепления и обобщения изученного материала привлекаются образовательные ресурсы, обладающие функцией автоматической проверки заданий и позволяющие педагогам осуществить быструю обратную связь с обучающимися и их родителями («ЯКласс», Google Classroom, проанализировать возникающие трудности и скорректировать образовательный маршрут. 4. Контроль и оценка результатов обучения для каждого учебного занятия разработаны контрольные задания, тестовые материалы с учетом учебно-методического комплекса программы.
5. Реализация педагогом образовательного процесса Образовательный процесс организован в соответствии с расписанием, утвержденным локальным актом ГБОУ школы №65. Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения включает: - разработанные презентации с текстовым комментарием; видеолекция; оnline-консультация; - фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов; - инструкции по выполнению практических заданий; - дидактические материалы/ технологические карты; - тестовые задания; - контрольные задания; - и др. Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. К каждому теоретическому разделу подготовлены вопросы для самоконтроля и закрепления материала. Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.
6. Контроль посещения занятий и освоения учебного материала учащимися Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия используются следующие способы дистанционного взаимодействия: - регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности); - размещение учебного материала в сети Интернет; - выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде; - выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
7. Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям). «ЯКласс» ( Сервис довольно прост в использовании: педагог задаёт проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание; если ребенок допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями). Google Classroom (бесплатный сервис позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся - все это можно делать в одном сервисе).
Социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, позволяющие создание закрытых или публичных сообществ и чатов для группы или направления деятельности. В сообществах можно не только публиковать записи с важной информацией и участвовать в обсуждениях, но и хранить учебные документы, конспекты, учебники, создавать прямые трансляции лекций и занятий, записывать видео, размещать учебные материалы: презентации, таблицы, картинки, аудио, -видеофайлы.
9. Образовательные электронные ресурсы:
Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи.
- Россия-Моя история ( Наличие десятков различных форматов: лекции, минисериалы, видеообзоры, видеоэкскурсии, юмористические шоу, публикации статей, фильмов, и конкурсы о стране).
- Библиотекарь. Ру ( Электронная библиотека содержит литературу по различным отраслям знаний: истории, искусству, культуре, технике). - Культура. РФ (Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Интересные и значимые события и люди в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также информация о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я-Петербуржец» для 8 класса относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе:
- Федерального Государственного стандарта основного общего образования;
- основной образовательной программы ГБОУ школы №65;
- положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ школы №65 приказ от 03.05.2018 года № 82-ШК
Раздел 1
Данная программа является модифицированной, составлена на основе плана и программы внеурочной деятельности : Н. Г. Шейко Культурно-образовательная программа внеурочной деятельности «Право на город» //Культурные практики в пространстве Санкт-Петербурга [Текст] : учеб. -метод. пособие по реализации внеуроч. деятельности / сост. С. В. Подгорнова ; общ. ред. Е. Н. Коробковой. – СПб. : СПб АППО, 2016. - 95 с.
Актуальность программы
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Актуальность данной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу.
Цель программы : создание условий для формирования познавательного интереса к истории родного города, развитие интеллектуальных и социальных компетентностей учащихся, необходимых для дальнейшей жизни в городе
Задачи программы :
1. Способствовать формированию у обучающихся: познавательного интереса к изучению города, элементарных знаний о нашем городе
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Содействовать формированию краеведческих умений: грамотно произносить, писать и применять термины и понятия; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; соотносить объект на карте с городским пространством; пользоваться краеведческой литературой; рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию; описывать памятники, достопримечательности по памяткам; соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения: работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); подбирать слова, характеризующие объект; выявлять главные признаки объекта; сравнивать объекты и делать выводы; обосновывать свою точку зрения; переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений: формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов; выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся: изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание школьниками личной ответственности за настоящее и будущее Петербурга;
- выработка обучающимися ценностного отношения к Санкт-Петербургу, его культурному и природному наследию;
- приобретение обучающимися мотивации к дальнейшему изучению истории и культуры Санкт-Петербурга;
- формирование желания самостоятельно организовывать и проводить различные мероприятия по изучению города
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные УДД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УДД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам, знаменитым петербуржцам.
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС
В конце учебного года запланированы несколько занятий, в ходе которых учащиеся рефлексируют итоги своего обучения.
Формой подведения итогов освоения итогов внеурочной деятельности является проводимая обучающимися игра-викторина
Раздел 2
Содержание программы (34 часа) 1 год обучения.
№ п/п Тема Содержание
1 Особенности Петербурга (6час.) Введение Знакомство с городом. Заочное путешествие по городу, разгадывание кроссворда
Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);- Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;
2 Символы города (10час.) Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
В залах Эрмитажа знакомство с достижениями мировой цивилизации. Заочные экскурсии по музею, видеолекции, возможность сделать паузу и разобрать заинтересовавший момент более детально.
3
Петербург – культурная столица России (7 час.) Музеи Петербурга – Домик Петра Первого, Знакомство с Русским музеем, посещение Михайловского дворца, Михайловского (Инженерного) замка, Строгановского дворца. Возможности виртуальных музейных путешествий. Разработка образовательного маршрута. Музейное занятие на одной из экспозиций. Исследовательская работа на экспозиции. Подведение итогов посещения музея и создание творческих работ
Театральный Петербург Что такое театр? Понятия: Афиша, премьера, музыкальный театр, драматический, кукольный, антрепризы. Мариинский театр - символ русской театральной культуры. Самый известный театр страны. Репертуар - шедевры русской и зарубежной оперы и балета Александринский театр - один из старейших театров страны. Расположение. Сцена. Постановки. Эрмитажный театр - камерная уютная площадка, Михайловский театр - старейших музыкальных театров России. В репертуаре театра русские и европейские оперы, классические балетные постановки. Отреставрированные и усовершенствованные залы, комфорт раствориться в искусстве. Театр “Русская антреприза” Андрея Миронова расположение, Уникальный дом с богатой историей на Петроградской стороне, начало знакомства с театральной жизнью Петербурга. О руководителе театра деятеле искусств России Рудольфе Фурманове.
Художественный Петербург.
Знакомство с памятниками художников; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)
Музыкальный Петербург
Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятником композитору Шостаковичу Д. Д. в нашем районе
Литературный Петербург
Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателям и поэтам
4 Жители большого города
(5час.) Люди, ставшие известными благодаря Петербургу. Почему им устанавливают памятники? Какие заслуги могут быть отмечены современниками и потомками? Жизнь человека как нравственный подвиг. Горожане, служившие делу просвещения и просветительства – памятник И. Кронштадтскому в Кронштадте, Ушинскому на наб. Мойки и пр. (на выбор учителя). Люди, посвятившие свою жизнь сохранению культурного наследия – памятник А. Зеленовой в г. Павловске. Современный город как результат творческой деятельности многих поколений горожан. Памятники рядовым петербуржцам – труженикам города. Скульптуры «Водовоз» на Шпалерной ул. или в г. Кронштадте,«Фонарщик» на Одесской ул., «Трубочист» на ул. Б. Московская, д. 1-3, «Дворник» на пл. Островского, «Охтенке-молочнице», «Сестрорецкому рабочему». Умение трудиться – важное качество современного человека Петербуржцы, выполнившие свой профессиональный долг, и памятники, установленные им (памятник «Жертвам радиационных катастроф» в парке имени Академика Сахарова, пожарным, погибшим при исполнении обязанностей, воинам-интернационалистам.
5 Современная городская скульптура (5ч) Что современная городская скульптура рассказывает о современных жителях Петербурга? Ценностные ориентиры, отраженные в скульптуре конца XX-начала XX вв. Семья как социальная ценность. Скульптурные композиции Петербурга, посвященные семье (памятники «Влюбленным» на улице Бутлерова, «Древо жизни» в жилом микрорайоне «Балтийская жемчужина», скульптуры Александровского парка у ст. м. Горьковская, «Счастливый отец» на углу Сердобольской и Студенческой ул., «Двое» и «Семья» скульптора А. Н. Черницкого у Выставочного зала Союза художников на Охте, «Аллея новорожденных» на Вербной ул. д. 18/1, «Бабушкино место» в Зеленогорске, «Скамья примирения» перед ЗАГСом в Петергофе и пр. – по выбору учителя). Роль семьи в жизни человека. Семейные ценности и традиции. Человек в поисках счастья. Современная скульптура Петербурга, отражающая стремление человека стать счастливым: «Древо желания» в Кронштадте, «Дерево счастья» в Зеленогорске, «Дерево загаданных желаний» на Промышленной ул. 8-10, «Дерево любви» в саду Опочинина на Васильевском острове и пр.
6 «Знаешь ли ты свой город?» (1час) Итоговое занятие. Игра –викторина?
Информационно-методическое обеспечение
1. Беляева Е. Л. Архитектурно – пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М., 1997.
2. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: монография. – СПб., 2012.
3. Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч. 1, 2. — СПб., СМИО Пресс,2006.
4. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Захваткина И. 3., Шейко Н. Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края. Учебник. 4 класс. – СПб., СМИО Пресс, 2006 (к первой, второй части программы) 2013.
5. Журавлева В. Экскурсионное дело и его составляющие// Мир экскурсий. – 2008. – №2. – С. 27-30.
6. Музей – пространство образования: Музейно-педагогический комплекс «Феникс» : учебно-методическое пособие для слушателей повышения квалификации СПб АППО. – Вып. 1: Педагогический музей: от традиций к новациям / Л. М. Ванюшкина и др. – СПб. : СПб АППО, 2013. – С. 76.
7. Синдаловский Н. А. Петербург : от дома к дому. От легенды к легенде. Путеводитель. СПб., 2011.
8. Синдаловский Н. А. Очерки петербургской мифологии, или Мы и городской фольклор. М. СПб, 2012.
Интернет ресурсы:
• Все музеи Санкт-Петербурга / URL : https://www.museys.ru/
• Записки о Петербурге / URL : https://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
• Карта Санкт-Петербурга / URL : https://www.kartaspb.ru/
• Кунсткамера / URL : https://www.kunstkamera.ru/
• Мир Петербурга / URL : https://www.mirpeterburga.ru/online/history/
• Мосты Санкт-Петербурга / URL : https://www.most-spb.ru/
• Нева. Сайты о Санкт-Петербурге / URL : https://www.nevariver.ru/links.php
• Петербург : интерактивная карта / URL : https://peterburg2.ru/map/
• Прогулки по Петербургу / URL : https://walkspb.ru/
• Экскурсионный Петербург / URL : https://www.gidspb.ru/
• Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL : https://www.encspb.ru/index.php
• Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL : https://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
• Я люблю Петербург / URL : https://www.ilovepetersburg.ru/history