Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи основной образовательной программы …. 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы. 4
1.2. Планируемые результаты …. 5
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. 6
1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ООП группы №2…7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Приоритетные направления деятельности по реализации ООП
Темочки:
2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
«Социально-коммуникативное развитие». 8
«Познавательное развитие». 12
«Речевое развитие». 14
«Физическое развитие». 21
«Художественно-эстетическое развитие. 24
2.3. Взаимодействие взрослых и детей.. 27
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников… 27
2.5. Взаимодействие ДОУ с другимиучреждениями.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка…29
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды…. 29
3.3 Планирование образовательной деятельности …. …30
3.4. Режим дня и распорядок …. ….…. ….35
3.5Перечень нормативных и нормативно – методических документов ….
3.6. Перечень литературных источников….
Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование
Приложение 2 Календарное планирование
3 Региональная программа
4 Индивидуальные программы для детей с ОВЗ
5 Паспорт здоровья
6 Социальный паспорт
7 Список тематических недель
8 Диагностический инструментарий
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цели и задачирабочей программы
Рабочая программа средней группы №2 муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтова Мамонтовского района - нормативный документ, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг и отражающий:
-собственную нетрадиционную модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;
- педагогические технологии обучения, применяемые в работе с детьми;
- систему взаимодействия с семьями воспитанников;
- учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей детей и родителей;
- условия, обеспечивающие рабочую программу.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 г. N 1014, Уставом и другими нормативно-правовыми актами, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049 - 13) и строится на основах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Цели рабочей программы средней группы №2 является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы средней группы №2
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
• Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детскогоразвития.
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребёнка.
• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целяхповышения эффективности образовательного процесса.
• Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения.
• Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество всоответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.
• Уважительное отношение к результатам детского творчества.
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
• Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающейумственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
• Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
• Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольногообразования является развитие ребенка.
Принцип интеграции - это процесс, обеспечивающий целостность образовательного процесса и ведущий к связанности, взаимопроникновению и взаимодействию отдельных образовательных областей.
Формы реализации принципа интеграции:
• на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
• посредством организации и оптимизации образовательного процесса;
• интеграция детских деятельностей.
Комплексно-тематический принцип - объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг «единой темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»).
Рабочая программа обеспечивает :
• всестороннее развитие детей в возрасте от 4до 5 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей;
формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности, а именноинициативности и самостоятельности, ответственности;
• необходимый уровень развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальныхи физических качеств ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательныхпрограмм начального общего образования.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с требованиями ФГОС ДО, вступившем в силу с 1 января 2014 г. (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. ,2014г., а также комплекса парциальных программ.
1.2. Планируемые результаты
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания рабочей программысредней группы №2
- работа по и информационному обеспечениювведения ФГОС ДО;
- создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка вобразовательном процессе;
- формирование базисных основ личности на основе организации различных видов деятельности,гибкого отбора содержания образования и педагогических технологий;
- постепенный переход от специальной организованной деятельности к совместной деятельностипедагога с детьми.
Достижение намеченных в Программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в группе.
Целевые ориентиры. К семи годам:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;
ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста, с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинаютотделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображениечеловека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Детиспособны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание:дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас-
положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложноеусловие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования, направленные в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности, на качество условий образовательной деятельности.
Рабочая программасредней группы №2 не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоенияООП.
Целевые ориентиры рабочей программысредней группы №2 :
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Рабочей программой средней группы №2 предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательнойдеятельности;
- карты развития ребенка.
В соответствии со Стандартом и принципами предусмотрена оценка качества образовательной деятельности:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
3) ориентирует систему образовательной деятельности на поддержку вариативности организационных форм и используемых парциальных программ;
4) обеспечивает качество дошкольного образования.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
• диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив ДОУ.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и социум.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Приоритетные направления деятельности средняя группа №2 по реализации рабочей программы средней группы №2
Реализация рабочей программы.
Средняя группа №2 осуществляет социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников через:
1. Освоение воспитанниками средней группы №2 рабочей программы дошкольного образования: программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Организацию коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи: «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием» авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи Направления реализации
образовательной области
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных представлениях о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, делении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.);
- развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах, его роли в обществе и жизни каждого человека. Трудовое воспитание Игровая деятельность Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе