Наталья Кравцова
Рабочая программа «В мире природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование разработано на основе :
- Комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. ;
СПб ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 г.
с использованием учебно-методических пособий О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2020 г, С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» М. : МОЗАИКИ – СИНТЕЗ, 2010; Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах». Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2019
Публикация «Рабочая программа „В мире природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание программы :
Название раздела Номер страницы
1. Целевой раздел
2-3
1.1 Пояснительная записка 2
1.2 Актуальность Программы 2
1.3 Цель и задачи Программы 2
1.4 Принципы, положенные в основу Программы 2-3
1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 3
1.6. Планируемые результаты освоения Программы : 3
2. Содержательный раздел
4-8
2.1. Основные направления образовательной деятельности 4
2.2. Таблица тематического распределения количества часов. 4
2.3. Перспективный план 4-8
3. Организационный радел
8-9
3.1 Методы работы с детьми по Программе : 8
3.2. Формы работы с детьми 9
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы 9
3.4 .Список литературы 9
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Знакомство малыша и природы происходит в самом раннем возрасте. Природные объекты - неотъемлемая часть нашей жизни. Это объекты живой и неживой природы, которые становятся одним из важных источников первых радостных переживаний и открытий для ребёнка. Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития. Формирование у детей знаний о неживой природе, животных и растениях является залогом развития процессов познания, всестороннего развития, формированию нравственных ценностей. Содержание знаний, которые должны получить дети, укладываются в программу «В мире природы». Программу рекомендуется брать для реализации в дошкольном учреждении в рамках кружковой деятельности с воспитанниками 6-7 лет.
Программа разработана для воспитанников ДОУ 6-7 лет, на основе методической литературы, авторов О. А. Воронкевич, С. Н. Николаевой, Т. А. Шорыгиной. Может использоваться педагогами ДОУ в работе с детьми по формированию первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, природных явлениях.
1.2 Актуальность Программы
Экологическая ситуация, сложившаяся на данный момент требует необходимости конкретной просветительской работы по формированию экологической воспитанности. Чтобы правильно относиться к природным явлениям и объектам, необходимо иметь о них определённые знания. Правильнее будет, если дошкольники будут узнавать не только объекты ближайшего окружения. Целесообразно давать им более полную картину мира, не ограничивая только объектами, характерными для местности проживания. Это облегчит дошкольникам устанавливать причинно – следственные связи, сформирует начала экологического мировоззрения и культуры. Программа направлена на ознакомление детей с природными явлениями, объектами нашей Родины и нацеливает на развитие культуры экологической безопасности.
1.3 Цель и задачи Программы
Цель Программы : Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, природных явлениях.
Основные задачи:
1. Уточнять, систематизировать и углублять знаний о растениях, животных.
2. Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы.
3. Формировать представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
4. Вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром.
5. Развить интерес, познавательную мотивацию к окружающему миру.
1.4 Принципы, положенные в основу Программы
Программа разработана с учетом следующих принципов: Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Принцип системности – необходимость формирования целостной системы знаний и умений
Принцип научности - формирование научных знаний
Принцип доступности – опираться на раннее сформированные знания и умения
Принцип деятельности - включать ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип возрастной адресности – соответствие материала возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
1. Ребёнок имеет расширенные представления о природных явлениях, умеет их различать и устанавливать причинно – следственные связи.
2. Ребёнок различает и называет природные объекты и понимает, чем они отличаются друг от друга.
3. Ребёнок знает представителей животного мира изучаемых природных объектов.
4. Ребёнок знает представителей растительного мира изучаемых природных объектов.
5. Ребёнок представляет, что жизнь на Земле зависит от жизнедеятельности человека. Чем бережней относится к природе, тем лучше будет экологическая обстановка.
6. Ребёнок знает правила поведения в природе.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы :
Ребенок 6-7лет.
1. Знает название и причину природных явлений.
2. Имеет представление о природных объектах и месте их нахождения.
3. Имеет представление о многообразии животного и растительного мира.
4. Имеет представление о важности сохранения природных ресурсов.
2. Содержательный раздел
2.1. Основные направления образовательной деятельности
1. Создание эмоционального благополучия.
2. Поддержка инициативы ребёнка.
3. Выдача материала, ориентированного на уровень развития дошкольника.
4. Связь с родителям.
2.2. Таблица тематического распределения количества часов.
Разделы Количество НОД
1. Природные явления 9
2. Природные объекты 16
3. Животный мир 5
4. Земля – живая планета 2
Итого 32
2.3. Перспективный план
№ Содержание
(разделы, тема) Кол-во
занятий/
часов Программное содержание
Природные явления : 9 часов
1 Рассказ педагога «Восход солнца» 1 Познакомить детей с природным явлением – восход. Расширять знания о частях суток. Ввести в словарь детей выражения «Полярная ночь», «белая ночь». Воспитывать эстетическое отношение к природе.
2 Рассказ педагога «Закат солнца» 1 Познакомить детей с природным явлением «закат». Активизировать познавательный интерес к явлениям природы. Развивать умение видеть красоту природы.
3 Рассказ педагога «Что такое молния» 1 Расширять представления детей о природном явлении «молния». Формировать у детей правила поведения во время грозы. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Беседа «Круговорот воды в природе» 1 Познакомить детей с природным явлением «круговорот воды в природе». Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Воспитывать бережное отношение к воде.
5 Игра – путешествие «Ищем радугу» 1 Уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга». Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги. Уметь отражать свои впечатления в рисунке.
6 Беседа «Какой бывает дождь» 1 Систематизировать и закрепить знание о дожде. Формировать представления о том какие виды дождя бывают. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру.
7 Рассказ педагога «Когда бывает ледоход» 1 Расширять представления у детей о характерном признаке весны, о природном явлении – ледоход. Уточнить связь состояния воды в зависимости от температуры. Познакомить с понятием - половодье. Воспитывать интерес природным явлениям.
8 Игра – экспериментирование «Вода в твёрдом состоянии» 1 Систематизировать знания детей о воде в твёрдом состоянии. Экспериментальным путем уточнить свойствах снега, льда.
Воспитывать эстетические чувства.
9 Рисование «Листопад» 1 Познакомить детей с осенним явлением «листопад». Уточнить, почему листья желтеют и опадают. Учить передавать свои впечатления в рисунках. Расширить знания и представления детей об окружающей природе. Воспитывать желание любоваться осенними пейзажами.
Природные объекты, природные зоны : 16 часов
1 Виртуальная экскурсия «В гости к царевне – лягушке» 1 Формировать у детей представление о болотах как части природы. Расширять представления о природных объектах болота. Воспитывать экологическую грамотность.
2 Рассказ педагога «Как образуется водопад» 1 Формировать у детей представления о водопаде. Показать, как образуются водопады. Развивать интерес к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к природе.
3 Игра – экспериментирование «Что такое вулкан» 1 Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
4 Рассказ педагога «Какие бывают горы» 1 Формировать у детей первоначальное представление об образовании гор и их внутреннем содержании. Развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
5 Игра – путешествие «Космическое приключение» 1 Расширять представления детей о звёздах. Пополнить словарный запас детей. Развивать навыки учебной деятельности.
Воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
6 Виртуальное путешествие в лес 1 Формировать представления детей о лесе. Уточнять знания о значении леса в жизни людей. Закрепить знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород. Закрепить знание правил поведения в лесу. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
7 Игровая образовательная деятельность «Мы на луг ходили» 1 Формировать представления детей о луге.
Познакомить детей с многообразием растений и животных луга. Закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, правилах поведения в природе. Воспитывать эмоциональное отношение к красоте природы.
8 Виртуальная экскурсия на море. 1 Расширять представления детей о море. Закреплять знания детей о его обитателях. Развивать у детей мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.
Воспитывать у детей желание бережно относиться к природным объектам.
9 Игра – путешествие «На воздушном шаре» 1 Формировать у детей навыки экспериментальной деятельности. Расширять знания детей об образовании облаков. Развивать элементарные экологические представления о неживой природе. Развивать познавательный интерес к явлениям природы.
10 Виртуальное путешествие - остановка «Остров» 1 Познакомить детей с понятием «остров». Формировать предпосылки поисковой деятельности; развить умения и навыки исследовательской деятельности. Расширять и уточнять представления детей об окружающем мире.
11 Игра – путешествие на поле 1 Сформировать представление о разнообразии растений и животных поля.
Обеспечить усвоение основных знаний. Познакомить детей с полем и полевыми
Культурами.
Развить познавательную активность детей, умение выражать свои мысли; развивать
внимание и мышление.
Воспитывать экологическую культуру школьников.
12 Виртуальное путешествие на пруд 1 Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны и флоры пруда.
Формировать эстетическое восприятие - учить детей видеть красоту водоема.
13 Виртуальная экскурсия к реке 1 Расширять понятия об окружающем мире. Формировать понятия о возникновении реки. Расширять и активизировать словарь детей. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
14 Игра – путешествие «Родник» 1 Формировать представление о роднике как о природном объекте. Развитие любознательности, мышления, внимание. Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам. Развивать экологическую культуру.
15 Рассказ педагога «Что такое степь» 1 Сформировать у детей представление о природной зоне – степь. Познакомить дошкольников с многообразными представителями растительного и животного мира степи. Развивать у детей внимание, память, речь. Развивать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы.
16 Рассказ педагога «Что такое Солнце» 1 Развивать у детей элементарные представления о Солнце и солнечной системе. Познакомить с другими планетами солнечной системы. Воспитывать интерес космическим объектам.
Животный мир: 4 часа
1 Беседа «Дикие животные» 1 Расширять и углублять знания детей о диких животных. Учить выделять характерные особенности животных той или иной группы. Расширять активизировать словарный запас детей. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
2 Беседа «Что мы знаем о птицах» 1 Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах. Учить узнавать и называть птиц. Активизировать словарный запас детей. Воспитывать желание заботиться о птицах.
3 Беседа «Насекомые, они какие» 1 Расширять представления детей о многообразии представителей насекомых. Закрепить знания о среде их обитания. Развивать память, активизировать словарь.
4 Беседа «Кто такие рыбы» 1 Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с морскими и речными рыбами. Развивать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы.
5 Викторина «Загадки природы» 1 Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
Земля – живая планета: 2 часа
1 Берегите землю! 1 Уточнить представления детей о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли. Развивать связную речь, умение анализировать и делать выводы. Формировать элементарные научные экологические знания.
2 Итоговая беседа «Строим экологический город» 1 Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать представления о последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
3. Организационный радел
3.1 Методы работы с детьми по Программе :
Для работы с детьми по программе используются основные методы:
-Наглядный метод: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, презентаций.
-Практический метод: игра, элементарные опыты и моделирование.
-Словесный метод: рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
3.2. Формы работы с детьми
Специально организованное обучение в форме занятий с детьми в рамках кружковой деятельности. Одно занятие в неделю, т. е. 32 занятий в учебном году. Темы занятий определены в перспективном планировании.
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы.
-Создание развивающей предметно-пространственной среды;
-иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки по темам: «Природные явления», «Природные объекты», «Животный мир»;
-презентации по разделу: «Земля – живая планета»
- макеты «Вулкан», «Морское дно», «Водопад», «Пустыня»
- глобус, карты местности.
3.4 . Список литературы:
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2020г
С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» М. : МОЗАИКИ – СИНТЕЗ, 2010
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах». Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2019 г.
Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2020г.
Т. А. Шорыгина «Беседы о субтропиках и горах». Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2017 г.
Т. А. Шорыгина «Беседы о степи и лесостепи». Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2017г.