Талия Аникеева
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 5–6 лет с ОНР по освоению образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация режима пребывания детей
Часть 1. Содержание программы. Пояснительная записка
2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 5-6 лет с ОНР по освоению образовательных областей.
Публикация «Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 5–6 лет с ОНР по освоению образовательных областей» размещена в разделах
Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе логопедической НОД, является, безусловно, «Коммуникация», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешна, используются интеграция других образовательных областей.
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями
Образовательные области Задачи
«Физическая
культура Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования а также игровое общение.
«Здоровье» Развитие свободного общения со взрослыми, сверстниками по поводу здоровья и здорового образа жизни человека
«Безопасность» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, поведение стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания, в процессе трудовой деятельности.
«Социализация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных целостных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также общепринятых норм и правил поведения
«Труд» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомстве с трудом взрослых.
«Познание» Расширение кругозора в части свободного общения с взрослыми и детьми и при развитии всех компонентов устной речи.
«Чтение художественной
литературы» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
«Художественное творчество» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Обогащение и активизация словаря.
«Музыка» Использование средств музыкальных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Коммуникация»
Таким образом, интегрированный подход, основанный на единстве законов природы и целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования на современном этапе. Он позволяет обеспечить условия для организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с разных точек зрения в разных образовательных сферах.
В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив, так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
2.1. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учителя-логопеды, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра и врач педиатр.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОНР являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые НОД с детьми с ОНР).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
2.2. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Требования к условиям реализации программы.
Психолого – педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2. Обеспечение психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
6. развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение:
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Специфика организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в ДОУ выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.
Учитель – логопед: курсы повышения квалификации по теме:
2013 г. - «Применение многофункционального трейнера «INFANT» в коррекционной работе логопеда с детьми 3-5 лет» в объеме 6 часов.
2012 г. - «Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий при органических дефектах речи у детей (алалия, дизартрия, ринолалия). Инновационные подходы и методы» в объеме 72 часов.
2012 г. - «Постановка и автоматизация звуков при стертой дизартрии» в объеме 12 часов.
В процессе реализации программы коррекционной работы учитель-логопед в ДОУ использует:
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» М. : Просвещение, 2009
• авторская методика Ткаченко Т. А. «Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников», рекомендованную МО РФ СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2000;
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программно-методические рекомендации. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». – М. : Дрофа, 2009
• Ткаченко Т. А. Программа. Развитие связной речи у ребёнка 4-6 лет. -М. : Ювента, 2008
• диагностический и коррекционно–развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда;
• учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.
Весь учебный материал систематизирован по следующим разделам:
1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
4. Подготовка к обучению грамоте.
5. Развитие познавательных психических процессов.
6. Совершенствование мелкой и общей моторики.
2.3. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.
В группах компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план, осуществляет постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты.
Педагог-психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На музыкальных занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Медицинский работник изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.
Воспитатель по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие : развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.
Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.