Елена
Рабочая программа «Труд и Я»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Великий педагог, В. А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Автор: Гордеева Елена Валерьевна, воспитатель МКУ Окунёвский детский дом «Мечта», рабочая программа «Труд и Я»
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа „Труд и Я“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
В труде у детей формируются следующие умения и навыки:
По уходу за жилищем, усадьбой, умение использовать различные орудия труда. Трудовые умения и навыки при работе с землей, растениями.
Дети выполняют обязанности дежурного, график дежурства составляется по согласованию с детьми. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать.
Предлагаемая рабочая программа по трудовому воспитанию «Труд и Я» предназначена для работы с воспитанниками 8-16 лет, с учетом индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Группа постоянно пополняется вновь прибывшими воспитанниками, многие дети имеют трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, трудности в овладении учебным материалом, проявляют нарушения дисциплины, не проявляют желания сделать без помощи взрослых самостоятельно необходимые трудовые дела.
Результативность трудовой деятельности находится на не высоком уровне, требуется помощь и контроль взрослого. Коррекцию поведения воспитанников предполагается организовать через различные виды трудовой деятельности : вовлечь детей в трудовое самовоспитание, способствовать формированию привычки к длительным волевым усилиям, умению организовывать свое рабочее место, соблюдать рациональный режим труда и отдыха.
Трудовую деятельность организуется по трем направлениям:
Труд по самообслуживанию :
Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка. Уход за телом, соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой, обувью.
Хозяйственно-бытовой труд.
Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается с младшего возраста и осуществляется как посильная помощь воспитателям.
В процессе хозяйственно - бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ : умение поддерживать порядок в группе и спальне, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе и др., формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений (веник, пылесос) и территорий детского дома (грабли, тяпка, лопата); формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок. Умение делать что-то своими руками пригодится детям в любой профессии.
Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта.
Цель: Формирование социально-адаптированной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками, формирование у воспитанников устойчивых трудовых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, потребности в трудовой и в профессиональной деятельности, необходимой в дальнейшей самостоятельной жизни.
Задачи:
1. Создать условия для развития каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды трудовой деятельности, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности детей.
2. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
3. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
4. Развивать трудовые умения и планировать свою работу.
5. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувства долга и ответственности, честности.
6. Воспитывать умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.
7. Знакомить с миром профессий, развивать систему трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем, приобщать к активному участию в трудовой деятельности,
Данные циклы занятий разработаны сроком на 1 год, проводятся 4 раза в месяц по 60 мин.
Формы работы : беседа, беседа-практикум, игры, экскурсии, конкурсные игровые программы, упражнения, метод воспитывающих ситуаций, самоанализ поступков, встречи с интересными людьми, уроки трудолюбия, конкурсы – лучший участок, лучшая группа, экскурсии, рассказ, практическая деятельность. Метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха.
Срез знаний проводится раз в квартал через следующие формы: викторины, игры, конкурсы, анкеты, а также на каждом занятие мини опрос об усвоенных знаниях на занятиях.
Рабочая программа по трудовому воспитанию «Труд и Я».
Направление «Труд в природе»
- Расширить и обогатить представления детей о труде в природе.
- Систематизировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.
- Развить навыки организации работы.
- Формировать у детей положительные личные качества: стремление к труду, заботливость, ответственность.
- Воспитывать интерес и любовь к труду, бережное отношение к природе, позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе.
Занятия:
1. Беседа «Зачем нужен труд»?
2. Беседа «Польза комнатных растений»
3. Беседа «Лекарственные растения»
4. Беседа-практикум «Что мы можем сделать для братьев наших меньших?»
5. Практические занятия «Забота о птицах»
6. Практические занятия «Посев семян томатов»
7. Викторина «Труд даром не дается»
8. Беседа-практикум «Правило посадки деревьев и кустарников»
9. Практические занятия «Весенние посадки в огороде”
10. Практические занятия «Высадка томатов»
11. Беседа «Овощи. В чем их польза»
12. Беседа-практикум «Сбор урожая»
13. Беседа-практикум «Хранение лука и чеснока»
14. Беседа-практикум «Сбор семян цветов»
15. Практические занятия «Засолка овощей»
16. Практические занятия «Осенние заботы»
17. Игровая программа «Урожай осени»
Направление «Хозяйственно бытовой труд»
- Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
- Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
- Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и в окружающей среде.
- Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Занятия:
1. Практическое занятие «Расчистка дорожек от снега»
2. Практическое занятие «Постройка снежного городка»
3. Беседа «С чего начинается дом, квартира»
4. Беседа – практикум «Мой дом - наведу порядок в нем»
5. Беседа – практикум «Правило поддержания чистоты в помещении»
6. Беседа – практикум «Все о мебели. Уход за мебелью»
7. Беседа – практикум «Уход за полами»
8. Беседа – практикум «Чистота ковров и паласов. Уход за ними»
9. Беседа – практикум «Окна и уход за ними»
10. Практическое занятие «Стирка штор и тюлей»
11. Беседа – практикум «Каждой веще свое место»
12. Беседа – практикум «Виды электрических приборов. Уход за ними»
13. Викторина «Уличный инвентарь»
14. Викторина «Без труда, не вынешь рыбку из пруда»
15. Конкурсная игровая программа «Все успеем, все сумеем»
16. Практическое занятие «Самая чистая квартира»
Направление “Самообслуживание”
Задачи:
- Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
- Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, умению следить за своим внешним видом.
- Развивать познавательные интересы детей.
Занятия:
1. Беседа «Личная гигиена воспитанников»
2. Беседа – практикум «Соблюдение индивидуальных требований гигиены тела»
3. Беседа – практикум «Умение по назначению применять средства для гигиены тела»
4. Практические занятия «Уход за различными видами одежды»
5. Занятие – практикум «Правильно гладим одежду»
6. Беседа – практикум «Чистые зубы»
7. Игра «Наведи порядок каждый в своем шкафу»
8. Беседа-практикум «Уход за различными видами обуви»
9. Беседа-рассуждение «Опрятность внешнего вида»
10. Мастерская для детей «Пришей пуговицу»
11. Анкета «Мое отношение к внешнему виду»
12. Игра-путешествие «В мир чистюлей»
13. Беседа «Уход за руками»
14. Беседа «Уход за волосами»
15. Игра «Парикмахер»
16. Вечер моды
Занятия по направлениям
сентябрь Беседа «Труд человека кормит, а лень портит». 1 час
сентябрь «Поможем в сборе урожая». (Практическая деятельность). Беседа «Второй хлеб». 1 час
сентябрь Беседа-практикум «Готовим блюдо из картошки». 2
октябрь Беседа «Дом, в котором я живу». 1 час
октябрь Беседа «В чем польза комнатных растений». 1 час
октябрь Беседа – практикум «Личная гигиена воспитанника». 1
октябрь Беседа – практикум «Уборка спален». 1 час
ноябрь Беседа «Лекарственные растения». 1 час
ноябрь Беседа – практикум «Учимся использовать разные виды щеток». 1 час
ноябрь Практическое занятие «Уход за различными видами одежды». 1 час
ноябрь Беседа – практикум «Каждой вещи свое место». 1 час
декабрь Беседа «Пословицы и поговорки о труде». 1 час
декабрь Беседа – практикум «Украшаем группу к новогоднему празднику». 1 час
декабрь «Мастерская деда Мороза». 2 часа
январь Тест «Уровень воспитанности». 1 час
январь Беседа – практическая деятельность «Учимся правильно стирать». Помощь работнику прачки. 1 час
январь Беседа – практикум «Правила хранения белья. Встреча с кастеляншей и зав. складом». 2 часа
февраль Беседа – практикум «Что мы можем сделать для братьев наших меньших?» 1 час
февраль Практическое занятие «Мелкий ремонт одежды». Встреча со швеей. 1 час
февраль Игра – путешествие «Чистюлька» 1 час
февраль Практическое занятие «Помощь на кухне». Встреча с поваром. 1 час
март Беседа – практикум «Выращивание рассады в домашних условиях» 1 час
март Мини сочинение «Чем бы я хотела заниматься дома?» 1 час
март Практическое занятие «Домашний кулинар». (приготовление киселя). 1 час
апрель Практическая деятельность «Весенние хлопоты». 1 час
апрель Встреча с парикмахером. Ролевая игра «Парикмахер». 1 час
апрель Беседа – рассуждение «Опрятность внешнего вида». 1 час
апрель Конкурс «Юный умелец – мастер золотые руки». 1 час
май Конкурс рисунков «Я рисую свою мечту». 1 час
май Викторина «Без труда не вынешь рыбку из пруда». 1 час
май Практическая деятельность «Весенние хлопоты». 1 час
май Игровая программа «Теремок на новый лад» 1 час
К концу года обучения ожидается следующий результат:
Сформированность у воспитанников привычки к систематическому, осознанному труду, умеет поставить цель в работе, адекватно оценивает свои возможности, доводит начатое дело до конца.
Сформированность у воспитанников общетрудовых умений и навыков. Создание сплоченного коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
Сформировано сознательное отношение к труду, как готовность воспитанников к продолжению обучения и дальнейшей трудовой деятельности, ориентируется в мире профессий.
Информированность воспитанников о профессиях, которые имеют спрос.
Соблюдение воспитанниками санитарно-гигиенических норм, порядка, желание вести здоровый образ жизни, умение найти себе дело, которое принесло бы пользу, являясь альтернативой противоправным делам.
В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Список литературы
1. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании.
2. БурР. С. ,ГодинаГ. Н «Учите детей трудиться».
3. Бур Р. С. «Воспитание детей трудом».
4. Кочетов А. И. Основы трудового воспитания
5. Кушакова О. А. «Воспитать себя».
6. Липник В. Н. Трудовое воспитание в школе
7. Лосева О. А. «Режим и организация труда».
8. Петровский А. В. «Что мы знаем и чего не знаем».