Марина Зайцева
Рабочая программа разновозрастной группы на 2019–2020 учебный год
Воспитатель :
Зайцева Марина Анатольевна
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.1.3. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 8
1.1.4. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 10
1.2.1. Результаты освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста 11
Публикация «Рабочая программа разновозрастной группы на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
1.2.2. Результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста 14
1.2.3. Система оценки результатов освоения Программы 18
2. Содержательный раздел 19
2.1. Описание образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы 19
2.1.1. Перспективный план работы с детьми с учетом образовательных областей Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие…. 19
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»…. 23
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» …. 44
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое творчество»… 57
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»…. 82
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов… 102
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…. 114
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы… 115
2.5. Характеристика жизнедеятельности детей…. 120
2.6. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды…124
2.7. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников… 126
3. Организационный отдел…. 131
3.1. Описание организации образовательной деятельности… 131
3.1.1. Учебный план по рабочей программе в разновозрастной группе…. 131
3.1.2. Календарный учебный график по рабочей программе в группе…. 133
3.1.3. Расписание организованной образовательной деятельности… 135
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…. 136
3.3. Описание материально – технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения… 137
4. Приложение…. 143
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разновозрастной группы разработана с учетом ООП МБДОУ «Детский сад п. Ст Малоархангельск», на основе следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249.
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
5. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.
Программа разработана с целью педагогической поддержки позитивной социализации, развития личности детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад п. Ст Малоархангельск» и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и общения с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа направлена на :
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, парциальных программ, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы : развитие личности детей младшего и старшего дошкольного возраста в различных видах общения, в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, решение задач и проблем в соответствии с возрастом, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной реализации на всех этапах жизни.
Приоритетные задачи реализации Программы :
• охрана и укрепления здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познать себя в единстве с миром, в диалоге с ним
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценности здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека
• воспитание у детей патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• объединение воспитательно–оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
• совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития
• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типы высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т. д.)
• целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений
• содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей); признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно–исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.)
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• учет этнокультурной ситуации развития детей
• построение партнерских взаимоотношений с семьей
Образовательная среда в соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного обучения:
• принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи
• принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игра, общение, исследование и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса
• принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях)
• принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности
• принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.
• принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием
Обязательная часть Программы разработана с учетом ООП ДО.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующих парциальных программ :
1. С. Н. Николаева
Программа «Юный эколог»
Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Цель: привитие основ экологической культуры дошкольников, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи:
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные — это живые организмы, о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи; на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды обитания
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир
Воспитательные:
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам
Развивающие:
• развитие системы умений, навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм
• формирование навыков рационального природопользования
• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
2. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Цели:
• сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями
• способствовать становлению основ экологической культуры
• приобщать к здоровому образу жизни
Задачи:
• дать детям достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребенка
• научить детей правильно оценивать опасность и избегать ее, используя сюжеты и действия героев художественной литературы
• помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья
• формирование и расширение представлений о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем
• знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасности на улице
• учить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми
• учить безопасности детей в быту
• объяснить правила общения с животными
• обогащать представления детей о здоровье
• обучать уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания помощи
3. И. А. Лыкова
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
• развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира
• развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности
4. Т. Ф. Коренева
Программа «В мире музыкальной драматургии»
Цель: сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи:
• развивать основы музыкальной культуры
• развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях
• учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности
• развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства)
• учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня, виды ритмики (танец, игра, упражнение, понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т. д.)