Ирина Миляева
Рабочая программа по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
* Формирование культуры личности:
- формировать сенсорную культуру и культуру познания;
- создать условия для проявления и формирования интеллектуальных качеств личности (любознательность) ребёнка.
- формировать познавательные интересы и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности;
Публикация «Рабочая программа по познавательному развитию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- поддержать детскую инициативу и самостоятельность в познавательной и проектной деятельности;
- организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления и воображения детей;
* Формирование детского коллектива:
- формировать опыт собственных наблюдений в ходе организации культурных игровых практик как организационной основы образовательной деятельности;
- развивать познавательно – исследовательскую совместную деятельность со сверстниками;
- формировать предпосылки к учебной деятельности и навыки общения в условиях школы.
Перечисленные задачи отражаются в содержании образовательных областей следующим образом. Позанвательное развитие предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действии. Становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Формирование целостной картины мира».
Средняя группа Формирование культуры личности:
- знает названия сенсорных эталонов;
- имеет достаточно систематизированную картину мира, но допускает нарушения причинно-следственных связей и формирование ситуативных аналогий. Может обосновать свое мнение, при этом исправляя ошибки прогноза и недочеты;
-нравится рассматривать картинки-нелепицы, благодаря которым более свободно рассуждает о признаках и явлениях окружающего мира, систематизирует их.
Развитие способностей :
- развивается способность к объединению предметов в родовые и видовые категории, но затрудняется их охарактеризовать в речи;
- отгадывает описательные загадки о предметах и объектах природы. Сам сочиняет загадки по образцу взрослого;
- интересуется математикой, любит решать математические задачи, соответствующие возрасту. Выполняет задания на развитие наглядно-образного мышления.
Формирование детского коллектива:
- проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (что будет если.? почему? Зачем);
- активно пользуется в практике общения со взрослыми и сверстниками математическими понятиями (больше, меньше, поровну и др.)
Старшая группа Формирование культуры личности:
- имеет представление детей о мире предметов, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, пылесос, утюг и др., создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. д., о существенных характеристиках предметов, свойствах и качествах различных материалов;
- интересуется математикой. Понимает основные математические термины (в том числе единицы измерения, может ими пользоваться при осуществлении практической деятельности, применяя математические навыки и умения. Математические действия свернуты и совершаются при этом в уме;
- пространственные и временные представления систематичны и включены в общую картину мира. Обобщая и анализируя картину мира, испытывает потребность в расширении кругозора, способен в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации.
Развитие способностей :
- любознателен, демонстрируя сенсорные способности, находится на уровне действий по памяти, совершая группировку и сериацию по образцу, заданному когда-то взрослым. При этом испытывает затруднения при необходимости ориентироваться сразу на два сенсорных признака, сравнивать группы объектов, одновременно обобщая и противопоставляя их;
- способен понимать некоторые закономерности, связанные с погодными явлениями, объяснять их на доступном уровне.
Формирование детского коллектива:
- демонстрирует в своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательные задачи, передавая основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира, пытается научить тому, что умеет, сверстника. Комментирует в речи свои действия.
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- понимает основные математические термины (в том числе единицы измерения, может ими пользоваться при осуществлении практической деятельности, применяя математические навыки и умения;
- пространственные и временные представления систематичны и включены в общую картину мира. Проявляет ориентировку в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство, их значимость для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом;
- имеет представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, благотворительность и т. д., месте человека в природном и социальном мире. Элементарное представление об истории человечества, которое получил через произведения искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира).
Развитие способностей :
- математические действия свернуты и совершаются при этом в уме. Умеет решать математические задачи, передавая основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели, пользоваться разными стратегиями мышления (лево- и правополушарной). Хорошо решает логические задачи и находит несоответствие в нелепицах;
- способен описывать некоторые закономерности, связанные с природными явлениями, объяснять их на доступном уровне, приводить примеры, используя представления об экосистемах;
- предавая свои впечатления о мире, создавая его образ в рисунке, лепке или аппликации, ориентируется при этом на пропорциональность, симметрию и гармонию цвета, формы и величины, может передавать ритм и динамику движения в выразительных образах в рисунке, лепке, аппликации;
- может создавать предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений;
- обобщая и анализируя картину мира, испытывает потребность в расширении кругозора, способен в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации.
Формирование детского коллектива:
- демонстрирует в своих рассуждениях и продуктах деятельности основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира с помощью символов и знаков;
- демонстрирует в своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательнее задачи, пытаясь быть понятным для другого человека;
- при отражении картины мира в виде художественных образов пытается сделать это одновременно детально и целостно, в виде системы, при этом увеличивается оригинальность образов воображения.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля
«Развитие познавательной деятельности, конструирования и экспериментирования».
Средняя группа Формирование культуры личности:
- в процессе самостоятельной предметной и предметно-исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, систематизирует их;
- формулирует причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, используя опыт рассуждений вместе со взрослым.
Развитие способностей :
- самостоятельно совершает обследовательские действия (метод практического примеривания и зрительного соотнесения) и делает прогноз, связанный с обозначением функций и поведения предметов в ситуациях, которые не наблюдает (может предположить, как они себя будут вести);
- выполняет конструкцию из строительного материала по памяти, по образцу и плану, заданным условиям.
Формирование детского коллектива:
- инициирует обсуждение своего исследовательского опыта или проекта в кругу сверстников;
- проявляет умение работать коллективно, стремится к объединению усилий в соответствии с общим замыслом конструирования или экспериментирования.
Старшая группа Формирование культуры личности:
- проявляет умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.)
- может переключиться с одного способа группировки на другой, выделять и систематизировать положительные и отрицательные качества предметов и событий, аргументируя свое мнение с помощью речи.
Развитие способностей :
- любознателен, проявляет умение выделять разнообразные свойства предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус;
- любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности ставить перед собой проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций;
- отражает результаты своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели. Конструирует из строительного материала по условиям и замыслу. Использует графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования.
Формирование детского коллектива:
- проявляет умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться;
- переносит из внешнего во внутренний план способы умственных действий, аргументирует свое мнение и умеет его отстаивать в дискуссии.
Развитие способностей :
- любознателен, любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности ставить перед собой проблему, анализировать условия, выдвигать гипотезы, решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту;
- отражает результаты своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели. Конструирует из строительного материала по условиям и замыслу;
- использует графические образы для фиксации результатов исследования и экспериментирования. Прослеживает состоянии одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения.
Формирование детского коллектива:
- создает условия для реализации совместной проектной деятельности исследовательской и творческого типа. Инициирует обсуждение проекта в кругу сверстников. Ориентируется на общественное мнение;
- «защищает» исследовательские проекты (рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать закономерности, характерные для окружающего мира)