Конуль Дадашова
Рабочая программа по коррекции нарушений звукопроизношения на 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Публикация «Рабочая программа по коррекции нарушений звукопроизношения на 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
Программа составлена на основе методических рекомендаций О. В. Елецкой, Н. Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Л. М. Козыревой «Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», Е. В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
• Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина;
• Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М. : «Просвещение» 1971.
• Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. : «Просвещение» 1989.
• Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5.
• Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О. Н. Лиманская.
Календарно-тематическое планирование коррекции звукопроизношения
Сигматизм
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия. Умение различать речевые и неречевые звуки. Умение различать гласные и согласные звуки по определенным характеристикам
2. Постановка звука [ш]
Знакомство с акустическими, оптическими, артикуляционными характеристиками звука. Отработка артикуляции различными способами.
Отработка артикуляции различными способами.
Отработка артикуляции различными способами. Умение различать на слух данный звук, опознавать его среди других звуков По расписанию
3. Автоматизация [ш] в слогах
Отработка звука [ш] в прямых слогах.
Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить его в слоге По расписанию
4. Автоматизация [ш] в словах
Отработка звука [ш] в словах на ша, шы, шта, што. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить его в слове
Отработка звука [ш] в словах на шо.
Отработка звука [ш] в словах на шу.
5. Автоматизация [ш] в предложениях
6. Автоматизация [ш] в связной речи
7. Отработка звука [ш] в разных позициях.
Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в слогах, словах, предложениях.
Литература
1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.
2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.
4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.
Ламбдацизм
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия.
2. Постановка звука [л]
Выделение сонорных звуков по акустическим, оптическим, артикуляционным характеристикам.
3. Автоматизация [л] в слогах
Отработка звука [л] в открытых и закрытых слогах.
4. Автоматизация [л] в словах
Отработка звука [л] в односложных и многосложных словах.
5. Автоматизация [л] в предложениях
Отработка звука [л] в предложениях. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в предложения.
6. Автоматизация [л] в связной речи.
Отработка звука [л] в связной речи. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в связной речи.
7. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе (одежда, обувь, посуда, мебель, дикие и домашние животные, времена года).
8. Слова – «сорняки»
Отработка звука [л] в связной речи. Опознавание слов - «сорняков».Умение различать на слух данный звук, опознавать его в тексте. Нахождение данных слов в устной речи.
9. Слова – «приятели» (антонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-антонимов, относящихся к различным частям речи.
10. Слова – «близнецы» (омонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-омонимов, относящихся к различным частям речи.
11. Значение слов (многозначные слова)
Выделение многозначных слов.
12. Лексическая тема: «Дикие животные»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
13. Лексическая тема: «Домашние животные»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
14. Лексическая тема: «Школа»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
15. Закрепление полученных навыков
Иметь достаточный словарный запас по пройденным темам.
Литература
1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.
2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.
4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.
Ротацизм
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия.
2. Постановка звука [р]
Выделение сонорных звуков по акустическим, оптическим, артикуляционным характеристикам.
3. Автоматизация [р] в слогах
Отработка звука [р] в открытых и закрытых слогах.
4. Автоматизация [р] в слогах
Отработка звука [р] в открытых и закрытых слогах.
5. Автоматизация [р] в словах
Отработка звука [р] в односложных и многосложных словах.
6. Автоматизация [р] в предложениях
Отработка звука [р] в предложениях.
7. Автоматизация [р] в связной речи.
Отработка звука [р] в связной речи.
8. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе (одежда, обувь, посуда, мебель, дикие и домашние животные, времена года).
9. Слова – «сорняки»
Отработка звука [р] в связной речи. Опознавание слов - «сорняков».
10. Слова – «приятели» (антонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-антонимов, относящихся к различным частям речи.
11. Слова – «близнецы» (омонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-омонимов, относящихся к различным частям речи.
12. Значение слов (многозначные слова)
Выделение многозначных слов.
13. Лексическая тема: «Овощи»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
14. Лексическая тема: «Столовые приборы»
15. Лексическая тема: «Школа»
16. Закрепление полученных навыков
Литература
1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.
2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.
4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.