Татьяна Подорожко
Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные ладошки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Волшебные ладошки»
для детей средней группы №5 для детей 4-5 лет
на 2020-2021 учебный год
Составитель: воспитатель
Подорожко Татьяна Дмитриевна
Ставрополь, 2020г.
Содержание рабочей программы.
1. Пояснительная записка. 4
2. Учебно – методический план 6
3. Планируемые результаты освоения программы 11
4. Список литературы 14
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Волшебные ладошки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
5. Приложения 15
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.
Продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Актуальность
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев. Если развитие мелкой моторики не растёт, то соответственно задерживается развитие речи.
На это обращали внимание ученые Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина). Актуальность заключается в том, что уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является художественное творчество. С помощью продуктивных видов деятельности развивается двигательная активность кисти руки. Когда она достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
Проблема:
Наличие низкого уровня развитие мелкой моторики. Недостаточно развиты сенсомоторная координация, пространственное ориентирование, двигательная активность, тактильно-зрительное восприятие. Маловыраженный познавательный интерес в художественном творчестве. Не в полной мере сформированы практические умения и навыки в продуктивной деятельности.
Цель:
сформировать высокий уровень развития мелкой моторики рук, зрительное внимание, пространственную ориентацию с помощью художественной деятельности: лепки, рисования, аппликации, создав благоприятные условия.
Задачи:
Образовательные
-формировать способность производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием. - Создать условия для формирования практических умений и навыков в продуктивной деятельности.
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
• Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации.
• Развивать мелкую моторику.
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающие:
- Воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнить работу до конца, аккуратность, доброжелательность, дружеские отношения.
Организация кружка:
Кружок организуются с детьми второй младшей группы.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 15-20 минут).
Занятия проводятся с сентября по май.
Сроки реализации Программы –год.
Формы работы по организации художественно – эстетической деятельности: групповая.
2. Учебно – тематический план.
Наименование раздела тема Количество занятий Из них Итоговое мероприятие Итоговый контроль
Теоритические часы Практические часы
сентябрь
1 «Розовый букет». Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. 1 1 Выставка работ
2 «Кап-кап дождик» Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. 1 1 Выставка работ
3 «Божья коровка» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму 1 1 Выставка работ
4 «Помидорки на грядке» Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру 1 1 Выставка работ
октябрь
1 «Урожай яблок» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму 1 1 Выставка работ
.2 «Дорожка для ежика» Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии. .1. 1. Выставка работ.
3 «Осенние листочки» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. .1 1 Выставка работ
4 «Овощи» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму. 1 1 Выставка работ
ноябрь
1 «Волшебные листочки» Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные формы. 1 1 Выставка работ
2 «Далматинец» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. 1 1 Выставка работ
3 «Оладушки для мишки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку. 1 1 Выставка работ
4 «Первый снег» Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. 1 1 Выставка работ
декабрь
1 «В гости к елочке» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму 1 1 Выставка работ
2 «Дед Мороз» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. 1 1 Выставка работ
3 «Зажигаем огоньки» Рисование. Учить наносить яркие мазки на темный фон. 1 1 Выставка работ
4 «Новогодняя открытка» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. 1 1 Выставка работ
январь
1 «Новогодний подарок» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку 1 1 Выставка работ
2 «Рождественские колокольчики» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму 1 1 Выставка работ
3 «Снеговик» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию 1 1 Выставка работ
февраль
1 «Валентинки» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. 1 1 Выставка работ
2 «Открытка к 23 февраля» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. 1 1 Выставка работ
3 «Погремушки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой 1 1 Выставка работ
4 «Веселый цирк» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка. 1 1 Выставка работ
март
1 «Открытка для любимой мамочки»Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. 1 1 Выставка работ
2 «Мимоза»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. 1 1 Выставка работ
3 «Весенняя капель»Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. 1 1 Выставка работ
4 «Куклы неваляшки»Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями. 1 1 Выставка работ
апрель
1 «Подснежники»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. 1 1 Выставка работ
2 «Распустились первые листочки»Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. 1 1 Выставка работ
3 «Веселый клоун»Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна. 1 1 Выставка работ
4 «Узор на полоске»Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию. 1 1 Выставка работ
май
1 «Мать-и-мачеха»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. 1 1 Выставка работ
2 «Мать-и-мачеха»Лепка. Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок. 1 1 Выставка работ
3 «Домик»Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик 1 1 Выставка работ
4 «Шарики воздушные — ветерку послушные»Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру. 1 1 Выставка работ
июнь
1 «Фрукты и овощи на тарелочке»Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму 1 1 Выставка работ
2 «Разноцветная поляна»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. 1 1 Выставка работ
3 «Салют цветов»Лепка. Учить лепить цветочки из лепешек, разных цветов с одинаковыми серединками. 1 1 Выставка работ
4 «Зайчик»Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру зайчика 1 1 Выставка работ
5. Список литературы:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
2. Волынкин В. И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р н/ Д: «Феникс», 2007 г.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.
4. Комарова Т. С., «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
7. Программа художественного воспит. 2-7 лет. «Обучения и развития детей», Лыкова И. А. ; 2009
8. Лыкова И. А. «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».-М. : Просвещение, 1987.
9. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.