Скворцова Ольга
Рабочая программа «Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников на материале истории родного села»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Публикация «Рабочая программа „Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников на материале истории родного села“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
• Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Знакомить с историческим прошлым и культурой родного края. .Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего народа и народов, живущих рядом с нами.
• Знакомить детей с символами края: гербом, флагом.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Содержание программы
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.
Правильно организованная развивающая среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.
В старшем возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, орга низация жизни детей по народному календарю.
Моя семья — семейные фото альбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
Родной край — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг, герб).
Родная страна — карта России
(хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны; символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).
Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему
«Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме
и т. п.
Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал : лабиринты, кроссворды на знание родного края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретаются настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования должны содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.
Музыкальным руководителем детского сада собирается фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.
Уголок нравственно - патриотического воспитания постоянно пополняется: символикой страны, области, родного города; альбомами с фотографиями родного города, столицы области, страны; книгами писателей родного города; литературой по патриотическому воспитанию.
На полочке красоты выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Проводятся беседы о работах народных мастеров, в которых помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
Необходимо постоянно накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников : перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованная работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальная и физкультурная ОД, праздники и развлечения. В ОД по физическому развитию разучивайте подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В ОД по изобразительной деятельности знакомьте детей с разными видами народной росписи.
Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого детям рассказывается, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Показываются иллюстрации, оформляются семейные фотоальбомы, записываются детские рассказы об интересных событиях в семье, проводятся увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй».
После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями г. Курска, необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными в группах создали уголок безопасности, где совместно с детьми изучаются правила дорожного движения. Воспитатели с детьми старшего возраста посещают городской краеведческий музей, музей ЮЗР, археологический музей где знакомятся с историей города.
Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детском саду проводятся тематические досуги, в канун 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню, триумфальной арке.
Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини-походы.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на интегрированные занятия. В детском саду стали традиционными проведение Дня открытых дверей, досуги ко Дню матери, игры, игры-путешествия, экскурсии, государственно-гражданские праздники, международные праздники : Международный женский день, День защиты детей, выпуск в школу, а также народные и фольклорные (Святки, Коляда Масленица), Осенины, конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, выставки детского творчества.
Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».
Календарно-тематический план
работы по нравственно-патриотическому воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц №
п/п Название темы Содержание деятельности. Мероприятия
с детьми и родителями.
СЕНТЯБРЬ 1 С чего начинается Родина?
Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства. Беседа «моё Отечество»
2 История возникновения родного села Антоньевка
Закрепить знание о родном селе, основных достопримечательностях. Познакомить с историей возникновения села Антоньевка Встреча с атаманом казачьей станицы Антоньевская Пичугиным Михаилом (рассказ о возникновении станицы)
3 Природа и животный мир Алтайского края
Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе род родного края. Игра путешествие «Кто где живёт?»
4 Наши предки славяне
Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Консультация для родителей «Из истории наших предков».
Русские народные игры.
ОКТЯБРЬ 1 Как жили люди в древней Руси?
Продолжить знакомство с бытом русского народа.
Познакомить с традициями родного села. Фольклорный праздник «Как мы жили в старину».
2 Отражение русских традиций в национальном костюме
Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. Знакомить с русской старинной одеждой. Экскурсия в дом культуры для знакомства с народным костюмом.
3 В русской избе
Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину; Закрепить представления детей об обстановке в казачьей избе, утвари и мебели; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству. Экскурсия в музей дома культуры «Казачья изба».
4 Как выращивают хлеб на полях Алтайского края?
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Хлеб - итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Познавательная беседа с детьми «Хлеб – всему голова»
Разыгрывание украинской сказки «Колосок».
НОЯБРЬ 1 Окрестности моего села
Воспитывать бережное отношение к природе. Экскурсия на реку Ануй
3 Символика Алтайского края: герб, флаг, гимн
Формировать у детей представление об официальных символах Алтайского края. Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю Прослушивание Гимна Алтайского края и авторской песни о селе Антоньевка.
Рисование детьми флага России.
4 Памятники и достопримечательности родного села
Дать знания о памятниках и достопримечательностях родного села. Экскурсия к строящейся часовне.
ДЕКАБРЬ 1 Игра-путешествие по родному селу
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Развивать монологическую речь детей: закрепить умение составлять рассказы-описания о достопримечательностях родного села. Сюжетно-ролевая игра «Мы – экскурсоводы».
Фотовыставка «Моё любимое село».
2 Все работы хороши, выбирай на вкус
Систематизировать знания детей о сельских профессиях. Презентация на тему «Профессии тружеников нашего села»
3 Кто, где работает?
Дать знания о профессиях людей в родном селе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Рассказы родителей о своих профессиях.
Сюжетно– ролевые игры : «Пекарня», «Ферма», «Гараж».
4 Интересные люди нашего села
Дать знания о профессии художник,кузнец. Воспитывать Эстетический вкус. Познакомить детей с местным художником Скворцовым В и кузнецом Гаенко И
ЯНВАРЬ 1 Село моё родное
Закрепить знания детей об истории родного села, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за своё село, стремление сделать его лучше. Конкурс знатоков родного села
2 Москва – столица нашей Родины
Уточнить и расширить знания о Москве, о том, что такое столица. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. Беседа «Главный город страны»
Прослушивание музыкальных произведений о Москве.
3 Россия – Родина моя!
Закрепить знания детей о природе России, русском национальном костюме, о русских сказках, потешках. Воспитывать любовь к Родине. Вызывать чувство восхищения красотой природы. «Здравствуй зимушка-зима»-развлечение.
Театрализованная деятельность-разыгрывание сказки «Зимовье зверей»
4 История России. Символика страны: герб, флаг, гимн
Познакомить с историей возникновения страны, с символикой. Воспитывать у детей интерес к стране, чувство любви и гордости за свою страну.
Изготовление стен газеты «Моя страна Россия»
(коллективная работа :родители, дети, воспитатели)
ФЕВРАЛЬ 1 Охрана границы
Закрепить знания детей о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия. Познакомить детей с трудом пограничников. Воспитывать уважение к Российским воинам Сюжетно ролевая игра с привлечением родителей «Зарница»
Беседа: «Лучшие друзья пограничников»
2 Летят самолёты
Воспитывать у детей чувство гордости за наших славных воинов - лётчиков. Привлечь их внимание к празднику - Дню защитника Отечества Заучивание стихотворений к празднику «Нашей Армии любимой день рождения в феврале»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
3 Наша Армия родная
Формировать представление о родах войск Российской армии. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину. Праздник «Нашей Армии любимой день рождения в феврале»
4 Защитники родного села.
Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Рассказать детям о защитниках родного села в военное и мирное время Рассказ пап, служивших в армии, о службе.
Знакомство с военной формой
МАРТ 1 Щедрые дары природы
Познакомить детей с лекарственными растениями, с лесной «аптекой». Расширять знания о природе России. Экскурсия в аптеку.
Сюжетно-ролевая игра «Фито бар»
2 Мастера земли русской
Дать знания о промыслах в России, о народном прикладном искусстве. Познакомить с трудом мастеров зодчества. Экскурсия в школу. Знакомство с работой кружка «Берегиня»
3 Наша добрая матрешка
Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки Презентация «Наша добрая матрешка»
Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»
(конструирование)
4 В гостях у городецких мастеров
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремление подрожать народным мастерам. Учить составлять описательные рассказы об изделиях умельцев.
АПРЕЛЬ 1 Фольклорный праздник
Воспитать интерес у детей к казачьим традициям. Фольклорный праздник «Эх. Казачата»
Встреча с участниками детского ансамбля «Казачок»
2 День Космонавтики
Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полё т человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
3 Подземные богатства России
Закрепить знания
Познакомить детей с подземными богатствами нашей страны: нефть, газ, ископаемые.
Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны. Игра – путешествие «Подземное царство»
Изготовление плаката «Наша хрупкая планета»
4 Культура и традиции русского народа
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре.
Уточнить знания детей о таком понятии как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями Посещение концерта Антоньевского казачьего хора (с родителями)
МАЙ 1 9 мая - День Победы
Закрепить знания детей о днях воинской славы.
Дать знания о детях-героях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны
2 Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Беседа о героизме
3 Казачья слава
Дать детям знания о славных войнах казаках Разучивание казачьих военных песен, игр.
Знакомство с оружием казаков.
4 Земля – наш общий дом
Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны ми знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства. Развивать творческое воображение и музыкальное мышление, способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации. КВН «Машина времени»(путешествие в прошлое настоящее и будущие России)
Используемая литература
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11-13.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27-29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Пичугин М. Е «Село моё Антоньевка»
Архивные материалы Петропавловского музея