Оксана Кайнова
Нравственно патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Патриотизм и патриотическое воспитание дошкольников.
2. ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников.
3. Что я могу сделать как мать.
4. Заключение.
5. Библиографический список.
ВВЕДЕНИЕ
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Публикация «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
М. Матусовский
Какова роль семьи в воспитании патриотизма дошкольников? Скорее всего, сейчас это самый актуальный вопрос в настоящее время. В современном мире люди стали забывать свои традиции, свои праздники, произошла подмена понятий «патриотизм», «семья», «Родина». С помощью рекламы и мультфильмов дети видят стороны "другой жизни", где прославляется зарубежная культура. Дети больше времени проводят за гаджетами, родители все меньше уделяют времени своим детям и старшему поколению. Все меньше передается традиций от старшего к младшему поколению.
Слушая строки песни М. Матусовского «Родина». Мы отчетливо понимает, что, прежде всего Родина это семья. Ведь семья это и есть начало патриотизма маленького ребенка, начиная с самых первых дней жизни ребенок впитывает с молоком матери любовь к семье, родственникам, дому, к тому месту где он живет и к тому что его окружает. Патриотизм начитается с любви к семье, к ее традициям, обычаем. Любовь к своим близким, к тем местам, где ребенок бывает. Гордость за свой дом, улицу, город или то место где живет ребенок. Патриотизм начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением
1. Патриотизм и патриотическое воспитание дошкольников
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам. Достаточно полным является следующее определение патриотизма :
ПАТРИОТИЗМ (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. [15.c. 484]
ПАТРИОТИЗМ (от лат. pater - отец) - благородная любовь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности [4. с. 256]
1. Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине. Активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам, обычаям и традициям родной страны, привязанность к родным местам. Желание укрепления чести и достоинства Родины, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность во благо Родине, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [9. с. 128]
Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л. Н. Толстой, который «патриотизм» рассматривал через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они – дети того же бога, что и я. Они – мои братья. Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними». Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т. д.» [7]
Обращаясь к словарю, что бы уточнить понятие Родина мы узнаем, что Родина:
1) Отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм).
2) Более узко — чьё- либо место рождения.
3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего – либо[3. с. ]
4) Производное от род. Исходное значение – «семья», далее «место рождения» (еще у Пушкина) и «отчизна, отечество» (Державина)[17. с. 75].
Понятие Родина и любовь к Родине наполняется личностным восприятием каждого человека. Для одних людей это всего лишь местность, для других глубокое понятие в которое включает в себя осмысление этого слова и наполняет его собственными мыслями. И от того чем наполнит это понятие ребенок зависит его патриотическое воспитание, которое берет свое начало в семье.
Чувство Родины начинается с любви к тому, что видит ребенок, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя еще осознаны им многие впечатления, но, пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности маленького патриота.
Очень важно, что бы ребенок впитывал понятие патриотизм и родина с малых лет. Узнавал от родителей свои корни, узнавал, кто прадедушка и прабабушка, знал их имена и их истории жизни. Что бы ребенок знал зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей[5. с. 13]. Ребёнку рассказывают о его старшем поколении, показывают семейные реликвии: ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., все это входит в сознание ребёнка как образ и понятие любовь к Родине. У детей воспитывается чувство гордости не только за свою семьи но, и за свою страну.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. У дошкольников начинается зарождаться чувство гордости за своих предков, за свои исторические корни.
2. ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.[10]
Основные задачи создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. Обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности[11].
Сотрудничая с родителями в направлении нравственно – патриотического воспитанию дошкольников. Детские сады пишут разные программы направленные на развитие нравственно патриотического воспитания детей. Организуются праздники и развлечения совместные с родителями, родители являются полноценными участниками на этих праздниках. Родители дошкольников помогают в изготовлении костюмов, атрибутов.
Так же благодаря родителям оформляется предметно-развивающая среда группы детского сада. Одним из эффективных средств являются проекты, например: «Здравствуйте, это я и моя семья», «Рыцари и принцессы», «мой город», и так далее.
Благодаря таким проектам дети узнают историю своей семьи, родители больше времени проводят рядом с ребенком, рассказывая и просматривая семейные фотоальбомы, для маленького ребенка весьма увлекательные путешествия по страницам фотоисторий его семьи и предков.
Дети узнают традиции своей семьи, у них появляется желание рассказать о них принести свои традиции в стены детского сада. Во многих группах появляются, зарождаются свои собственные традиции. К примеру, традиции утреннего приветствия: где каждый ребенок желает хорошего дня своим друзьям. Такие приветствия подходят не только для снятия эмоционального напряжения, но и для сплочения детского коллектива.
Традиция «неделя добрых дел», в эту неделю приглашаются родители разных профессий, которые рассказывают о себе, о своей профессии, приглашаются бабушки которые показывают и проводят мастер классы своего рукоделия. На таких неделях дети учатся совершать добрые дела, принимают опыт старшего поколения, закрепляют правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
Благодаря родителям на территории нашего сада появились кормушки для птиц и белочек, а так же скворечники для птиц, последние были в этом году заселенны.
В группах проводятся конкурсы «моя семья», «герб семьи», «путешествие по городу». Основной целью конкурсов является сплочение семьи, любовь к своим близким, к своему городу. У каждой семьи своя собственная история, и она тесно переплетается с историей нашей страны. Узнавая историю своей семьи, дети узнают историю своего народа.
Детский сад организует экскурсии на достопримечательные места нашего города, это Монумент славы, планетарий, краеведческий музей, театры, а так же проводятся спартакиады между садами. Участи семей в акции «Бессмертный полк». Каждое такое мероприятие формирует в ребенке духовно-нравственные ценности, а в частности нравственно патриотическое воспитание человека.
3. Что я могу сделать как мать
Конечно это ежедневная работа, которую выстраиваю с самых первых дней.
В нашей семье есть традиции, которые сохраняются уже несколько поколений. Самая важная традиция – это воскресные совместные прогулки и обеды, ведь так важно сохранить единство семьи при таком бешеном ритме жизни обоих родителей. Мы стараемся каждое воскресенье посещать парки города, ходить вместе в театры, да и просто совместные просмотры фильмом объединяют членов семьи. Посещая разные места нашего города, моя дочь знакомится с названиями улиц, отец рассказывает истории, почему и как назвали ту или иную улицу.
В парках знакомиться на только с растительностью но и с его обитателями. После одной из таких прогулок, отцу было дано задание сделать скворечник. Мы отнесли его в детский сад, сколько гордости испытал ребенок, за своего отца, за его труд, за то, что с помощью ее семьи птицы приобретут новый дом. В этом году его заселили синицы, и дочь сделала открытие, что не все синицы улетают на зимовку, некоторые остаются в городе.
Очень важно, что бы ребенок участвовал в совместном приготовлении обедов, это дает возможность почувствовать его важность и нужность своей семье. Это не только приобщение к семейным традиция, но и приобщение ребенка к труду, к заботе о тех, кто рядом с тобой находится, к своим близким.
Так же очень важно общение ребенка со своими бабушками и дедушками, так получилось что в нашей семье одна бабушка, да и то очень живет далеко. Путешествуя к ней в гости, мы проезжали на поезде, через многие города и села нашей необъятной страны. И каждый раз путешествуя на поезде надо обращать внимание своего ребенка на пейзажи за окном, на горы, поля, реки и села. Восхищаясь этими красотами, показываешь своему ребенку, как прекрасен этот край, в котором мы живем. И хотя у нас нет возможности приезжать в гости к бабушке каждое лето, мы постоянно с ней созваниваемся, а дочь звонит каждый день, что бы пожелать бабушке спокойной ночи. Это и есть, проявление забиты, уважение и любовь к своей семье.
Очень важно с ребенком читать сказки, ведь через сказки мы знакомим своих детей с разными культурами народов. В нашей семье есть «ритуал сладких снов». Мы прочитываем сказку, разговариваем по ней. Дочь рассказывает про кого она, кто больше понравился, а кто меньше, каким героем хотела бы быть она? Почему не понравился тот или другой герой? И что бы она сделала, что бы изменить отрицательного героя в лучшую сторону. Затем поцелуй на ночь и сладкие сны. Очень жалко, что не всегда есть возможность проводить такой ритуал, сказывается огромная нехватка времени.
Мой ребенок занимается спортом, благодаря этому спорту, она стала посещать разные города и страны, где проходят спортивные сборы и соревнования. И это тоже знакомит ее с нашей страной, с нашей необъятной Родиной, с культурой и природой той планеты на которой мы живем.
В этом году мы свой семьей участвовали в шествии «Бессмертный полк», в нашей семье есть деды, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Наш прадед, Кайнов Алексей, писал в время войны небольшие рассказы, заметки. Один из таких рассказов опубликовали в книге «О, войне, о товарищах, о себе».[8.c.213] Эта книга храниться в нашей семье и передается от отца к сыну. Мой прадед участвовал в войне дошел до Сталинграда, вернулся домой. Были награды. И пусть это пока для нее не совсем понятно, не совсем по-детски, но в ее душе, уже есть любовь и гордость за свой народ, за своих прадедов.
Воспитание маленьких патриотов это ежедневный, свой личный пример.
И то, как мы, родители его покажем, как мы донесем своему ребенку, что такое семья, дом, Родина, так и вырастет маленький патриот своей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача родителей прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать, желание и уверен, что его поймут, самые близкие люди – его родители.
Постепенно ребенок понимает свою значимость в этой стране. Для него слово Родина наполняется понятием не только как территория на которой он живет, но и более глубоким теплым значением.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алямовская В. Г. Беседы о поведении ребенка за столом – : Сфера, 2017. 25 с.
2. Безгина О. Ю. «Речевой этикет старших дошкольников» – М: Мозаика-Синтез,2004.40 с.
3. Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия 1969—1978
4. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь – М. : Истина и жизнь, 1996,- 256с.
5. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2016, № 5. с. 23
6. Курочкина Этикет для дошкольников. Пособие для родителей – М. : Просвещение, 2016;
7. Лаврентьева Г. П. «Культура общения дошкольников» – Киев : Рад. шк., 1988. - 125,
8. О, войне, о товарищах, о себе – М., Политиз – О –11дат,1969. – 479 с.
9. Писарева А. Е. Живем в "Ладу" : Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст] : Методическое пособие / А. Е Писарева, В. В. Уткина. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
10. Постановление Правительства РФ [Электроный ресур],// Режим доступа: https://base.garant.ru/71296398/ (дата обращения 26.06.17)
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электроный ресур],// Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения 26.06.2017)
12. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М. :АРКТИ, 2005 -80 с.
13. Сорокина Г. И. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Под ред. Т. А. Ладыженской, - М. : Просвещение, 1995. – 160 с.
14. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения. – М: Педагогика, 1989. – 542с.
15. Философский энциклопедический словарь – М: Советская энциклопедия, 1983. – 840с.
16. Шалаева Г. П, Журавлева О. М, Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей – М. : Филологическое общество «СЛОВО»;Эксмо, 2006. – 160 с.
17. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. : Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004