Ольга Еленёва
Рабочая программа музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Цели:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Публикация «Рабочая программа музыкального руководителя» размещена в разделах
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков речевого развитии детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и речевых возможностей;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;
- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии.
- создание условий, способствующих освоению детьми с речевыми нарушениями программы и их интеграции в ДОУ.
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В. М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В. А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие дошкольников) разработана с учетом основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Так же в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка; организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
• Устав ДОУ;
• Образовательная программа ДОУ.
Ведущими целями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются:
• создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
• формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
• подготовка к жизни в современном обществе; к обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семей воспитанников.
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Цель музыкального развития : развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству;
• развитие музыкальности детей;
Раздел «Слушание»
• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «Пение»
• формирование у детей певческих умений и навыков
• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
• развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «Музыкально – ритмические движения»
• развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
• развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
• становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
• развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
• развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «Творчество» : песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Программа построена на следующих принципах:
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учета этнокультурной ситуации развития детей;
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и прочими организациями, которые могут внести вклад в развитие образования детей, использование ресурсов местного профессионального сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
Подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования:
- Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
- Личностно-ориентированный подход. Сущность: Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
- Деятельностный подход. Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).
- Индивидуальный подход. Сущность: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задачи воспитателя: индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.
- Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством.
- Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т. е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и этнические особенности.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования характеристики
Характеристику особенностей развития детей необходимо осуществлять через представление возрастного периода детей, социальной ситуации развития детей в этом возрастном периоде и их ведущей деятельности, представленные в таблице.
«Основные характеристики воспитанников»
Социальная ситуация развития Ведущая деятельность ребенка
1,5-3 года
Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества раскрывается в отношениях: ребенок – предмет - взрослый. В этом возрасте малыш всецело поглощен предметом. Погруженный в предметное действие, он не осознает факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Ребенок еще не может самостоятельно открыть функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указываю на то, как их надо использовать. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие, но осуществляться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата.
Поэтому ведущей деятельностью ребенка данного возраста становится предметная, а средством ее осуществления выступает ситуативно-деловое общение. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними. В предметной деятельности у ребенка формируется активная речь; складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности; возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
• Оценка максимально структурирована.
Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по образовательным областям, представленным в общих диагностических листах по каждому возрасту. Для этого заполняются соответствующие карты наблюдения на группу. Карты наблюдения позволяют получить наглядную картину усвоения программного содержания, как по группе, так и суммарные показатели по каждому ребенку. Это помогает педагогам планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание образовательной деятельности. Низкие показатели на конец года указывают педагогам на те области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой.
Методика оценивания предусматривает критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Параметры, оцениваемые специалистами, выделены в отдельные подразделы. Все данные заносятся в сводные таблицы оценки динамики детей. (Приложение 1)
Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» (2 балла, «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности (1 балл, «качество не проявляется» (0 баллов). Максимальное количество – 8 баллов. Процентное соотношение для определения уровня музыкального развития ребё нка рассчитывается по формуле:
Итоговая сумма баллов 100%
Максимальное количество
баллов
Например, 6 баллов – итоговая сумма, которую набрал ребёнок за все оцениваемые показатели; 8 – максимальное количество баллов за эти показатели. 6/8 100 % = 75 %, таким образом, уровень музыкального развития ребёнка – средне-высокий.
Определение уровня развития музыкальных способностей ребёнка.
Низкий уровень – 49% и ниже.
Средний уровень – 50-70%.
Пограничный (средне-высокий) – 71-79%.
Высокий уровень – 80-100%.
Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
• Успешность освоения программы каждым ребенком;
• Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей.
Динамика изменений степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и на конец года. Если итоговое значение по какому – либо из параметров ниже 75%, то необходима более активная работа с группой детей по данному направлению. Возможно, педагогу следует пересмотреть методы и формы организации образовательной работы. Если к концу года показатели развития ребенка оказываются меньше 50 %, то разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка.
Для проведения диагностики музыкальных способностей ребёнка используется групповая и индивидуальная форма работы.