Юлия Голубева
Программа дополнительного образования «Веселые прописи» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Веселые прописи» рассчитана для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Срок реализации данной программы – 1 год.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Публикация «Программа дополнительного образования „Веселые прописи“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Содержание дополнительного образования в МБДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Коллектив учреждения – сплоченный, творческий коллектив единомышленников, осуществляющих деятельность на проявление конструктивного сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия в обучении и воспитании детей, уважительного партнерства с семьями.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Веселые прописи».
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И. А. Подрезова, Е. В. Колесникова, С. А. Калик, С. О. Филлипова, Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина.
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
5. Увеличить объем внимания, памяти.
6. Развивать речь.
7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
8. Сохранение здоровья.
Программное содержание :
1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2. Продолжать работать над развитием слухо- зрительно - моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе.
5. Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Предполагаемый результат освоения программы :
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
1. Знать гигиенические правила письма
2. Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
3. Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
4. уметь правильно держать ручку, карандаш.
5. Знать правила штриховки.
6. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
7. Знать правила работы с тетрадью.
8. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
9. Знать правила работы с ножницами.
10. Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
11. Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
12. Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование День недели Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
Кружок «Веселые прописи» вторник
1 4 - 5 33
Длительность кружкового занятия: для детей средней группы 20 минут.
Место проведения кружка – групповая комната.
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму.
Описание форм и методов проведения занятий.
1. Дидактические игры и игровые упражнения.
2. Занимательные задания и игры-соревнования.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
• наглядный метод обучения и метод практических действий.
• ориентировочно-исследовательская деятельность.
• методы проблемно-поискового характера.
• моделирование и кодирование информации
Перспективный план работы
по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Веселые прописи»
для детей 4-5 лет.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
ОКТЯБРЬ
Обследование руки
Выявить отклонения для дальнейшей работы.
«КАПЕЛЬКИ»
Капельки упали
на листок тетради.
Точечками стали
на бумажной глади.
Уголки у клеточек
заняли неспешно,-
Острый карандашик
им помог, конечно.
Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)
Рамки и вкладыши
Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении.
«ДОРОЖКА»
Слева направо
протянем дорожку:
От детского сада –
к родному порожку.
Не будет дорожка петлять,
загибаться, -
Мы не хотим на ней
потеряться
Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
Штриховка
Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах.
«ВОЛНЫ»
Гонит ветер волны, волны.
Хватит ветер.
Полно! Полно!
Успокойся, стань потише!
Волны сразу станут ниже!
Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.
Работа в тетрадях.
«БУСЫ»
Мы по линеечке
ниточку протянем.
В уголки клеточек
точки поставим.
Вот получились
на каждой из строчек
Бусы для мамы,
бусы для дочек.
. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
Пальчиковые игры «Встреча», «Спит на льдинке целый день».
Литература: Никитин Б. П. Ступени творчества или развивающие игры.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь
НОЯБРЬ
Математическая мозаика
Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.
«ВИШНИ»
Вишни зреют между строк:
Раз кружок и два кружок.
Между ними – галочка, -
Разломилась палочка.
Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов. Конструирование из геометрических фигур.
Развивать воображение, сообразительность.
«СЛИВЫ»
Сливы могут появиться
и в тетрадях:
Посмотри!
Им поможем разместиться
В парных клеточках, внутри
Раз овал и два овал, -
Это каждый рисовал!
А теперь приладим крепко,
Лишь бы выдержала ветка!
Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов. Работа в тетрадях – «Продолжи узор».
Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений.
«СТОЛБИКИ»
Столбики бывают
разной высоты.
Все они похожи
на палки иль шесты.
Карандаш уверенно
ведём от точки,-
Получились ровные
палочки - шесточки.
Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто».
Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер.
«ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!»
Ветер подул,
и забор повалился!
Но не упал, лишь слегка
наклонился.
Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. Работа в тетрадях.
«КОЛЕЧКИ»
Колечки, колечки
нашли возле речки.
Обронили колечки
белые овечки:
Шли мимо осинки,
зацепились шерстинки,
Повисли на ветке,
соберём их, детки!
Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений. Формирование умения размещать внутри клеточки круг.
Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках»
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
ДЕКАБРЬ
Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Мишка», «Слоник».
Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность.
«ЗУБЦЫ»
Стена крепостная
в тетрадке растет.
По ней карандаш наш
неспешно идет.
Зубцы появляются
сразу меж строчек,
Бойцы за них спрячутся
без проволочек.
Учить соединять углы клеточек по диагонали. Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.
Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер.
«КИРПИЧИ»
Запасаем кирпичи, -
Плохо дома без печи!
Наберем их, сколько нужно, -
И запечь возьмёмся дружно!
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести
(прямоугольники). Игры с мелким строительным материалом.
Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие.
«ПИРОЖКИ»
«Вот так славный пирожок!
Ты не ешь меня дружок!
Не в печи я подымался, -
из тетради показался».
Полукруг рисуют детки
на своих листочках в клетки.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Работа в тетрадях.
«СЛИВЫ»
Сливы могут появиться
и в тетрадях:
Посмотри!
Им поможем разместиться
В парных клеточках, внутри
Раз овал и два овал, -
Это каждый рисовал!
А теперь приладим крепко,
Лишь бы выдержала ветка!
. Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.
Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке».
Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.
ЯНВАРЬ
Штриховка косыми линиями.
«ОГУРЦЫ»
Огурцы растут на грядках,
А ещё - у нас в тетрадках.
Между строчек мы овалы
В клеточках нарисовали,
Положили на бочек,
В место хвостика - крючок!
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы).
Развивать умение штриховать в определенном направлении. Работа в тетрадях.
«МОРКОВЬ»
Из земли торчит пенек,
На затылке - хохолок.
Это – сладкая морковка,
Вниз растет ее головка,
Рассекая, словно клином,
Острым носом землю, глину.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники). Работа в тетрадях.
«СВЕКЛА»
Вот сударушка свекла
Прилегла на грядке:
Нос уткнулся в мягкий грунт,
Над землею – пятки.
Побурела от жары,
Корочкой покрылась,
Распушила сверху хвост:
«Ох, как притомилась!»
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники и овалы). Работа в тетрадях.
«ПОМИДОР»
Что за красный там сеньор?
Он зовется - помидор.
У него лоснится бок,
Глаз не видно из–за щек,
На затылке – хохолок:
К завиточку завиток.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы).
Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», «В огороде за забором», «Колокольчик».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
ФЕВРАЛЬ
Штриховка дугами.
«РЕПА»
Репа - как головка сыра –
Золотиста и красива!
А в земле не поместилась,
Боком к грядке привалилась,
Вниз спустила длинный хвост:
Он в земле продолжил рост.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы). Поделки из проволоки.
Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер.
Графический диктант.
Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении. Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка».
Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
Графический диктант. Работа в тетрадях.
«ЗОНТИК»
Зонтик раскрываю, -
слышится щелчок.
Половина круга,
ручка – как крючок.
На грибок похож он,
что растет в лесу.
От дождя защиту
я в руке несу.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.
Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
МАРТ
Штриховка волнистыми линиями.
Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. «БАКЛАЖАН»
Баклажан весь посинел:
Бок на солнце перегрел.
Голову убрал в тенек:
«Ох! И жаркий был денек!»
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы). «ЛУК»
Снизу – кругло, вверх – остро,
А ещё – торчит перо:
словно маленький фонтан.
Он – мальчишка - хулиган.
Про него и сказка есть, нам без слез его не съесть.
Нарисуем снизу челку,
Что похожа на метелку.
Вот какой он лук – лучок,
Желтый кругленький бочок.
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы). Игры: «Цветок», «Составные картинки», «Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».
Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер.
«ТЫКВА»
Тыква вроде бы из долек.
Только вот вопрос: из скольких?
Очень длинные овалы
для нее нарисовали.
Их приладили друг к другу,
Разместили все по кругу.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги).
АПРЕЛЬ
Книжки- раскраски.
Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. «ГОРОХ»
Редьке хвастался горох:
«Как защитник я неплох!
Не смотри, что хрупокс виду!
Я не дам себя в обиду!
Ведь стручки мои как меч,
Могут голову отсечь!»
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги и овалы). «Щавель»
Стрелы цель не поразят,
Их для щей сорвем мы с гряд.
Часть возьмем себе в тетрадку,
Там расставим по порядку.
Математический диктант.
Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники). Работа в тетрадях.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги и овалы).
Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», «Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
Литература: Щербина С. В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
МАЙ
Графический диктант.
Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении. Работа с ножницами.
Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части. Рисуем по клеточкам
Насекомых : :гусеница, бабочка, божья коровка, жуки, стрекозы;
животных: заяц, кошка, медведь, цыпленок, утенок, собака, черепаха.
природу: цветы, грибы, деревья;
окружающий мир: дома, пароходы, и разные предметы обихода.
Закрепляем умения, используя в качестве опоры клеточки. Зарисовать в них насекомых, животных, природу и предметы с окружающего мира. Из отдельных рисунков учим составлять не большую сюжетную картинку. Графические диктанты.
Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.
Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», «Часы», «Лакомка».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.