Пиваева Oлеся
Рабочая программа кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду (старшая группа, 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду старшая группа 5-6 лет.
Воспитатели: Жданова Л. В., Пиваева О. М.
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка „Юные волшебники“ по художественному и ручному труду (старшая группа, 5–6 лет)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Программа дополнительного образовательного кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО.
Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.
2. Направленность программы – художественно-эстетическая.
3. Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
4. Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Цель: -развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Задачи
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
Самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
Отличительные особенности программы
Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
8. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 5-6 лет.
9. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа «Юные волшебники» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во второй половине дня, 1 раз в неделю. Количество занятий за 2019-2020 год – 34.
Время занятий составляет:
В старшей группе 25 мин.
Дата
Возраст детей Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество занятий в год
2019 – 2020 г.
Старшая группа 25 мин. 1 раз 34
10. Форма проведения занятий
Групповая.
11. Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения дети могут:
Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
Усваивают способы практической работы с различными материалами;
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
Учебно-тематический план.
Наименование
Раздела Теория Практика Количество занятий
Работа с бумагой и картоном 1 16 17
Работа с бросовым материалом. 1 8 9
Работа с природным материалом 1 3 4
Работа с пластилином и соленым тестом. 1 2 3
Работа с тканью и нитками 1 1
2
Итого 5 30 35
Содержание программы кружка :
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с тканью и нитками».
«Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином и соленым тестом».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие : формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физ. минутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
2.3. Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям Сан. Пина, материалы, инструменты и приспособления.
Используемый материал для работы с детьми :
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки, семена. желуди. каштаны крупы. макароны и др.)
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки. пряжа. и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Стиплер;
Дырокол
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература
Технические средства:
Ноутбук;
Магнитофон;
Фотоаппарат;
Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.
Итоговый контроль результатов обучения учащихся по образовательной программе дополнительного образования «Базовый курс по начальному программированию на языке Scratch»
Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное количество баллов Методы диагностики
1. Теоретическая подготовка обучающихся
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний программным требованиям - минимальный уровень (ребенок овладел менее
чем объема знаний, предусмотренных
программой); 1 Наблюдение
- средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более); 5
- максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период). 10
1.2. Владение специальной
терминологией по
тематике программы Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии - минимальный уровень (ребенок, как правило,
избегает употреблять специальные термины); 1 Собеседование
- средний уровень (ребенок сочетает специальную
терминологию с бытовой); 5
- максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с
их содержанием). 10
2. Практическая подготовка обучающихся
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебно-
тематического плана
программы) Соответствие
практических умений и
навыков программным
требованиям - минимальный уровень (ребенок овладел менее
чем предусмотренных умений и навыков); 1 Демонстрация проекта
- средний уровень (объем усвоенных умений и
навыков составляет более); 5
- максимальный уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный
период). 10
2.2. Творческие навыки
(творческое отношение к
делу и умение воплотить его
в готовом продукте) Креативность в
выполнении заданий -начальный (элементарный) уровень развития
креативности (ребенок выполнил проект, выполнив
простейшие практические задания педагога); 1 Демонстрация проекта
- репродуктивный уровень (проект выполнен в основном на основе практических работ); 5
- творческий уровень (проект выполнен с максимально возможными улучшениями на основе пройденного материала). 10
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы.
Октябрь
2неделя: Аппликация «Осеннее дерево».
Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию, используя полоски цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Цветная бумага, картон, клей, ножницы.
3 неделя: Конструирование из бумаги «Береза кудрявая».
Задачи: Воспитывать любовь к родине. Познакомить с неофициальным символом России- березой. Развивать творческие способности. Учить делать березку из бумаги.
Материал: Цветная бумага, клей, ножницы, картон, карандаш.
4 неделя: Аппликация (конструирование из бумаги) «Осенний клен».
Задачи: Закреплять умения создавать композицию из бумаги, используя приемы складывания бумаги (гармошкой). Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать чувство формы и композиции.
Материал: Цветная бумага, клей, картон.
Ноябрь
1 неделя:
Тема: Открытка «Грибок»
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой.
Материал: Картон, крупа, клей ПВА, кисти.
2 неделя:
Тема: Аппликация с элементами рисования «Зонтик».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага, клей, ватные палочки, карандаши, картон.
3 неделя:
Тема: «Цветок для мамы»
Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага, клей, кисточка.
4 неделя:
Оригами «Веселый зоопарк».
Задачи: Продолжать знакомить детей с приемами складывания бумаги в технике оригами. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.
Материал: Цветная бумага, клей, кисточка, ножницы, картон.
Декабрь.
1 неделя
Тема: «Снеговик в шляпе».
Задачи: Учить детей создавать изображение снеговика из бросового материала. Воспитание самостоятельности и аккуратности. Способствование развитию художественного вкуса и творческих способностей.
Материалы: Ватные диски, клей, ножницы.
2 неделя:
Тема: Домики из спичек
Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манка, спички). Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага, синий картон, фломастер ножницы, спички, манная крупа, клей.
3 неделя.
Тема: Снежная елка.
Задачи: Закреплять умение вырезать округлые детали из квадратов и прямоугольников, составлять предмет в определенном порядке основные части.
Материал: Картон, белая бумага, клей, ножницы.
4 неделя
Тема: Елочный шар.
Задачи: Побуждать детей создавать узор с учетом темы- Новогодний узор и размера шаблона. Развивать творческое воображение детей. Совершенствовать умение детей выполнять работу аккуратно.
Материал: Цветная бумага, клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, манка, картон.
Январь.
1 неделя.
Тема: «Снежные домики»
Задачи: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей создавать оригинальные композиции, используя нетрадиционные материалы (ватные диски). Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе.
Материал: Картон, цветная бумага, клей, ножницы, ватные диски, гуашь, фломастеры.
Январь
2 неделя:
Тема:Зимнеедерево.
Задачи: Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях зимой. Вызвать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту зимней природы.
Материал: Картон, белая бумага, ватные палочки, клей ПВА, кисть, ножницы.
3неделя:
Тема: «Лисичка-сестричка в зимнем лесу» (аппликация с элементами оригами)
Задачи: Учить складывать бумагу. Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества-оригами. Развивать у детей творческие возможности, воображение мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.
Материал: Картон, клей, цветная бумага, фломастер, ножницы.
4 неделя:
Тема: Коллективная работа «Как розовые яблоки на ветках снегири».
Задачи: Закрепление в активном словаре детей названий зимующих птиц. Развивать навыки работы с нетрадиционными материалами в аппликации. Воспитывать аккуратность в наклеивании, гармоничность в создании композиции, развивать художественно-эстетический вкус.
Материал: Картон А3, ватные диски, белый поролон, красные салфетки, клей, ножницы, кисточки, цветной картон.
Февраль
1 неделя:
Тема: «Веселый котенок»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Трафарет котенка, картон, ножницы, клей ПВА, шерстяные нитки, фломастер.
2 неделя
Тема: «Мышь».
Задачи: Учить создавать объемные подделки из бумаги. Закреплять умение пользоваться ножницами, клеем. Самостоятельно подбирать элементы для доведения предмета до нужного образа. Воспитывать отзывчивость, любовь к сказкам. Развивать воображение.
Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, фломастер, карандаш.
3 неделя
Тема:«ФлагРоссии (коллективнаяработа)».
Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Цветная бумага, ватмон, клей ПВА, кисти, ножницы, клеенка.
4 неделя
Тема: «Крямнямчики» (из соленого теста).
Задачи: Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из сдобного теста для угощения: формировать вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки. Инициировать деятельность по мотивам литературного произведения. Активизировать приемы декорирования лепных образов.
Материалы: Соленое тесто, формочки для выпечки, пластиковый пакет, дощечки для лепки.
Март
1 неделя:
Тема:«Подарокмаме (изсалфеток)»
Задачи: Учить создавать образ цветка, из вырезанных деталей, методом наложения, используя в работе разноцветные салфетки. Развивать мелкую моторику. Развивать творчество, при создании своего цветка. Закреплять умение создавать творческую работу. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки (бумажные, клей ПВА, картон, степлер, ножницы.
2 неделя:
Тема: «Весеннее солнышко»
Задачи: Создать детям весеннее настроение. Закреплять умение работать с бросовым материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своимируками.
Материал: Ватные диски, гуашь, клей ПВА, трубочки, ватные палочки.
3 неделя:
Тема:«Домикидлягномиков»
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Самостоятельно подбирать элементы для доведения предмета до нужного образа.
Материал:Бумажные стаканы, цветная бумага, фломастеры, клей ножницы.
4 неделя
Тема:«Павлин»
Задачи: Закреплять умения нарезать ровные полоски одинакового размера, складывать их пополам и склеивать. Составлять из них образ задуманной игрушки.
Материал: Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Апрель
1 неделя
Тема:«Аисты»
Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой и клеем обрывать бумагу на мелкие кусочки. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материалы: Ватные диски, картон, клей, ножницы, бархатная бумага.
2 неделя:
Тема:«Ракета»
Задачи: Учить создавать объемные игрушки из цветной бумаги. Закреплять умение складывать бумагу в форме конуса. Составлять из них образ задуманной игрушки.
Материал: Цветная бумага, втулка от туалетной бумаги, клей, ножницы, картон.
3 неделя:
Тема: «Птенцы из шишек»
Задачи: Продолжать учить детей сочетать в подделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить соединять части, прижимая их.
Материал: Сосновые шишки, желтая гуашь, пластилин.
4 неделя:
Тема: «Яйцо».
Задачи: Учить создавать объемные игрушки из цветной бумаги.
Познакомить детей с русскими традициями, предстоящего праздника Святой Пасхи. Закреплять умение работать с ножницами, правильно наносить кистью клей. Развивать мелкую моторику.
Материал: Цветная бумага, трафарет, белый картон.
Май
1 неделя:
Тема:«Улитка»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Пластилин, картон, ватные палочки, макароны
2 неделя:
Тема:«Осьминожки»
Задачи: Учить детей склеивать бумагу в цилиндр Формировать умение работать с бумагой, ножницами и оформлять подделку. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: цветная бумага, клей, ножницы.
3 неделя:
Тема: «Лягушонок»
Задачи: Закреплять умения вырезать округлые детали из квадратов, составлять предмет и наклеивать в определенном порядке основные части. Дополнять аппликацию мелкими деталями.
Материал: Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, картон.
4 неделя:
Тема: «Гусеница».
Задачи: Закреплять умения склевать широкие полоски в цилиндр, склеивать между собой детали. Оформлять подделку, доводить начатое дело до конца. Закреплять умения работать ножницами и клеем.
Материал: Двусторонняя цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям Сан. Пина, материалы, инструменты и приспособления.
Используемый материал для работы с детьми :
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки, семена. желуди. каштаны крупы. макароны и др.)
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки. пряжа. и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Стиплер;
Дырокол
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература
Технические средства:
Ноутбук;
Магнитофон;
Фотоаппарат;
Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.
Список литературы
1. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
2. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г. ;
3. Гульянц З. К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г. ;
4. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
5. Кошелев В. М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г. ;
6. Корчинова О. В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/ Д: Феникс, 2002.;
7. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;
8. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. – ( Серия:«Вместе учимся мастерить»).
9. Нагибина М. И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – ( Серия:«Вместе учимся мастерить»).
10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;
11. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.