Ксения Алымова
Рабочая программа кружка в средней группе «Волшебные блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Публикация «Рабочая программа кружка в средней группе „Волшебные блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», - но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Цель программы : развитие интеллектуальных способностей детей с использованием блоков Дьенеша.
Задачи программы :
способствовать общему интеллектуальному развитию детей;
формировать у детей умения выявлять, абстрагировать, называть свойства предметов;
способствовать развитию у детей элементарной алгоритмической культуры мышления.
Возраст детей, участвующих в реализации программы — 4-5 лет.
Срок реализации программы — октябрь 2022- апрель 2023 г
Режим организации занятий
Время занятий:
Среда - 15.35
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с руководителем);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Формы организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей группой);
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповой (работа в парах и группой);
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Планируемые результаты — развитие математических способностей у детей средней группы, логического мышления и речи. Осознание детьми понятий «форма», «цвет», «размер» и т. п. Формирование терпения и настойчивости при решении поставленных задач. Развитие воображения и творческих способностей.
Для подведения итогов деятельности за учебный год планируется проведение выставки детских работ в группе.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
5.10 Занятие 1 Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств. Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер Стр. 5
12.10 Занятие 2 Формировать пространственные отношения. Развивать умение выявлять и называть свойства предмета. Стр. 9
19.10 Занятие 3 Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами. Стр. 12
26.10 Занятие 4 Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство предметов. Стр. 15
Ноябрь
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
2.11 Занятие 5 Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам. Стр. 19
9.11 Занятие 6 Познакомить детей с новыми карточками-символами свойств. Стр. 22
16.11 Занятие 7 Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Стр. 27
23.11 Занятие 8 Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы. Стр. 30
30.11 Занятие 9 Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Стр. 36
Декабрь
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
7.12 Занятие 10 Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами Стр. 42
14.12 Занятие 11 Развивать умение выделять свойства в предметах. Стр. 46
Январь
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
11.01 Занятие 12 Развивать способность к анализу, абстрагированию. Стр. 52
18.01 Занятие 13 Развивать классификационные умения. Стр. 58
25.01 Занятие 14 Развивать умение словом обозначить отсутствие у предметов какого-либо свойства. Стр. 62
Февраль
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
1.02 Занятие 15 Развивать умение классифицировать. Стр. 68
8.02 Занятие 16 Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Стр. 73
15.02 Занятие 17 Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества. Стр. 80
22.02 Занятие 18 Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов. Стр. 85
Март
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
1.03 Занятие 19 Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов. Стр. 89
15.03 Занятие 20 Познакомить детей с карточками-символами видоизменения свойств. Стр. 96
22.03 Занятие 21 Развивать умение рассуждать логически. Стр. 102
29.03 Занятие 22 Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов. Стр. 106
Апрель
Дата проведения Дата фактическая Тема Задачи Лит-ра
5.04 Занятие 23 Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии свойств у предметов. Стр. 112
12.04 Занятие 24 Развивать умение решать логические задачи. Стр. 118