Елена Михайлова
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «Веснушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
«Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника».
2. Цели и задачи театрализованной деятельности.
3. Реализация работы по программе.
4. Содержание занятий по театрализованной деятельности.
Публикация «Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности „Веснушки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
5. Режим кружковой работы.
6. Условия, благоприятные для развития театрализованных игр.
7. Работа с родителями.
8. Индивидуальная работа с детьми.
9. Календарно – тематическое планирование.
10. Педагогическая диагностика.
11. Формы подведения итогов.
12. Показатели успехов и достижений (Ожидаемый результат проделанной работы).
13. Литература.
1. Пояснительная записка.
«Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, речь, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П. Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним.
Результатом педагогического работы становится обогащение словаря детей, раскрепощение поведения, появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
2. Цели и задачи театрализованной деятельности.
1. Основная цель: это развитие речи, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
2. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
3. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, речевое дыхание. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.
4. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
5. Развивать речь детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
6. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Развитие диалогической и монологической форм речи.
9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
10. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
11. Воспитание интереса и любви к чтению,; развитие литературной речи.
12. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
13 Воспитывать выдержку, развивать память.
14. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, повторять несложные фразы.
15. Развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях).
16. Посредством личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
17. Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;
18. Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честностъ, взаимопомощь и т. д.);
19. Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов.
20. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
3. Реализация работы по программе :
1. Программа реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся консультации, беседы, совместные театрализованные представления, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций, участие родителей в праздниках, кукольных спектаклях
3. Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их
своим внешним видом.
4. Содержание занятий по театрализованной деятельности.
Работа по театрализованной деятельности состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий, диагностика, индивидуальная работа с детьми. По результатам проделанной работы делаются выводы, предложения, рекомендации для родителей.
Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность театральной деятельности и включает в себя :
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
4. Задания для развития речевой активности.
5 Игры – превращения («учись владеть своим телом»).
6 Пальчиковые игры для развития моторики рук.
7. Упражнения на развитие речи, выразительной мимики.
8. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
9 Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
10. Привлечение детей -школьников к показу кукольных представлений и к совместной драматизации
знакомых сказок.
5. Режим кружковой работы :
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
Кружковая работа проводится 1-2 раза в неделю во 2 половину дня с сентября по май, время проведения занятий 10-15 минут. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Существует и комплексное занятие: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей, театр + ИЗО (рисование различных персонажей, театр + ЛЕГО конструктор и т. д. Срок реализации программы : 2018-2019 г. г.
6. Условия, благоприятные для развития театрализованных игр :
1. Наличие атрибутов для игр-драматизации
2. Подбор литературных произведений для детей 3-4 лет
3. Педагогическое руководство
4. Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
• Настольный театр.
• Театр резиновой игрушки.
• Пальчиковый театр.
• Декорации.
• Театр конусной игрушки.
• Театр на фланелеграфе.
• Теневой театр.
• Кукольный театр.
7. Работа с родителями
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребуется участие родителей.
Для родителей - консультации, советы, рекомендации (интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, для самостоятельного обыгрывания в домашних условиях).
В папки-передвижки поместить игры, задания на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Участие родителей в совместных праздниках: «Осенний утренник», «Путешествие в сказку», «Волшебник Дед Мороз», «Колядки», «Проводы зимы», организация детских дней рождений. Совместные спектакли, дни открытых дверей.
8. Индивидуальная работа с детьми.
На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить отгадывать загадки.
Для развития уверенности в себе организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя. Для этого использовать разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместить : разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.
Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Застенчивым детям можно предложить поиграть в следующие игры:
Для снятия мышечного напряжения использовать следующие упражнения: «Не перепутайте движения», пальчиковый игро-тренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания»- помогают развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности использовать артикуляционную гимнастику: «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».
Для развития дикции -игры «Подскажи словечко».
Драматизировать по ролям любое стихотворение «Со мной здоровался петух!», «Две подружки кошечки встретились на улице» - о чем они могут говорить на «кошачьем языке?- предложить детям разыграть этот диалог. Две коровки мама и теленочек пасутся на лугу- о чем они говорят? – импровизация диалога. Детям это очень интересно, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так -робкий становится –общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу.
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности предложить детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, обращать внимание за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло – холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Обиделись.
9. Мне грустно.
А так же предлагать детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.
9. Календарно – тематическое планирование
№ Дата Тема
1-2 сентябрь «Давайте познакомимся Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.
3-4 сентябрь «Заюшкина избушка» (пальчиковый театр) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.
«Маша и медведь» (фланелеграф) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог.
1-2 октябрь «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого) Цель: Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята»; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.
Песенка «Заинька, попляши»
3-4 октябрь Сказка «Колобок» обр. К. Ушинского Цель: Рассказывание сказки с помощью
воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.
Песенка «Жили у бабуси»
1-2 ноябрь Тема: «Теремок» обр. Е. Чарушина Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней.
Сказка «Колобок» обр. К. Ушинского (кукольный театр) Цель: Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов
3-4 ноябрь Игра – импровизация на осеннем утреннике (по сценарию утренника) Цель. Создать условия для свободной импровизации
Сказка «Кот,петух и лиса» обр. Боголюбской (фланелеграф) Цель:
1-2 декабрь Сказка «Лиса и заяц» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать
ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.
Сказка «Репка» (настольный театр) Цель : Учить управлять фигурами настольного театра.
3-4 декабрь Игра – импровизация на новогоднем утреннике (по сценарию утренника) Цель. Создать условия для свободной импровизации
Восприятие и обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!».
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.
3-4 январь «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка») цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением,
развивать воображение.
Сказка «Колобок» обр. К. Ушинского (театр резиновой игрушки) Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.
1-2 февраль Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д. Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.
Драматизация сказки «Пых» Цель: Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
3 февраль Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке».
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.
Сказка «Кот,петух и лиса» театрализация в исполнении родителей (сотрудничество).
1-2 март Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок» Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности.
Сказкотерапия -1 «Коровка Буренка» О. А. Шорохова (стр16-18)
3-4 март «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».
Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем.
Сказкотерапия -2 «Коровка Буренка» О. А. Шорохова (стр18-20)
1-2 апрель Сказкотерапия -3 «Коровка Буренка» О. А. Шорохова (20-21)
Сказка «Пых» обр. Н. Мялика белорусская скзка. Цель: Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.
3-4 апрель Сказкотерапия -4 «Кот Васька» О. А. Шорохова (21-24)
Сказкотерапия -5 «Кот Васька» О. А. Шорохова (24-26)
2-3 май Сказкотерапия- 6 «Кот Васька» О. А. Шорохова (26-27)
Сказкотерапия -7 «Добрая темнота» О. А. Шорохова (27-30)
4 май Сказкотерапия -8 «Добрая темнота» О. А. Шорохова (30-32)
Сказка «Курочка ряба» (драматизация)в исполнении детей-школьников.
(В календарно-тематическом планировании возможны изменения,дополнения)
10. Педагогическая диагностика
Список детей Умение следить за развитием действий в играх драматизациях Имитация характерных действий персонажей Свободное общение с взрослыми и детьми Желание произносить небольшие монологи Желание выступать вместе с коллективом сверстников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Формы подведения итогов
- участие в утренниках,
- показ сказок в других группах детского сада,
12. Показатели успехов и достижений (Ожидаемый результат проделанной работы).
1. У детей повысился интерес к художественной литературе, театрально – игровой деятельности.
2 Расширились представления детей об окружающей действительности.
3. Обогатился и активизировался словарь детей.
4. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
5. Успехи в развитии памяти, мышления, воображения, внимания детей.
6. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
7. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
8. Активно контактируют со взрослыми и сверстниками.
9. Имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
10Имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
11. С интересом и вниманием смотрят театральные постановки, эмоционально выражают свои чувства (громко смеются, жестикулируют).
12. Появилась уверенность, раскованность во время публичных выступлений.
13. Литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
• О. А. Шорохова «Играем в сказку» Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
• И. В. Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2008 г.
• Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
• Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
• М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
• Т. Н. Доронова «Играем в театр» Москва “Просвещение”, 2005 г.
• А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва, Творческий центр “сфера”, 2003г.
• М. Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.»» Москва, Творческий центр “сфера”, 2010г.