Черкасова Диана Владимировна
Рабочая программа кружка по развитию речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет «Говорим правильно!»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем рука об руку идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из вышеперечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Старший дошкольный возраст (шестой-седьмой годы жизни, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным ля активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Одна из важнейших задач, которую решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с детьми - развитие речи ребенка. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения в школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий: от уровня развития общих способностей и от частных способностей определенной направленности. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи: фонематические, лексические, грамматические и на их основе развитие связной речи. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социально – культурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях и многообразии ее природы.
Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет „Говорим правильно!“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Программа кружка по развитию речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет (далее Программа) предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Декларацией прав ребенка;
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Программа разработана на основе комплексного пособия по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации Карповой С. И., Мамаевой В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет. Санкт-Петербург – Москва «Речь», 2019.
Программа в полном объеме обеспечена методическими и дидактическими пособиями, в том числе для профессионального самообразования педагогов.
Основная часть программного материала направлена на развитие речи и познавательных способностей детей 6-7 лет, что поможет им развить слуховое и зрительное восприятие, способность к концентрации, распределению и переключению внимания, оперативную речевую и образную память и мышление.
Содержание образовательной работы спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержание всех пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программа :
1. Гарантирует охрану и укрепление здоровья детей (физического и психического).
2. Обеспечит эмоциональное благополучие детей.
3. Создст условия для развивающего вариативного дошкольного образования.
4. Обеспечит открытость дошкольного образования.
Теоретическая и практическая значимость:
Определено содержание работы по развитию речи и познавательных способностей детей 6-7 лет, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
Перспектива:
Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.
Принципы, лежащие в основе программы :
-доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядность (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала);
-деятельность (действие - способ познания);
-креативность (организация инновационной деятельности);
-вариативность (педагог использует разные способы решения проблемных задач);
-систематичность, непрерывность, взаимосвязь с другими областями;
-постепенность (от простого к сложному);
-тактичность, доброжелательное отношение к каждому.
1.2. Цели и основные задачи программы
В связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях.
Реализуя вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы включили в свою деятельность кружковую работу по развитию речи и познавательных способностей детей 6-7 лет, учитывая характерные и возрастные особенности детей, а также наша кружковая работа будет направлена на развитие тех видов деятельности детей, которые недостаточно раскрыты примерной общеобразовательной программой.
Целью Программы является осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты; создание условий для максимально раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это в значительной мере облегчит переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает:
- разработку содержания, обеспечивающего воспитание и гармоничное развитие личностных качеств ребенка, его познавательной и эмоциональной сферы;
- формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности;
- формирование опыта самопознания.
Задачи:
- формировать умение слушать и говорить;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- развивать фонематический слух, звуковую культуру речи детей;
- развивать восприятие, мышление, воображение как эмоционально-интеллектуальный процесс открытия ребенком окружающего мира, знакомить с нормами взаимодействия с другими людьми, природой, культурой;
- поддерживать активность, инициативу, самостоятельность с учетом возрастных особенностей каждого ребенка как уникальной личности.
1.3. Возрастные особенности детей седьмого года жизни
На шестом году жизни происходит дальнейшее развитие организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы.
Развитие моторики и становление двигательной активности
Дети седьмого года жизни владеют всеми видами основных движений, постепенно приобретающими преднамеренный и целеустремленный характер. Им интересны достаточно сложные движения, требующие проявления координации, ловкости, точности выполнения. Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей в течение дня. На занятиях по физической культуре разного типа показатели двигательной активности детей 6-7 лет могут насчитывать от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных возможностей.
Дети испытывают большую потребность в двигательных импровизациях, «открытии» возможностей своего тела. Они охотно берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не учитывают свои реальные возможности, не имеют опыта преодоления трудностей. Поэтому могут оставить дело незавершенным, переключившись на другое занятие. Поэтому воспитатель средней группы создает условия для развертывания разных видов детской деятельности и при этом ставит задачу формировать у детей ответственность за выполнение правил, освоение способа, достижение определенного результата.
Социальная ситуация развития характеризуется вхождением ребенка в мир социальных отношений с другими людьми. Общение ребенка с близкими и взрослыми развивается и совершенствуется, приобретая личностные формы: он стремится к обсуждению своего поведения, поступков и действий других людей с позиции нравственных норм. Общение с родителями и педагогами приобретает внеситуативный характер - ребенок интересуется событиями, выходящими за рамки той ситуации, в которой он находится в данный момент.
Основной мотив общения - познание окружающего мира и осмысление того, что в нем происходит. Важнейшим условием развития личности ребенка является группа детей. Ребенок сравнивает себя с другими детьми, которые выступают своеобразным «зеркалом» для познания и оценки самого себя. В общении с другими детьми ребенок активно применяет предложенные взрослым социальные правила и нормы, начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по совместной деятельности.
В детской группе наблюдается динамика: выделяются лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные нормы пока еще не устойчивы, поэтому с легкостью корректируются педагогом или психологом.
Сюжетно-ролевая игра становится более разнообразной, развернутой, длительной. В основе игровых сюжетов - имитация отношений между людьми, активное использование разнообразных игрушек, предметов, материалов. В игре «зреет» личность ребенка, ярко и свободно проявляется его индивидуальность.
Психическое развитие
Ребенок седьмого года жизни активно развивается во всех направлениях. Он способен к выполнению несложных трудовых поручений и к совместным действиям.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают эффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные, эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным и целенаправленным. Совершенствуются все его виды. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, ребенок овладевает перцептивными действиями, выявляет наиболее характерные свойства объектов.
Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Запоминание и воспроизведение происходят в естественных условиях и зависят от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, основной механизм которой - приемлемые способы проявления чувств и отношений. Воображение настолько хорошо развито, что с его помощью ребенок может найти и разработать творческий замысел, заменить реальные предметы воображаемыми, способен составить в уме алгоритм простейших действий.
Речевое развитие
Наступает период словесного творчества, расширяется опыт словообразования и конструирования самостоятельных высказываний в форме описаний, повествований.
Активный словарь обогащается словами, обозначающие качества предметов. Совершенствуются понимания смысловой стороны речи. Главное направление речевого развития - освоение связной монологической речи.
Внимание детей приобретает все более устойчивый и произвольный характер.
Эмоциональная сфера становится все более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с близкими взрослыми или детьми. Ребенок начинает осознавать свои чувства, ощущения, настроение.
Основным механизмом развития личности остается подражание
Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка.
Ребенок оценивает себя более реалистично, чем год назад, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, у него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.
Происходит развитие важнейшего волевого качества - целеустремленности. Индивидуальная целеустремленность постепенно приобретает общественную направленность, что позволяет выявлять социально значимые мотивы деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети должны знать:
- разницу между «звуком и буквой», понятия «слог, слово, предложение».
- и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
- определять позицию звука в слове;
- соотносить слова со слоговыми схемами;
- определять лексическое значение слов по пройденным темам;
К концу обучения дети должны иметь представление о:
- словах – названий предметов, словах - действий; словах - признаков, «маленьких словах помощниках» – предлогах;
- многозначных словах и словах с противоположным значением по пройденным лексическим темам.
К концу года дети должны уметь:
- использовать слова всех частей речи, простые и сложные предлоги;
- группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы;
- владеть диалогической и монологической формами речи;
- составлять рассказы-описания, рассказы по серии картинок и картине;
- пересказывать текст из 3 – 5 предложений;
- согласовывать слова в предложении;
- образовывать слова разными способами;
- замечать неправильную постановку ударений в слове;
- поддерживать беседу, составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
1.5. Модель развития взаимоотношений педагога, детей и родителей
Программа кружка по развитию речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет предполагает психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и гибкой индивидуализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста в разных видах общения и деятельности; определяет целевые ориентиры и ключевые задачи развития, базисное содержание, формы организации взаимодействия педагога с детьми и друг с другом; прогнозируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, связанные с развитием речи и познавательных способностей растущего человека. Программа предполагает личностно-ориентируемый и гуманистический характер взаимоотношений детей и взрослых-педагогов, родителей с максимально комфортным взаимодействием, поддерживающим у каждого ребенка чувство базового доверия к миру.
Очень важно, чтобы родители имели возможность принимать самое активное участие в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, обсуждать с педагогами программу индивидуального развития ребенка с учетом его особенностей, обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений.
Основная цель взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников - создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса плодотворно взаимодействуют друг с другом и находят возможности для своего личностного роста - самоактуализации, самообразования, саморазвития, самовоспитания.
Для достижения данной цели следует сформировать круг взаимосвязанных задач:
- установление доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников;
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам участия родителей в жизни детского сада;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- поддержание инициатив заинтересованных сторон, касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых;
- непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их компетенции в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
При этом важно обращать внимание на следующие вопросы:
- поддержка интересов ребенка со стороны взрослых; поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности;
- ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы;
- согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективно-тематическое планирование
Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Методы и приемы
III. Организационный раздел
3.1. Структура и формы проведения занятий
Программа кружка по развитию речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет составлена для работы с детьми подготовительной к школе группы. Образовательный процесс кружковой работы осуществляется на основе комплексного пособия по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации Карповой С. И., Мамаевой В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет. Санкт-Петербург – Москва «Речь», 2019
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (сентябрь - май).
- Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня согласно расписанию учебной деятельности.
- Занятия продолжительностью 30 минут.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- Тема занятий, методы, приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от количественного посещения детей.
- В сюжете занятий используются рассказы, наглядно-демонстрационный материал, музыкальный центр, DVD плеер, диски.
- Организация кружка предполагает добровольные включения детей в деятельность после предварительной работы с родителями. Только так можно преодолеть все детские промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным и добрым.
- На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
3.2. Списочный состав детей
3.3. Формы работы с детьми
- Тематические беседы.
- Целевые прогулки по территории детского сада.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театрализованная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин.
- Продуктивная деятельность.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Решение проблемных ситуаций.
- Подвижные игры.
- Просмотр тематических мультфильмов и презентаций.
3.4. Организация работы с родителями
Именно семья формирует ребенка как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми даже в благополучных семьях. Статистические данные показывают, что в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, и обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ.
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Также это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей. Поэтому нам необходимо убедить родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за развитие своих детей и самое простое, что могут сделать - быть хорошим примером для подражания.
Перспективное планирование работы с родителями
Месяц Форма работы Тема
Сентябрь Консультация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей подготовительной к школе группы»
Памятка «Факторы успешного развития речи ребенка»
Папка-передвижка «Творческие задания для родителей по развитию речи детей»
Октябрь Практикум «Правильное дыхание – правильная речь»
Консультация «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребенка»
Папка-передвижка «Игры со звуками»
Ноябрь Выставка игр и пособий по развитию мелкой моторики, созданных родителями совместно с детьми «Развиваем мелкую моторику»
Консультация «Использование художественной литературы в семье»
Памятка «Как читать детям»
Декабрь Консультация «Создание развивающей домашней речевой среды»
Выставка творческих работ «Яркие слова»
Январь Консультация «Познавательно-поисковая деятельность – эффективное средство развития речи»
Презентация «Растим любознательных»
Февраль Мастер-класс «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»
Консультация «Развитие зрительного восприятия»
Март Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок»
Семинар с элементами тренинга «Услышь меня»
Апрель Конкурс чтецов «В стране любимых стихов»
Консультация «Если ваш ребенок сквернословит»
Консультация «Загадки как средство развития речи детей»
Май Анкетирование «Чему мы научились»
Развлечение Праздник правильной речи
3.5. Методическое обеспечение
1. С. И. Карпова, В. В. Мамаева. Развитие речи и познавательных
способностей дошкольников 6-7 лет. Санкт-Петербург– Москва.
Издательство «Речь», 2019.