Оксана Владимировна Опарина
Рабочая программа кружка «Любознайки» во II младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Рабочая программа
кружка «Любознайки»
во II младшей группе
[/b]
Руководитель кружка:
воспитатель Опарина О. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
[/b]
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
[/i]
Публикация «Рабочая программа кружка „Любознайки“ во II младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са-мому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позво-ляют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по со-вершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Формировать у детей знания о живой и неживой природе;
Развивать инициативу, активность, самостоятельность;
Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой при-роде.
Основное содержание исследований
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).
О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
О человеке.
О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Занятия кружка проводятся I раз в неделю: среда во второй половине дня.
Время работы: 16.30 – 16.45 ч
Количество детей в подгруппе: 8 – 10 человек.
Перспективное планирование работы
[/i]
Сентябрь
1. «Почему осенью бывает грязь»
Цель: Знакомство со свойствами почвы.
2. «Играем с песком»
Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка.
3. «Солнечные лучики»
Цель: Формирование знаний о естественном источнике света – солн-цем.
4. «Что в коробке»
Цель: Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фона-рик, свеча.
Октябрь
1. «Каменная дорога»
Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.
2. «Кто живет в воде»
Цель: Развитие познавательного интереса и воображения.
3. «Вкусная водичка»
Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.
4. «Волшебная вода»
Цель: Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.
Ноябрь
1. «Плыви, плыви кораблик»
Цель: Знакомство со свойствами воды и бумаги.
2. «Чудо бумага»
Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги.
3. «Горячо – холодно»
Цель: Определение температуры веществ и предметов.
4. «Теремок»
Цель: Знакомство детей с деревом.
Декабрь
1. «Льдинки разноцветные, яркие, приметные»
Цель: Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.
2. «Мороз и солнце день чудесный»
Цель: Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Ледовая фантазия»
Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).
4. «Ветер, ветер, ветерок»
Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение опреде-лять силу ветра.
Январь
1. «Да здравствует мыло душистое»
Цель: Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.
2. «Снег – снежок»
Цель: Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.
3. «Следы на снегу»
Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега.
Февраль
1. «Мои глаза»
Цель: Формирование представлений о глазах человека, о значении в на-шей жизни.
2. «Носики – курносики сопят»
Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.
3. «Для чего мне нужен язычок?»
Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении.
4. «Держим ушки на макушке»
Цель: Формирование представлений об органе слуха – ухе.
Март
1. «Что лучше бумага или ткань»
Цель: Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.
2. «Тарелочка из глины»
Цель: Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.
3. «Бантик из бумаги и ткани»
Цель: Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).
4. «В гостях у Красной Шапочки»
Цель: Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.
Апрель
1. «Тоне – не тонет»
Цель: Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.
2. «Витамины на окне»
Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.
3. «Весенняя веточка»
Цель: Наблюдение за появлением листочков на веточке.
4. «Что в пакете?»
Цель: Знакомство со свойствами воздуха.
Май
1. «Мыльные пузыри»
Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха.
2. «Живое - не живое»
Цель: Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.
3. Итоговое занятие
Цель: Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[/b]
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М. : ЦГЛ, 2004.– 192с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007 (ме-тодическое пособие).
4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера,2013. – 128 с.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. –сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.