Надежда Каширина
Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по социально- личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Кружок «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста
Составил: Каширина Н. И
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.
Цель: 1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада.
2. Развитие речевого общения.
3. Формирование интереса к чтению произведений.
Задачи: 1. Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать короткие, доступные по содержанию сказки, стихи, потешки, песенки.
2. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.
3. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Развивать интерес к народному творчеству.
Ожидаемые результаты:
1. Повторять знакомые, интересные и выразительные отрывки из произведений устного народного творчества.
2. Умение слушать фольклорные произведения, следить за развитием действий, сопереживать героям произведений.
3. Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
Содержание работы
Месяц Тема Задачи Пособия
Октябрь Путешествие в сказку
«Колобок» Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям Книжка с картинками, игрушки по сказке
Октябрь Игра – потешка «Ладушки-ладушки» Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память Фланелеграф, (овощи – помидор, огурец, картофель, муляжи овощей
Октябрь Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай» Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла
Октябрь Игра-потешка «КАК У НАШЕГО КОТА» Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме
Ноябрь Инсценировка песенки «Дождик, дождик» Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку Зонтик, костюм дождика
Ноябрь Хороводная игра «У окошка дремлет кот» Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы. Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот
Ноябрь Путешествие в сказку «Репка» Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи Фигурки настольного театра
Ноябрь Игровая ситуация «В гости к бабушке»- («Расти коса до пояса») Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок
Декабрь Игровая ситуация «Кукла Маша и Зайчик пришли в гости» Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение
Декабрь Занятие-игра «Сидит белка на тележке» Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук Игрушки к потешке (белочка, тележка, орешки)
Декабрь Русская народная песенка «Наша Маша маленька» Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка Иллюстрации к потешке
Декабрь Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел» Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них Игрушка - зайчик
Январь Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями
Январь Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки» Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память Иллюстрации к русской народной песенке
Январь Хороводная игра «Пузырь» Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов Воздушные шары
Январь Игра-потешка «Зайке холодно стоять» Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; Формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры Игрушка-зайчик
Февраль Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге» Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера
Февраль «У куклы Кати день рождения.»- Хороводная игра «Каравай» Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки
Февраль Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз» Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы»
Февраль Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь, петушок; книга с красочными иллюстрациями
Март Занятие-игра «Дождик-дождик веселей» Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас Листы бумаги, синяя гуашь, кисти
Март Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка» Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок
Март Чтение стихотворений о животных Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных
Март Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке
Апрель Разучивание потешки «Наши уточки с утра: кря-кря-кря» Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа
Апрель Игровая ситуация «Кто в тереме живет» Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре) Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр)
Апрель Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко» Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег»,»Птицы прилетели».
Апрель Русская народная сказка «Маша и медведь» Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок)
Май Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей» Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка)
Май Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик» Учить детей внимательно слушать, повторять отдельные фразы и слова, выполнять действия. Книжка с яркими иллюстрациями
Май Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком» Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка
Май Занятие – игра: «Сказки» Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками Аудиозаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки.
Методы и приёмы обучения
- наглядный, словесный, практический, игровой;
- беседы с детьми и их родителями;
- создание окружающей предметной развивающей среды;
- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- заучивание пестушек, прибауток, потешек
Предметно-развивающая среда.
Картинки, настольные фигурки, маски, резиновые игрушки, карандаши цветные, книги детские, иллюстрации, театр кукол.
Режим, учебная нагрузка
План работы по кружковой работ рассчитан на 1 год, для детей 1-2 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой. Продолжительность занятия - 10 минут.
Методическое обеспечение
Г. Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».
.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М. : Просвещение, 1957. - 224с.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой, М. : Просвещение, 1986. - 79с.