Багаева Малина
Рабочая программа «Клуб юного читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Нормативная база к разработке программы :
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Публикация «Рабочая программа „Клуб юного читателя“» размещена в разделах
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
1.1. Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб юных читателей» социально-педагогической направленности разработана для детей младшего и среднего школьного возраста и направлена на определение общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения риторики, которые определены стандартом. На практических занятиях курса дети создают собственные произведения разных жанров и оформляют их, выразительно читают свои произведения и инсценируют. Также программа по риторике направлена на воспитание бережного и доброго отношения к природе, Родине, родному слову, языку. Модифицирована на основе программы «Риторика» Щербачевой Натальи Юрьевны.
1.2. Уровень программы – стартовый, базовый.
Стартовый уровень программы рассчитан на 28 часов и является начальным уровнем овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Обучающиеся, овладевают первоначальными представлениями и понятиями.
Базовый уровень программы рассчитан на 108 часов. Программа этого уровня предполагает углубление и расширение знаний по самореализации, формированию личности ребёнка, умения и навыков выполнения логических и творческих заданий различной направленности, а так же навыки самостоятельной деятельности.
1.3. Актуальность программы
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика дает возможность учащимся среднего возраста познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»* (* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47)
Отличительные особенности программы
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Содержание программы сформировано с учетом принципов усложнения программного материала и учетом возрастных особенностей детей.
4. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
Инновационная ценность образовательной программы заключена, прежде всего, в содержании теоретического материала, а именно, включены сведения о различных моделях речи: как повседневного делового, так и публичного общения; их логических построениях, технике речи и нормах литературного языка, применительно к ораторскому искусству, системе функциональных стилей речевой выразительности, межличностных отношениях в процессе коммуникации.
Практическое усвоение теоретических сведений по риторике предполагает формирование у всех учащихся умений и навыков повседневной и публичной речи, овладение мастерством устного выступления, культурой индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе повседневной деловой и публичной речи, оказание помощи учащимся в выработке собственного стиля, определение манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в речи.
1.4. Категория учащихся:
Программа адресована учащимся младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет).
Зачисление в группы осуществляется по желанию ребёнка и заявлению его родителей (законных представителей).
1.5. Сроки реализации и объем программы.
Стартовый уровень программы – 8 недель.
Базовый уровень программы –9 недель.
Объем программы – 144 часов : стартовый уровень – 28 часов, базовый уровень – 116 ч.
1.6. Формы организации образовательного процесса.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: индивидуальные, групповые, работа по подгруппам. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем достаточное количество времени занимает практическая часть.
Занятие по риторике содержит следующие основные компоненты:
- введение теоретических сведений практическим путем через анализ текстов, живое общение и т. д. ;
- риторическую практику, практику общения.
Кроме запланированного программного материала, в занятие могут быть включены следующие виды работы :
- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики;
- ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. д. норм литературного языка;
- импровизированные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти упражнения, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость. Поэтому они проводятся живо, интересно, с использованием стихотворений, песенок, музыки.
Для того чтобы успешно реализовать программу по риторике, необходимо строить занятия по риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик активно вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т. д. Можно поделить класс на подгруппы, особо расположить (кругом, квадратом и т. д.) их, чтобы дети видели друг друга; создать доброжелательную обстановку, поощряющую детей проявлять свою индивидуальность. Усвоение риторики будет успешным, если на занятиях не будет молчащих, поэтому в группах должно быть не менее 7 - 8 человек. Такое количество детей в группе является оптимальным, позволяя осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т. д.
Режим занятий:
Количество занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут с 10-ти минутным перерывом. Индивидуальное работа с одним воспитанником 30 минут.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа предусматривает проведение учебных
занятий в различной форме:
- риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; - риторические задачи; - риторические игры. -дидактические и подвижные игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т. д.). Вторая группа более сложных вопросов: - что сказал говорящий (пишущий); - что хотел сказать (написать);
1.7. Цель программы : развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.
Задачи дополнительной образовательной программы
Образовательные:
- овладение практическими знаниями, умениями и навыками связной, грамотной речи;
- знакомство со спецификой устной речи и психолингвистическими условиями взаимодействия, говорящего и слушателя (слушателей);
- формирование потребности постоянного совершенствования речевой деятельности;
- оказание помощи в выработке собственного стиля общения и поведения;
Развивающие:
- развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
- развитие эстетического восприятия окружающего мира и эмоционального отношения к нему;
Данная образовательная программа «Клуб юных читателей» предназначена для 4-6 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы; направлена на формирование коммуникативных (риторических) умений.
Воспитательные:
- воспитание духовной культуры;
- выполнение правил речевого этикета в процессе общения;
- реализация индивидуальности учащегося в речи;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности.
1.8. Планируемые результаты освоения программы.
Учебные результаты.
К концу учебного дети будут знать:
- навыки культуры общения;
- словарный запас и грамматический строй языка;
- нормы русского литературного языка;
- коммуникативное намерение, коммуникативную задачу;
- типологию газетно-публицистических жанров;
- виды речевой деятельности.
Дети будут уметь:
- определять замысел речи;
- создавать собственные тексты;
- задавать вопросы различных типов;
- использовать диалоговую форму общения с соблюдением логических законов и правил общения;
- имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
- успешно общаться, ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства общения.
Личностные результаты освоения программы :
У учащихся будут сформированы навыки:
Публичных выступлений
Речевого этикета в процессе общения.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Клуб юных читателей»
№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Формы занятий
Всего
Теория
Практи
ка
1
Стартовый уровень (28) ч.
Общение (28 ч)
28
13
16
Предварительно-диагностическая
1.1
Риторика как наука о речи. Речевая ситуация.
2
2
-
Лекция
1.2
Коммуникативная система, цели, задачи. Культура устного общения.
6
2
4
Презентация; беседа
1.3
Виды общения.
8
2
6
Беседа
1.4
Функции речи. Устная и письменная речь.
2
1
1
Практическая работа
1.5
Культура речи. Будьте вежливы.
2
1
1
Игра
1.6
Техника речи. Лепим свой голос.
2
1
1
Тренировка
1.7
Слушание. Виды слушания.
2
1
1
Мини-лекция
1.8
Беседа. Виды беседы.
2
1
1
Импровизация
1.9
Ответ. Виды ответов.
2
1
1
Беседа
2
Базовый уровень (116) ч. Речевые жанры (116ч)
116
38
78
-
2.1
Речевые жанры.
26
6
20
Лекция
2.2
Диалог и монолог.
26
6
20
Сюжетно-ролевая игра
2.3
Правильная и хорошая (эффективная) речь.
16
6
10
Выступление
2.4
Вторичные тексты, их особенности.
16
6
10
Лекция
2.5
О письмах вообще. Личное письмо.
6
2
4
Презентация
2.6
Личное официальное письмо.
6
2
4
Деловая игра
2.7
Комплимент и похвальное слово.
8
4
4
Тренировка
2.8
Газетно-публицистический жанр.
2
2
2
Лекция; практическая раб.
2.9
Спор. Виды спора. Учимся спорить.
4
2
2
Импровизация
2.10
Речевая деятельность.
2
1
1
Беседа
2.11
Итоговое занятие. Профессиональная риторика.
2
1
1
Беседа
Итого
144
50
94
2.2. Содержание учебно-тематического плана программы
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Клуб юного читателя»
Общение (28ч)
Как люди общаются? Речевая ситуация
Теория: разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.
Практика: восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма; владеть навыками профессиональной Риторика как наука о речи.
Коммуникативная система, цели, задачи. Культура устного общения
Теория: коммуниканты. Коммуникативные цели. Кто (адресант) – кому (адресат) – что (информация) – зачем (коммуникативная задача) – где (обстановка) – когда (время общения). Культура устного общения.
Практика: определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
Виды общения
Теория: официальное и неофициальное общение. Вербальное и невербальное. Средства невербального общения.
Практика: определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения); оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
Функции речи. Устная и письменная речь
Теория: виды речевой деятельности. Говорение – слушание; письмо – чтение. Продуктивные и непродуктивные виды речевой деятельности.
Практика: определять виды и этапы речевой деятельности.
Культура речи. Будьте вежливы.
Теория: речевой этикет. Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо. Этикетный диалог. Вежливый отказ.
Практика: овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как отказ, спор; вести этикетный диалог.
Техника речи. Лепим свой голос.
Теория: речевой аппарат, его работа. Дыхание. Дикция. Интонация. Пауза. Логическое ударение.
Практика: оценивать голос товарища, персонажа; распределять дыхание; регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Слушание. Виды слушания
Теория: слышать и слушать. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Сигналы речи. Правила для слушающих. Слушаем с установкой.
Практика: определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего; оценивать слушание собеседников.
Беседа. Виды беседы
Теория: беседа и ее особенности, отличие от разговора. Устная и озвученная письменная речь. Внутренняя (беззвучная речь). Правила хорошей беседы.
Практика: различать свободную устную речь и озвученную письменную речь; пользоваться приемами обдумывания высказывания во внутренней речи; пользоваться приемами беседы «согласия» (термин М. В. Ломоносова).
Ответ. Виды ответов
Теория: общая структура ответов. Развернутый ответ – это устный текст.
Практика: создавать четкий по содержанию и по своей структуре ответ; продумывать начало и конец ответа, использовать нестандартные начальные и конечные фразы.
Речевые жанры (116ч)
Речевые жанры
Теория: понятие о речевых жанрах. Признаки речевых жанров.
Практика: определять речевые жанры.
Диалог и монолог
Теория: диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов.
Практика: уметь участвовать в диалоге, следуя коммуникативной задаче; составлять монологическое высказывание на заданную тему.
Правильная и хорошая (эффективная) речь
Теория: правильно – неправильно – допустимо. Нормы – что это такое, зачем они нужны. Нормы произносительные, нормы словоупотребления. Нормативные словари.
Практика: находить отклонения от норм в устной и письменной речи; искоренять ошибки в своей собственной речи.
Вторичные тексты, их особенности
Теория: пересказ. Виды пересказов. Степень сжатия текста. Аннотация. Предисловие.
Практика: анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого); создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
О письмах вообще. Личное письмо
Теория: понятие об эпистолярном жанре. Личное письмо, его жанрово-стилистические особенности. Виды личных писем.
Практика: определять структурно-смысловые особенности личного письма; создавать личные письма.
Личное официальное письмо
Теория: значение и содержание личного официального письма, его особенности. Клише как языковая примета личного официального письма.
Практика: создавать личное официальное письмо в элементарных случаях.
Комплимент и похвальное слово
Теория: стилистические особенности похвального слова, его отличие от комплимента. Компоненты похвального слова.
Практика: создавать похвальное слово (различные его разновидности).
Газетно-публицистический жанр
Теория: типология газетно-публицистических жанров: репортаж, хроника, заметка, интервью.
Практика: определять газетный жанр, оценивать его достоинства; готовить (изобретать, выстраивать, украшать) газетный жанр.
Спор. Виды спора. Учимся спорить
Теория: участники спора. Способы доказательств. Культура спора.
Практика: находить свои аргументы и способы доказательств; пользоваться выражениями согласия и вежливого возражения.
Речевая деятельность.
Теория: четыре вида речевой деятельности, их общая структура.
Практика: определять виды и этапы речевой деятельности.
Итоговое занятие. Профессиональная риторика (1ч).
Теория: особенности профессиональной риторики.