Анатолий Евдокименко
Рабочая программа инструктора по физической культуре (по тэг-регби) для детей дошкольного возраста 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Играть в регби можно практически целый год на свежем воздухе и летом, и зимой, поэтому обучение должно способствовать ощущению радости от физической активности и величия природы, от осознания того, что человек живет в красивой стране, от очертаний ландшафта и смены времен года. А участие обучающихся в разных соревнованиях по регби как внутри образовательного учреждения, так и между другими командами в своем родном городе и в других городах своей страны пробудит стремление у обучающегося к путешествиям, изучению других мест культурного наследия, радости от общения со сверстниками, как следствие решение главных задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Публикация «Рабочая программа инструктора по физической культуре (по тэг-регби) для детей дошкольного возраста 3–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Целью программы является формирование потребности в здоровом образе жизни; в разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; в использовании средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.
Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач:
1. Обучение базовым физическим упражнениям из регби.
2. Оптимальное развитие физических качеств, формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование спортивных двигательных умений и навыков.
3. Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций, многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
4. Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Принципы реализации программы :
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, интегральной, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и его соответствия требованиям подготовки спортивного резерва, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием учебно- тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение педагогических задач в зависимости от этапа многолетней подготовки и индивидуальных особенностей обучающего.
Направленность программы :
В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности.
Актуальность программы
Актуальность данной программы связана с тем, что регби как вид спорта в городе Тюмени набирает все большую популярность и реализация её в муниципальном автономном дошкольном общеобразовательном учреждении «МАДОУ д/с 121 города Тюмени» способствует развитию регби в нашем регионе.
Отличительные особенности программы
Тег-регби отличается от регби отсутствием касания противника во время игры. В данной игровой деятельности отсутствуют силовые элементы в отношении игрового противника. Достаточно сложная игровая деятельность по решению сложнокоординационных двигательных задач, что обеспечивает развитие ведущих физических качеств и функциональных систем организма. Все это говорит о целесообразности использования регби в качестве средства физического воспитания школьников. Занятия по программе «Регби» предусматривают все разделы спортивной подготовки, возможность выступления на соревнованиях как внутри школы. Умение радоваться победам и переживания возможных поражений в команде привьет обучающемуся чувство сотрудничества внутри команды, умение терпеть и ровно относится ко всем членам его команды независимо от их характера и физических возможностей, поэтому при обучении игре в тег-регби важно также обращать большое внимание обучению правилам ведения «честной борьбы» (соблюдению техники безопасности, правил игры, достойному отношению к «слабому»).
Уровень сложности
Программа имеет базовый уровень освоения, который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 4-7 лет МАДОУ д/с 121 города Тюмени.
Объем программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность каждого года обучения составляет 52 учебные недели. Объем академических часов за первый год обучения составляет 104 часов, за второй год обучения – 104 часов и третий год обучения
- 104 часов. Общий объем программы составляет 312 часов.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются : групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований, медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.
Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.
Сроки освоения программы
Срок освоения программы 3 года. Каждый год обучения по программе рассчитан на 34 учебные недели.
Режим и продолжительность занятий
В первый, второй, третий годы обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академических часа. За год – 104 часов.
Цель программы : укрепление здоровья учащихся, формирование установки на здоровый стиль жизни через обучение игры в тег-регби.
Задачи:
1. Обучающие:
обучение учащихся правилам игры в тег-регби; применение правил игры тег-регби на практике;
сформировать начальные представления о структуре выполнения основных движений и навыков, создающих основу для обучения игры в регби;
вооружение знаниями по истории развития регби.
2. Воспитательные:
воспитание коллективизма, и взаимопомощи; пропаганда здорового образа жизни.
3. Развивающие:
развитие коммуникативных навыков воспитанников;
развитие системы практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
развивать потребность в регулярных занятиях спортом.
Содержание тем курса 1-го года обучения
Общая физическая подготовка.
Понятие о физической подготовке. Задачи физической подготовки; развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, совершенствование двигательных навыков, подготовка занимающихся к успешной сдаче нормативов. Практические занятия. Строевые упражнения. Равнение. Понятие о строе. Размыкание и смыкание строя. Основная стойка. Движение в строю шагом и бегом. Изменение темпа движения. Бег спиной вперед, правым и левым боком, зигзагами, в переменном темпе. Остановка. Понятия о командах.
Гимнастические упражнения.
Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, спины, шеи, ног, живота. Упражнения в различных исходных положениях на месте и в движении: круговые движения рук, отведение рук назад с пружинящими движениями, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Наклоны, вращения, повороты головы. Упражнения с набивными мячами (1-2 кг) стоя, лежа, сидя, на коленях: поднимание и опускание мяча в разных плоскостях, круговые движения, сгибания и разгибания рук, наклоны и т. д. Броски и ловля набивных мячей. Упражнения на гимнастической стенке: лазанье, подтягивание, держание угла, упражнения на растягивание связок. Упражнения с гимнастической скамейкой: приседания, прыжки, отжимания; упражнения для мышц брюшного пресса и спины. Упражнения со скакалкой, на канате, с отягощением (в том числе с партнером на плечах, на гимнастических снарядах (отжимания, размахивание, соскоки. Прыжки через гимнастического коня и козла. Легкоатлетические упражнения. Бег на короткие диета (30, 60, 100 м). Повторный, интервальный бег. Бег по пересеченной местности с преодолением
естественных препятствий (канавы, овраги, горы). Прыжки в длину и в высоту. Тройной прыжок с места и с разбега. Пятерные и десятерные прыжки на одной ноге и со сменой ног. Метание гранаты, копья. Бег по песку, по воде, по снегу. Легкоатлетические эстафеты.
Лыжная подготовка.
Хождение дистанций лыжных ходов. Горнолыжная подготовка. Проведение встречных эстафет с этапами 300-500 м.
Подвижные игры.
Игры без мяча: "Два лагеря", "День и ночь", "Салки", "Рыбаки и рыбки", "Мышеловка", "Удочка", "Не зевай", "Бездомный заяц", "Петушиная атака". Игры с мячом: "Морской бой", "Борьба за мяч", "Защита крепости", " Мяч с 4-х сторон", "Охотники и утки", "Мяч капитану". Эстафеты с мячом и без мяча. С ведением и передачами мячей, преодоление препятствий, бросками и т. д.
Акробатические упражнения.
Кувырки вперед и назад, одиночные и сериями. Перевороты вправо и влево, с места и с разбега, с вальсетами. Кувырки с прыжком через препятствия после полета. Сальто с подкидного мостика в яму с поролоном. Стойки на голове, стойки на руках и у стенки. Перевороты и кульбиты на матах и на полу. Эстафеты с акробатическими упражнениями. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты: бег, старты из различных исходных положений (стоя, в приседе, наклонившись, боком, спиной вперед, на коленях, сидя, лежа) на дистанции 5, 10, 15м, бег с ускорением по заданию, бег спиной вперед на 10, 30м, скоростной бег с изменением направления, челночный бег на дистанции 10, 15м, бег с переменной скоростью, повторный бег на 30, 60 м, бег по заданию (с ускорениями, остановками, рывками, проведение различных эстафет (отрезка 5-20 м, паузы между 2-5 повторными стартами одного занимающегося 20-40 сек.).
Упражнения для развития прыгучести: приседания (и с отягощениями, выпрыгивания из приседа, многоскоки на одной и двух ногах (вперед, боком, спиной вперед, прыжки в глубину с последующим рывком-ускорением, доставание высоких предметов в прыжке (веток деревьев, баскетбольный щит, прыжки со скакалкой, подскоки, эстафеты.
Упражнения для развития силы и быстроты мышц, участвующих в бросках мяча: броски набивного мяча одной рукой от плеча, прямой рукой сверху, сбоку и снизу, броски набивного мяча двумя руками от груди, из-за, снизу, через спину назад. Метания теннисного мяча с места и с разбега, в прыжке – на дальность.
Упражнения с мячом: дриблинг без зрительного контроля за мячом, жонглирование 2-3 мячами, игры - футбол, волейбол, баскетбол, регби; подвижные игры - "Мяч в воздух",
"Живая цель", "Кто дальше", "Перестрелка", "Догони мяч", эстафеты. Техника игры в регби.
Понятие о технике игры.
Терминология и классификация технических приемов регби. Основные технические приемы: стойка (нападающего, защитника) перемещения, передачи и ловля мяча, броски мяча, блокирование, персональная опека. Техника, мощность, точность, дальность броска.
Практические занятия.
Техника нападения. Стойка нападающего, перемещения без мяча, бег с измененном направления и скорости, передвижения приставными шагами (боком, вперед-назад, остановка шагом, прыжком, повороты на месте и в движении, сочетание передвижений, остановок, поворотов, выходы на передачи. Передачи мяча одной рукой от плеча на месте и в движении, и прыжке. Передача мяча согнутой и прямой рукой сверху, сбоку, снизу. Передача мяча на разной высоте и с разной силой. Передача мяча с отскоком от площадки. Скрытые передачи. Кистевая передача, передача без замаха. Откидки мяча.
Ловли мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке, после отскока от площадки. Обратный пас. Ловля мяча на спорости: при встречном движении, под углом, летящего со спины. Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Ловля и передача мяча с сопротивлением противника. Выбрасывание и ловля мяча после бокового и углового бросков. Ведение мяча на месте, в движении: со средним, высоким и низким отскоком, ведение правой, левой рукой и переменное ведение, ведение с изменением направления и остановками, ведение мяча с обводкой и укрыванием мяча корпусом, ведение с сопротивлением, ведение и передача мяча, ловля с переходом на ведение мяча. Удар мяча по воротам. Бросок согнутой рукой от плеча-с места, с разбега, в прыжке, согнутой и прямой рукой сбоку и сверху. Семи метровый штрафной бросок. Бросок с места и с хода с падением. Бросок без замаха. Бросок после ловли: на месте, в движении, в прыжке. Свободный бросок. Бросок с угла: с выпрыгиванием, с падением, перекидка. Эстафеты с бросками.
Финты.
Финты без мяча - ускорения, повороты, остановки, рывки, прыжки, выпады. Обучение одношажным, двухшажным, трехшажным финтам. Финты с мячом. 14 Обыгрывание защитника вправо и влево. Ложные движения на передачу, бросок, проход. Финты с поворотом.
Техника защитника.
Стойка защитника, перемещения - выходы вперед и назад, смещения вправо и влево приставными шагами, блокирование бросков, персональная опока, обманные действия, перехват мяча.
Тактика игры в регби.
Понятие о тактике игры. Содержанке тактической подготовки. Индивидуальная, групповая, командная тактика. (Средства, способы, формы ведения игры. Игровая дисциплина. Тактика нападения. Тактика защиты.
Практические занятия.
Тактика нападения. Основные принципы нападения. Расстановки. Функции нападающих, индивидуальная тактика нападающего: общие требования, выбор места, освобождение от защитника, броски в ворота, взаимодействие с партнером, подбор мяча, использование финта. Групповые тактические действия: взаимодействия двух игроков, взаимодействия трех игроков, простейшие тактические комбинации "двойка", "тройка", "обратный вход", "заслон центру". Командные действия: стремительное нападение, позиционное нападение с одним линейным, с двумя линейными нападающими. Тактика стандартных положений: разыгрывание свободного броска, угловой бросок, штрафной бросок, боковом бросок, окончание времени 15 с. Ознакомление с общекомандными комбинациями.
Тактика защиты.
Основные принципы защиты. Расстановка, функции защитников. Индивидуальная тактика защитника: занятие позиции, перемещения, опека нападающего без мяча, опека нападающего с мячом, перехваты мяча, блокирование бросков, блокирование бросающей руки, "связывание" нападающего, освобождение от заслона, пересечение траектории полета мяча. Групповые действия: "разбор" игроков, смена подопечных, переключение защитников, подстраховка, групповое блокирование, взаимодействия с вратарем, действия в меньшинстве. Командные действия: персональная защита в зоне свободных бросков, зонная защита 6-0, 5-1, комбинированная защита 5+1, защита при численном неравенстве.
15 Защита при контратаке. Защита против различных систем нападения. Учебные односторонние двухсторонние игры.
Контрольные игры и соревнования по тэг-регби. Проводятся согласно плану работы объединения и календарному плану спортивных мероприятий. Выполнение контрольных упражнений по физической подготовке, технике игры. Контрольные испытания целесообразно проводить в начале и в конце основных (зимнего и летнего) периодов. Кроме установленных нормативов, в заключение соревновательного периода учащиеся должны выполнить следующие технические приемы: передача и ловля мяча в
движении, броски мяча на дальность, ведение мяча с препятствиями, участие в контрольной игре с исполнением рекомендованных функций (нападающего, защитника).
Содержание тем курса 2-го и 3-го года обучения
Врачебный массаж, самомассаж, гигиена.
Содержание и роль врачебного контроля и самоконтроля в тренировках юных регбистов, массаж и самомассаж - назначение, сущность, основные приемы. Самомассаж до, в процессе и после тренировки. Борьба с утомлением и переутомлением. Вред курения и употребления спиртных напитков. Контроль за весом тела, пульсом, частотой дыхания, наблюдение за самочувствием, аппетитом, сном, работоспособностью, утомляемостью. Водные, восстановительные процедуры. Ведение дневника.
Правила игры, судейство соревнований.
Продолжение изучения правил соревнований. Судейство игр на учебных занятиях, товарищеских встречах. Судейская жестикуляция. Семинар судей. Проверка знания правил соревнований. Зачетное судейство игры. Основы методики обучения и тренировки. Инструкторская практика. Установка, разбор игр. Задачи обучения и тренировки. Обучение и тренировка - единый процесс. Разучивание приемов, ознакомление с приемами: рассказ, показ, опробование, изучение в упрощенных условиях; структура выполнения приема, последовательность взаимодействий, устранения лишних движений, исправление ошибок, изучение приема в усложненной обстановке; целостное четкое исполнение приема в различном темпе, варианты исполнения, сочетание приема с другими действиями, применение приема в условиях противодействия. Закрепление приема в играх: выработка устойчивого навыка, 16 совершенствование быстроты и подвижности, индивидуального стиля исполнения. Дозировка упражнений. Педагогический контроль.
Судейская практика.
Урок как основная форма проведения занятий. План, конспект, содержание урока. Организация и подготовка занятия. Разминка, основная и заключительная части занятия. Методика выполнения упражнений. Самостоятельное проведение занятий, его частей. Подача команд. Показ упражнений. Рассказ. Анализ выполнения упражнений. Подведение итогов. Установка на игру. Задачи игры. Сведения о противнике. Турнирное положение. Анализ технической и тактической подготовки, его отдельных игроков по амплуа. Задание игрокам, звеньям. Возможные варианты изменения плана игры. Розыгрыши стандартных положений и концовок. Создание психологического положительного (боевого) настроя на игру. Разбор игры. Выполнение плана игры. Оценка игры команд и отдельных игроков.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В результате изучения курса «Физическая культура на основе регби» обучающимися младшей, средней и старшей школы должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование умения использования знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, в соответствии с их возрастными особенностями и половыми нормативами;
• владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
• формирование здорового образа жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
• определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно оценивать свои действия;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт обучающихся в физкультурной деятельности, а именно:
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др., показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости, силы);
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения соревнований по видам регби;
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств регби;
• изложение фактов истории развития регби, Олимпийских игр современности, характеристика видов регби, влияние аэробных занятий на организм человека;
• развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками спортивных игр, эстафет, спортивно- оздоровительных мероприятий и соревнований;
• осуществление объективного судейства соревнований своих сверстников;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• умение находить отличительные особенности в техническом выполнении упражнений разными обучающимися;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.