Юлия Липунцова
Рабочая программа для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Принята
Педагогическим советом
Протокол №1
«30» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Первая младшая группа
«Солнышко»
(Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования,
инновационная программа дошкольного образования
«От рождения до школы», издание 6-е, дополненное)
Воспитатель:
2021 г.
Введение
Темочки:
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Информационная справка
Учебный год: 01.09.2021-31.05.2022
Экспертно оценочный этап: 01.09.2021-10.09.2021
Образовательная деятельность: 11.09.2021-24.12.2021
Новогодние праздники: 24.12.2021-28.12.2021
Диагностический период: 25.01.2021-10.01.2022
Образовательная деятельность: 13.01.2022-15.05.2022
Майские праздники:01.01.2022- 10.05.2022
Экспертно-оценочный этап: 16.05.2022-27.05.2022
Летне-оздоровительный период: 01.06.202-31.08.2022
Группу «Солнышко» на начало года посещает 15 детей: из них 9 девочек, 6 – мальчиков.
Характеристика семей воспитанников
Количество детей
Особенности семьи
Полные семьи
Одинокие
В разводе
Вдовы
Опекуны
многодетные
Жилищные условия Имеют собственное жилье
Живут с родителями
снимают
Образование высшее
н/высшее
среднее
с/спец.
н/среднее
Социальный состав интеллигенция
рабочие
служащие
предприниматели
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа педагогической деятельности первой младшей группы «Гномики» МБДОУ детский сад №5 «Радуга» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом инновационной программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, издание 6-е.
Срок реализации программы – 1 год.
Пояснительная записка Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
В части, формируемой участниками образовательных отношений, с целью раннего изучения математики, представлена программа : «Формирование элементарных математических представлений с детьми 2-3 лет» (И. Помораева) В соответствии с ФГОС, данная часть программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
Вариативная часть состоит из регионального компонента и компонента ДОУ и составляет 40% от основной части.
Региональный компонент
Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Тамбовской области.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
• Элементарное представление о родном городе/селе (название, символика).
• Воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
• Формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе, селе).
• Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире родного края
1.1.1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций».
Эта цель является главной целью инновационной программы «От рождения до школы».
Реализация Программы направлена на :
- создание ПДР (пространство детской реализации) - поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;
- создание условий для самореализации ребенка;
- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
- обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
- ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий;
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого реб нка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обязательная часть программы разработана на основе Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой 2020 г., издание 6-е, дополненное.
Цели Задачи
1. Индивидуали-зация дошколь-ного образования – Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка: сам ребенок проявляет активность в выборе содержания образования, становится субъектом образования;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– создание культурного поля в самой личности ребенка; в этом поле больше возможностей для его самопознания и самоопределения, для личностного роста и раскрытия индивидуальности
2. Сотрудни-чество ДОУ с семьей – Создание в семье и ДОУ условий для самостоятельного и адекватного решения ребенком индивидуальных жизненных задач на основе представления о своих способностях, знаниях и умениях, а также для коллективного поиска средств и способов решения проблем, для развития творческого воображения и мышления;
– развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых отношений с использованием традиционных и новых личностно развивающих технологий; поддержка взаимного интереса детей и взрослых друг к другу;
– поддержка семьи в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной культуры активно деятельностного досуга и совместного труда в естественно-природных условиях города, региона и др.
3. Ориентация на познавательные интересы
ребенка – Создание полноценной среды для культурного развития личности;
– помощь и поддержка ребенка в осмыслении им своей природно-творческой сути;
– развитие заинтересованного и бережного отношения детей к истории и культуре, своему родовому прошлому, вписанному в историю региона (села, города, при сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых;
– формирование экологической культуры детей как условия всеобщей выживаемости (природы, семьи, отдельного человека, всего человечества)
1.1.1. Цели и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений,
Цели и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, по методическому пособию «Формирование элементарных математических представлений с детьми 2-3 лет» (И. Помораева)
Цели и задачи:
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Количество
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).
Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Величина
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.)
Развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине.
Форма
Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.
Расширять опыт определения парных пространственных направлений от себя (вверху, внизу, впереди, сзади) как основа будущей образной модели координат.
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Воспитатели группы выстраивают образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства, обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников детского сада) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Воспитатели группы должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего возраста.
Инновационная Программа «От рождения до школы» строится на принципе единства развития, воспитания и образования.
Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития.
Инновационная программа «От рождения до школы» базируется на семи основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики.
«Семь золотых принципов дошкольной педагогики»