Ходыкина Анастасия
Рабочая программа дополнительного образования «Весёлый Английский» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение…. 2
2. Пояснительная записка… 3
3. Возрастные особенности…. 4
4. Принципы обучения…. 5
5. Цели и задачи…. 6
6. Виды работы на занятиях английским языком…8
7. Учебно-тематическое планирование…. 10
8. Календарно-тематическое планирование…. 14
9. Планируемые результаты… 24
10. Способы проверки умений и навыков детей… 26
11. Взаимодействие педагога с родителями…27
12. Взаимодействие с воспитателями и
специалистами ДОУ… 28
13. Список использованной учебной литературы…. 29
14. Приложение…. 31
Введение
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Весёлый Английский“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается, т. к. прекрасно развита долговременная и оперативная память.
Раннее обучения иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л. В. Щерба).
Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром (И. А. Зимняя).
Пояснительная записка
Дошкольный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.
Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей.
Ввиду психологических особенностей детей дошкольного возраста, легкого восприятия и усвоения языкового материала, при условии отсутствия логопедических противопоказаний рекомендуется начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, поскольку у ребенка формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.
На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Возрастные особенности
Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.
Возрастные особенности детей 5 года жизни : Этот возраст характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, знает основные цвета, знакомится с азами различных техник прикладного искусства. Ему понятны требования как правильно пользоваться инструментами (ножницы, стеки и т. д., как правильно держать карандаш и кисть, как необходимо располагать материал и другое.
Возрастные особенности детей 6 и 7 года жизни : Это период подготовки ребят к школе. Большое значение отводится развитию мелкой моторики рук, постоянному контролю за правильной осанкой и умением правильно держать карандаш. В этом возрасте дети эмоционально и не принуждённо отзываются на предложение педагога изготовить различного рода поделки, у них появляется устойчивый интерес к различным видам творчества. Они не только предпочитают тот или иной вид деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше любят лепить из теста, чем из пластилина и наоборот. Дети этого возраста способны логически мыслить, давать оценку выполненной работе, обобщать, делиться впечатлениями.
Все, что выучил малыш в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь. Сведения общекультурного характера, страноведческого плана, в особенности те, которые приобретает ребенок непосредственно в собственной деятельности, вплетутся в целостную систему знаний о мире, окрасят его личным опытом, останутся в его мировоззрении.
Принципы обучения
В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения английскому языку :
• Дидактики (от простого к сложному);
• Систематичности;
• Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
• Осознанного владения иностранным языком;
• Наглядности;
• Повторности;
• Самостоятельности;
• Научности;
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Fanny English» рассчитана на два учебных года, 72 занятий в год, по 2 занятия в неделю, длительность одного занятия в старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут.
Цель
1. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией;
2. Ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций;
3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, ознакомление с детским фольклором;
4. Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности.
Задачи
• Развивающие:
1. Развивать память (произвольную, непроизвольную);
2. Развивать внимание (произвольное, непроизвольное);
3. Развивать мышление (наглядно-образное, логическое, воображение (репродуктивное и творческое, воображение, усидчивость.
4. Развивать специальные способности, необходимые для обучения иностранному языку:
фонематический слух;
способность к догадке;
способность к различению;
имитационные способности;
• Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к людям;
3. воспитывать чувства товарищества, дружбы;
4. воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
Обучающие:
1. создавать мотивацию к изучению английского языка средствами музыки, стихотворений, пословиц;
2. способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям страны изучаемого языка;
3. научить элементарной диалогической и монологической речи;
4. формировать у дошкольников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
5. побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;
Виды работы на занятиях английским языком
1. Работа над произношением : скороговорки, рифмовки, сказки, разучивание стихов, потешек, считалок.
2. Работа с предметами : описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3. Работа с картинками : описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
4. Подвижные игры: игры с мячом, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы.
5. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
6. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры
7. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение.
8. Изучение букв и звуков: письмо в тетради, рисунки слов на заданные буквы или звуки, штриховка букв, видеокурс по отработке алфавита.
9. Работа с видео-материалом : просмотр и обсуждение мультфильмов и диа-фильмов на английском языке.
Диагностическая карта определения уровня развития английского языка детей 5-7 лет на 201--- 201__ уч. г
№ п/п Фамилия, имя ребенка Аудирование Умеет здороваться Умеет прощаться Умеет благодарить Умеет представлять себя Умеет рассказывать об игрушке Правильно отвечает на вопросы Умеет считать от 1-10 Составляет логический рассказ о предмете Знает наизусть стихи,
рифмовки, песни
Вывод
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
Учебно-тематический план
При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду.
1-ый год обучения
№ п/п Название темы Количество часов
1 Знакомство! Meeting! 2
2 Знакомство с цветами. Мои любимые цвета. Colours. My favourite Colours. 5
3 Я люблю свою семью. I love my family. 5
4 Мои игрушки. My toys. 5
5 Еда. Food. 5
6 Мой дом. My Home. 5
7 Новый Год. New Year 6
8 Животные. Animals. (часть 1) 6
9 Я умею считать до 10. I can count to ten. 6
10 Части тела. The body. 6
11. Животные. Animals. (часть 2) 6
12 Моя одежда. My clothes 6
13 Транспорт «Transport» 6
14 Повторение. 2
Итого: 72
2-й год обучения
№ п/п Название темы Количество часов
1 Здравствуйте, это я! Hello, that’s me! 2
2 Времена года. Погода. Seasons. Weather. 5
3 Я люблю свою семью. I love my family. 5
4 «Моя Еда. My Food.» 5
5 «Вкусные овощи. Tasty Vegetables.» 6
6 «Musical Instruments» 5
7 Новый Год. New Year. 6
8. «Кем я хочу быть. Профессии. Дни недели. Jobs. Days of the Week.» 6
9 Я умею считать до 10. I can count to ten. 6
10 «Я умею! I can !» 6
11 «Питомцы и другие животные. Pets and other animals.» 6
12 «Мой дом. My Home.» 6
13. «В ожидании лета. Летняя одежда. Looking forward to summer. Summer Clothes.» 5
14 Повторение 3
Итого: 72
Последнее занятие каждой темы является контрольным, направленным на повторение и закрепление. Это занятие проходит в виде игры, дети имитируют сценки, играют в парах и группах. Во время проигрывания ситуаций и сценок педагог может оценить, насколько хорошо дети усвоили лексический и грамматический материал. Для удобства преподаватель составляет таблицу с именами детей по каждой изученной теме, в которую вносятся достижения каждого ребёнка. Такая сводная таблица упрощает деятельность по закреплению каждым ребёнком той лексики, которая усвоилась недостаточно хорошо.
Особенности организации занятий Форма работы : подгрупповые занятия (5-8 человек) с элементами игры и совместная деятельность педагога с воспитателями. Один учебный год содержит 14 тем. Прохождение каждой темы осуществляется в течение 5-6 занятий. Первая тема является ознакомительной и на нее отводится 2 занятия. Последняя тема подразумевает повторение и обобщение всех изученных тем, проводится в конце года, и на нее отводится 2 занятия. 1-ое занятие по каждой теме является вводным и основано на изучении новой лексики и введении песенки или рифмовки, связанной с этой лексикой. На 2-ом занятии лексика закрепляется в играх (см. Приложение, в просмотре презентаций, в диалогах и ситуациях. 3-е и 4-е занятия направлены на закрепление новых слов и предложений с помощью игровых заданий, разучивания новых песен и стихов, с привлечением подвижных игр, физкультминуток и пр. Важным является использование ярких и красочных материалов, игрушек, картинок. При этом необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, рекомендуется вводить не более 3-4 новых слов и 1-2 предложений.
Последнее занятие каждой темы является контрольным, направленным на повторение и закрепление. Это занятие проходит в виде игры, дети имитируют сценки, играют в парах и группах. Во время проигрывания ситуаций и сценок педагог может оценить, насколько хорошо дети усвоили лексический и грамматический материал. Для удобства преподаватель составляет таблицу с именами детей по каждой изученной теме, в которую вносятся достижения каждого ребёнка. Такая сводная таблица упрощает деятельность по закреплению каждым ребёнком той лексики, которая усвоилась недостаточно хорошо.
Таким образом, лексика данной темы заучивается не отдельными словами, а в контексте конкретной ситуации.
Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемных задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Пример таблицы.
Ф. И. ребенка Владение лексикой по изученной теме Понимание английской речи на слух Разговорные навыки, умение ответить на вопрос
Критерии оценки – бальная система.
1 балл – не усвоил
2 балла – усвоил недостаточно хорошо
3 балла – полностью усвоил пройденную тему
На всех этапах обучения детей английскому языку необходимо многократное повторение изученного ими материала. Для этого целесообразны упражнения, в которых знакомые слова повторяются в различных сочетаниях и ситуациях. Такими упражнениями могут быть стишки, считалки, песенки, инсценировки и др. Большое значение при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений и песенок, поскольку лексический материал, организованный в звучных ритмических стихах со смежными рифмами не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в памяти.