Приложение МААМ

Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебный песок»

Фролова Ирина
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка

- введение;

- направленность;

- новизна;

- актуальность;

- педагогическая целесообразность;

- принципы построения программы;

- цель и задачи программы;

- возраст детей, участвующих в реализации данной программы;

- сроки реализации программы;

- формы и режим занятий;

- методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности

- формы подведения итогов

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет „Волшебный песок“» размещена в разделах

2. Содержание работы кружка

2.1. Учебно-тематический план

2.2. Календарно-тематический план

3. Методическое обеспечение программы

3.1. Дидактические материалы

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

3.3. Список использованной литературы

1. Пояснительная записка

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Основные направления программы

Художественная направленность

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Социально-педагогическая направленность

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей : снизить уровень нервно – психического напряжения; способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга;

используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;

пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями;

способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания.

Техническая направленность

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами;

используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;

пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями;

способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания.

Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность программы

Дошкольное детство это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если?». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Педагогическая целесообразность программы

Используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций. Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на: - понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях; -формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности, через создание позитивного эмоционального фона; - гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка. Песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Принципы построения программы

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Цель программы

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (цвета, формы, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков в слогах, словах.

Дифференциация, автоматизация звуков.

Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словестно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

Снижение психофизического напряжения.

Актуализация эмоций.

Задачи программы

Образовательные

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета;

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;

3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми;

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу;

5. Закрепить представления об окружающем мире.

Воспитательные

1. Вызывать эмоционально положительное состояние удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;

3. Воспитывать слуховое внимание и память;

4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Развивающие

1. Развивать психические процессы (внимание, память);

2. Развивать логическое мышление;

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

4. Развивать умение действовать по инструкции;

5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Программа рассчитана на детей в возрасте : 3-4 года.

Программа реализуется за 1 учебный год.

Формы организации деятельности

Индивидуальная форма

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповая форма

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Режим занятий

Занятие проходит 1 раз в неделю, по 15 минут.

Методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей

Наглядные методы включают в себя:

• наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);

• наглядно - зрительные (дидактический материал);

• сенсорно - моторные (обследование);

• тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);

• элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования).

Словесные методы:

• объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);

• указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);

• вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память)

• Пояснения, уточнения.

Практические методы:

• метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);

• игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предметные результаты

Научатся последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета;

Будут уметь отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;

Научатся выстраивать композиции на песке по образцу;

Закрепят представления об окружающем мире.

Метапредметные результаты

У детей будут сформированы :

Психические процессы (внимание, память);

Тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

Умение действовать по инструкции;

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Личностные результаты

У детей будут сформированы :

Внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам;

Слуховое внимание и память;

Доброта и бережное отношение ко всему живому.

Формы подведения итогов

Фотовыставки и видеоотчеты.

Контроль результативности обучения

Психолого-педагогические диагностики:

1. Диагностический лист «Изучение коммуникативных умений и лидерских способностей.

2. Диагностический лист художественного восприятия.

2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематический план

№ п/п Перечень разделов, тем Количество часов (занятий)

всего теория практика

1 «Здравствуй песок» 1 0,5 0,5

2 «Времена года» 1 0,5 0,5

3 «Дорожки из песка» 1 0,5 0,5

4 «Песочная осень» 1 0,25 0,75

5 «Домики для животных» 1 0,5 0,5

6 «Отпечатки наших рук» 1 0,25 0,75

7 «Копаем-засыпаем» 1 0,5 0,5

8 «Узоры на песке» 1 0,25 0,75

9 «Фантазеры» 1 0,5 0,5

10 «Песочная сказка» 1 0,5 0,5

11 «Зима на песке» 1 0,5 0,5

12 «Снежинки» 1 0,5 0,5

13 «Рисование песком» 1 0,5 0,5

14 «Угадай что спрятано в песке» 1 0,25 0,75

15 «Мышки в норках» 1 0,5 0,5

16 «Чего не стало» 1 0,5 0,5

17 «Я пеку, пеку, пеку…» 1 0,5 0,5

18 «День Защитника Отечества» 1 0,5 0,5

19 «Солнышко» 1 0,25 0,75

20 «Подарок для мамы» 1 0,5 0,5

21 «Сказка Репка» 1 0,5 0,5

22 «Прекрасный цветок» 1 0,5 0,5

23 «В гостях у песочной феи» 1 0,5 0,5

24 «Моя любимая игрушка» 1 0,5 0,5

25 «Путешествие в космос» 1 0,5 0,5

26 «Бабочка» 1 0,5 0,5

27 «Цветы на поляне» 1 0,5 0,5

28 «Создай, что хочешь» 1 0,2 0,8

29 «Сказочная страна» 1 0,5 0,5

30 «Солнечные лучики» 1 0,5 0,5

31 «Домики для муравьишки» 1 0,5 0,5

32 «Итоговое занятие» 1 0,5 0,5

Итого: 36 14,45 17,55

2.2. Календарно-тематический план

№ занятия п/п Тема занятия Программное содержание Кол-во часов

(занятий)

1 «Здравствуй песок» Познакомить детей с песочницей.

Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.

Развивать интерес к играм с песком.

Создать у детей радостное настроение. 1

2 «Времена года» Развивать представления детей о временах года, закреплять знания о них.

Способствовать развитию

психических процессов: памяти, внимания, мышления.

1

3 «Дорожки из песка» Показать приемы получения точек и коротких линий.

Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.

Снятие тонуса ладоней. 1

4 «Песочная осень» Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. Поощрять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. 1

5 «Домики для животных» Развивать тактильную

чувствительность, мелкую

моторику рук.

Умение классифицировать животных. 1

6 «Отпечатки наших рук» Развивать доброжелательность детей.

Учить детей управлять вдохом и выдохом. 1

7 «Копаем-засыпаем» Снижение психофизического напряжения.

Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

Развивать мелкую моторику. 1

8 «Узоры на песке» Развивать тактильные ощущения, умение действовать по инструкции. 1

9 «Фантазеры» Развивать творческие способности, креативность и фантазию.

Развивать коммуникативные навыки. Развивать умения слушать. 1

10 «Песочная сказка» Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей. Развивать способности к сюжетосложению.

Развивать умение передавать характер персонажей. 1

11 «Зима на песке» Учить рисовать образы двумя руками. Развивать творческое воображение. Вызывать интерес к созданию композиций 1

12 «Снежинки» Развитие самостоятельность и умения принимать решения.

Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. 1

13 «Рисование песком» Развитие самостоятельность и умения принимать решения. Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. 1

14 «Угадай что спрятано в песке» Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их.

Развивать тактильную чувствительность.

1

15 «Мышки в норках» Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию. Формировать позитивные и моральные представления об отношениях. 1

16 «Чего не стало» Учить детей устанавливать тактильный контакт.

Учить детей концентрировать внимание. 1

17 «Я пеку, пеку, пеку…» Познакомить детей с песочницей.

Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.

Развивать интерес к играм с песком. 1

18 «День Защитника Отечества» Учить детей рисовать мужской портрет, передавая эмоциональное состояние образа.

Формировать коммуникативные навыки. 1

19 «Солнышко» Снижение психофизического напряжения.

Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

Развивать мелкую моторику. 1

20 «Подарок для мамы» Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт.

Развивать воображение, мелкую моторику рук. 1

21 «Сказка Репка» Воспитывать и поощрять самостоятельность, творческий подход, желание доставить радость и удовольствие другим. 1

22 «Прекрасный цветок» Продолжать знакомить с техникой рисования песком (кончиком пальца, всеми пальцами, ребром ладони, ладонью).

Развивать тактильную чувствительность, воображение. 1

23 «В гостях у песочной феи» Учить детей эффективным способам общения.

Развивать воображение, логическое мышление. Учить выделять разнообразные мышечные ощущения. 1

24 «Моя любимая игрушка» Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

Развивать мелкую моторику. 1

25 «Путешествие в космос» Развивать чувство композиции.

Уточнять представления о космосе. Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов. 1

26 «Бабочка» Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушёвки. Развивать творческое воображение.

Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 1

27 «Цветы на поляне» Учить детей рисовать цветы разной формы

и размера, составляя цветочные композиции.

Экспериментирование с рисунком. 1

28 «Создай, что хочешь» Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Развитие тактильной чувствительности, воображения. Регуляция мышечного напряжения. 1

29 «Сказочная страна» Развивать коммуникативные

навыки.

Развивать образное мышление.

Развивать тактильную

Чувствительность.

1

30 «Солнечные лучики» Развивать сплоченность детей.

Развивать зрительное и тактильное восприятия.

Развивать умение выражать свое эмоциональное состояние. 1

31 «Домики для муравьишки» Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.

Развивать интерес к играм с песком.

Создать у детей радостное настроение. 1

32 «Итоговое занятие» Развивать умения понимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки контроля и самооценки. 1

Итого 32

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебный песок»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 15:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебный песок»» (включая файлы) размещена пользователем Фролова Ирина (УИ 385511) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД