Фролова Ирина
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебный песок»
Содержание
1. Пояснительная записка
- введение;
- направленность;
- новизна;
- актуальность;
- педагогическая целесообразность;
- принципы построения программы;
- цель и задачи программы;
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
- сроки реализации программы;
- формы и режим занятий;
- методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- формы подведения итогов
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей 3–4 лет „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2. Содержание работы кружка
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Календарно-тематический план
3. Методическое обеспечение программы
3.1. Дидактические материалы
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.3. Список использованной литературы
1. Пояснительная записка
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Основные направления программы
Художественная направленность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Социально-педагогическая направленность
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей : снизить уровень нервно – психического напряжения; способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга;
используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями;
способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания.
Техническая направленность
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами;
используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями;
способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания.
Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность программы
Дошкольное детство это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если?». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Педагогическая целесообразность программы
Используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций. Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на: - понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях; -формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности, через создание позитивного эмоционального фона; - гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка. Песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Принципы построения программы
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.
Цель программы
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (цвета, формы, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков в слогах, словах.
Дифференциация, автоматизация звуков.
Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словестно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
Снижение психофизического напряжения.
Актуализация эмоций.
Задачи программы
Образовательные
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета;
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу;
5. Закрепить представления об окружающем мире.
Воспитательные
1. Вызывать эмоционально положительное состояние удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;
3. Воспитывать слуховое внимание и память;
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Развивающие
1. Развивать психические процессы (внимание, память);
2. Развивать логическое мышление;
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
4. Развивать умение действовать по инструкции;
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Программа рассчитана на детей в возрасте : 3-4 года.
Программа реализуется за 1 учебный год.
Формы организации деятельности
Индивидуальная форма
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповая форма
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Режим занятий
Занятие проходит 1 раз в неделю, по 15 минут.
Методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
• наглядно - зрительные (дидактический материал);
• сенсорно - моторные (обследование);
• тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);
• элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования).
Словесные методы:
• объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
• указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);
• вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память)
• Пояснения, уточнения.
Практические методы:
• метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);
• игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предметные результаты
Научатся последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета;
Будут уметь отвечать на вопросы проблемно - поискового характера;
Научатся выстраивать композиции на песке по образцу;
Закрепят представления об окружающем мире.
Метапредметные результаты
У детей будут сформированы :
Психические процессы (внимание, память);
Тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
Умение действовать по инструкции;
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Личностные результаты
У детей будут сформированы :
Внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам;
Слуховое внимание и память;
Доброта и бережное отношение ко всему живому.
Формы подведения итогов
Фотовыставки и видеоотчеты.
Контроль результативности обучения
Психолого-педагогические диагностики:
1. Диагностический лист «Изучение коммуникативных умений и лидерских способностей.
2. Диагностический лист художественного восприятия.
2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п Перечень разделов, тем Количество часов (занятий)
всего теория практика
1 «Здравствуй песок» 1 0,5 0,5
2 «Времена года» 1 0,5 0,5
3 «Дорожки из песка» 1 0,5 0,5
4 «Песочная осень» 1 0,25 0,75
5 «Домики для животных» 1 0,5 0,5
6 «Отпечатки наших рук» 1 0,25 0,75
7 «Копаем-засыпаем» 1 0,5 0,5
8 «Узоры на песке» 1 0,25 0,75
9 «Фантазеры» 1 0,5 0,5
10 «Песочная сказка» 1 0,5 0,5
11 «Зима на песке» 1 0,5 0,5
12 «Снежинки» 1 0,5 0,5
13 «Рисование песком» 1 0,5 0,5
14 «Угадай что спрятано в песке» 1 0,25 0,75
15 «Мышки в норках» 1 0,5 0,5
16 «Чего не стало» 1 0,5 0,5
17 «Я пеку, пеку, пеку…» 1 0,5 0,5
18 «День Защитника Отечества» 1 0,5 0,5
19 «Солнышко» 1 0,25 0,75
20 «Подарок для мамы» 1 0,5 0,5
21 «Сказка Репка» 1 0,5 0,5
22 «Прекрасный цветок» 1 0,5 0,5
23 «В гостях у песочной феи» 1 0,5 0,5
24 «Моя любимая игрушка» 1 0,5 0,5
25 «Путешествие в космос» 1 0,5 0,5
26 «Бабочка» 1 0,5 0,5
27 «Цветы на поляне» 1 0,5 0,5
28 «Создай, что хочешь» 1 0,2 0,8
29 «Сказочная страна» 1 0,5 0,5
30 «Солнечные лучики» 1 0,5 0,5
31 «Домики для муравьишки» 1 0,5 0,5
32 «Итоговое занятие» 1 0,5 0,5
Итого: 36 14,45 17,55
2.2. Календарно-тематический план
№ занятия п/п Тема занятия Программное содержание Кол-во часов
(занятий)
1 «Здравствуй песок» Познакомить детей с песочницей.
Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.
Развивать интерес к играм с песком.
Создать у детей радостное настроение. 1
2 «Времена года» Развивать представления детей о временах года, закреплять знания о них.
Способствовать развитию
психических процессов: памяти, внимания, мышления.
1
3 «Дорожки из песка» Показать приемы получения точек и коротких линий.
Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.
Снятие тонуса ладоней. 1
4 «Песочная осень» Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. Поощрять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. 1
5 «Домики для животных» Развивать тактильную
чувствительность, мелкую
моторику рук.
Умение классифицировать животных. 1
6 «Отпечатки наших рук» Развивать доброжелательность детей.
Учить детей управлять вдохом и выдохом. 1
7 «Копаем-засыпаем» Снижение психофизического напряжения.
Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
Развивать мелкую моторику. 1
8 «Узоры на песке» Развивать тактильные ощущения, умение действовать по инструкции. 1
9 «Фантазеры» Развивать творческие способности, креативность и фантазию.
Развивать коммуникативные навыки. Развивать умения слушать. 1
10 «Песочная сказка» Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей. Развивать способности к сюжетосложению.
Развивать умение передавать характер персонажей. 1
11 «Зима на песке» Учить рисовать образы двумя руками. Развивать творческое воображение. Вызывать интерес к созданию композиций 1
12 «Снежинки» Развитие самостоятельность и умения принимать решения.
Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. 1
13 «Рисование песком» Развитие самостоятельность и умения принимать решения. Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. 1
14 «Угадай что спрятано в песке» Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их.
Развивать тактильную чувствительность.
1
15 «Мышки в норках» Развивать воображение детей, тактильную стимуляцию. Формировать позитивные и моральные представления об отношениях. 1
16 «Чего не стало» Учить детей устанавливать тактильный контакт.
Учить детей концентрировать внимание. 1
17 «Я пеку, пеку, пеку…» Познакомить детей с песочницей.
Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.
Развивать интерес к играм с песком. 1
18 «День Защитника Отечества» Учить детей рисовать мужской портрет, передавая эмоциональное состояние образа.
Формировать коммуникативные навыки. 1
19 «Солнышко» Снижение психофизического напряжения.
Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
Развивать мелкую моторику. 1
20 «Подарок для мамы» Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт.
Развивать воображение, мелкую моторику рук. 1
21 «Сказка Репка» Воспитывать и поощрять самостоятельность, творческий подход, желание доставить радость и удовольствие другим. 1
22 «Прекрасный цветок» Продолжать знакомить с техникой рисования песком (кончиком пальца, всеми пальцами, ребром ладони, ладонью).
Развивать тактильную чувствительность, воображение. 1
23 «В гостях у песочной феи» Учить детей эффективным способам общения.
Развивать воображение, логическое мышление. Учить выделять разнообразные мышечные ощущения. 1
24 «Моя любимая игрушка» Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
Развивать мелкую моторику. 1
25 «Путешествие в космос» Развивать чувство композиции.
Уточнять представления о космосе. Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов. 1
26 «Бабочка» Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушёвки. Развивать творческое воображение.
Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 1
27 «Цветы на поляне» Учить детей рисовать цветы разной формы
и размера, составляя цветочные композиции.
Экспериментирование с рисунком. 1
28 «Создай, что хочешь» Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Развитие тактильной чувствительности, воображения. Регуляция мышечного напряжения. 1
29 «Сказочная страна» Развивать коммуникативные
навыки.
Развивать образное мышление.
Развивать тактильную
Чувствительность.
1
30 «Солнечные лучики» Развивать сплоченность детей.
Развивать зрительное и тактильное восприятия.
Развивать умение выражать свое эмоциональное состояние. 1
31 «Домики для муравьишки» Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.
Развивать интерес к играм с песком.
Создать у детей радостное настроение. 1
32 «Итоговое занятие» Развивать умения понимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки контроля и самооценки. 1
Итого 32