Ляхова Кристина Юрьевна
Рабочая программа для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Возрастные и индивидуальные особенности детейподготовительной группы. 5
1.3 Целевые ориентиры в подготовительной группе 6-7 лет, педагогическая диагностика. 9
2. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 11
2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе. 11
Публикация «Рабочая программа для подготовительной группы» размещена в разделах
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 12
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. 13
2.4 Взаимодействия с семьей, с социум. 14
2.5 Планирование работы с детьми в подготовительной группе. 19
2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 21
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально-культурные) 21
3. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 31
3.1 Оформление предметно-пространственной среды. 31
3.2 Режим дня. Структура образовательной деятельности. Двигательный режим. Модель закаливания. 34
3.3 Перечень методических пособий. 39
3.4 Материально – техническое обеспечение программы 41
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана с учётом основной образовательной программы МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида», основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой города Санкт - Петербурга 2014 г. и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО на 2016- 2017 учебный год в подготовительной к школе группе №5 МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида».
ДаннаяПрограммаразработананаосновеследующихнормативных документов :
Федеральныйзакон «ОбобразованиивРФ»от29декабря2012г. №273-ФЗ
ПостановлениеГлавного государственногосанитарноговрача РоссийскойФедерацииот 15мая2013г. № 26г. Москваот «Обутверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержаниюиорганизациирежимаработыдошкольных образовательныхорганизаций»(Зарегистрированов МинюстеРоссии29мая 2013г. №28564)
ПостановлениеПравительстваРоссийскойФедерацииот5августа 2013г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
ПриказМинистерстваобразованияинаукиРФот30августа2013г. №1014 «Об утвержденииПорядка организации осуществления образовательнойдеятельностипоосновнымобщеобразовательнымпрограммам– образовательнымпрограммамдошкольногообразования»(Зарегистрированов Минюсте России 26.09.2013№30038);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом МО и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г.
УставМДОУ «Детскийсад№86комбинированноговида».
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: познавательному, речевому и художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому.
Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Реализуемая программа строится на принципах:.
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение
детского развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
1.2 Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы.
Общие сведения о детях в подготовительной к школе группе №2.
(в количественном отношении)
Количество детей (всего) Девочки Мальчики
27 12 15
Социальный статус семьей подготовительной к школе группы №7.
Социальный паспорт подготовительной к школе группы №7 на 1.09.2019г
Содержание информации 2019-2020 уч. год
Количество
1. Количество семей 27
2. Количество детей: из них
2.1. мальчиков 15
2.2. девочек 12
3. Ребенок по счету в семье
3.1. 1-й ребенок 17
3.2. 2-й ребенок 9
3.3. 3-й и последующий ребенок 1
4. Состав семьи
4.1. полная семья 22
4.2. неполная семья: из них 6
4.2.1. матери-одиночки 2
4.2.2. разведены 3
4.2.3. потеря кормильца
4.3. многодетные семьи 1
5. Национальность
5.1. русские Мать 24
Отец 16
5.2. мордва Мать 2
Отец 4
5.3. татары Мать 0
Отец 1
5.4. другое таджик Мать 1
Отец 1
6. Экономические условия
6.1. малообеспеченные 2
7. Состояние здоровья (группа здоровья)
7.1. первая
7.2. вторая
7.3. третья
8. Количество семей, в которых родители находятся на заработках в других городах : из них
9. Количество семей, находящихся в социально опасном положении
10. Образовательный уровень родителей
10.1. среднее Мать 3
Отец 3
10.2. среднее - специальное Мать 8
Отец 9
10.3. высшее (неоконченное высшее) Мать 16
Отец 9
11. Возраст родителей (лиц, их заменяющих)
11.1. 25-30 лет Мать 13
Отец 4
11.2. 31-35лет Мать 7
Отец 7
11.3. 36-40 лет Мать 5
Отец 2
11.4. 41-50 лет
11.5. 52 года Мать 2
Отец
Отец 2
2
12. Сфера работы родителей
12.1. служащие Мать 8
Отец 3
12.2. рабочие Мать 12
Отец 15
12.3. МВД, ФСБ Мать
Отец
12.4. военнослужащие Мать
Отец
12.5. безработные Мать 1
Отец 1
12.6. декретный отпуск Мать 6
13. Жилищные условия
13.1. отдельная квартира 15
13.2. общежитие 1
13.3. проживают совместно с родителями 4
13.4. частный дом 1
13.5. снимают жилье 6
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных, неполных и многодетных семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне-профессиональным образованием.
Основной этнический состав воспитанников группы составляют дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Весь контингент воспитанников проживает в условиях городского поселения.
Ребенок на пороге школы (6-7 лет)обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения -ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой -более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло-виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.3 Целевые ориентиры в подготовительной группе 6-7 лет, педагогическая диагностика.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Социально - коммуникативное развитие
• развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;
• формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;
• овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конфликты;
• обладает установкой положительного отношения к миру, разным вида труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Физическое развитие
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;
• обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и пр.)
Познавательное развитие
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Речевое развитие
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
Художественное развитие
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
• развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
• ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.
Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизация работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр. ;
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
В ходе образовательной деятельности необходимо создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, май).