оксана лопанова
Рабочая программа для детей второй младшей группы
▼ Скачать +Заказ
Рабочая программа
Для детей 2-ой младшей группы /3-4 года/
Содержание
1 Целевой раздел стр
1.1 Пояснительная записка
Цели и задачи основной части
Цели и задачи части программы, реализуемой участниками образовательных отношений
Принципы и подходы построения образовательного процесса
Возрастные особенности детей
Индивидуальные особенности детей
Планируемые результаты освоения основной части программы
Публикация «Рабочая программа для детей второй младшей группы» размещена в разделах
Планируемые результаты освоения части программы, формируемой участниками образовательных отношений
2 Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями учётом используемых программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию основной части программы; основные формы образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, обеспечивающих реализацию части программы, формируемой участниками образовательных отношений
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Основные формы образовательной деятельности в соответствии
с образовательными областями, обеспечивающих реализацию основной части программы
Перспективное комплексно- тематическое планирование работы с детьми
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, обеспечивающего реализацию основной части программы и части программы, формируемой участниками образовательных отношений
3 Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды по образовательным областям
Режим дня
режим двигательной активности
расписание непрерывной образовательной деятельности
3.2 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.3 Учебно-методическое обеспечение программы
3.4 Материально – техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и средствами обучения и воспитания
4 Список литературы
5 Приложение 1 Циклограмма
Приложение 2 Комплексно-тематический план
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа составлена с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, «Просвещение», 2014 г. под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа по развитию детей младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
• Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Устав ДОУ
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Приказ МинобрнаукиРоссии от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования.
Цель — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие личности ребенка, его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Задачи:
• приобщение детей к интересной и полезной деятельности: игры, спорт, рисование,
лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций;
• формирование стремления активно участвовать в развлечениях, общаться, быть
доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности; умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др. ; основ праздничной культуры;
• развитие творческих способностей, любознательности, памяти, воображения, умения
правильно вести себя в различных ситуациях; чувства сопричастности к народным торжествам; умения играть в настольно-печатные и дидактические игры;
• расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России;
• закрепление умения использовать полученные навыки и знания в жизни,
представлений детей о международных и государственных праздниках;
• привлечение детей к активному, разнообразному участию в подготовке к праздникам и
в их проведении;
• воспитание чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной
деятельности.
• предоставление детям возможности для проведения опытов с различными
материалами (водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями, животными и окружающей природой;
• поддерживание желания воспитанников показывать свои коллекции - открытки,
фантики и т. п., рассказывать об их содержании;
• совершенствование самостоятельной музыкально-художественной и познавательной
деятельности;
• содействие посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Основные принципы дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе отличительных особенностей программы «От рождения до школы» :
Принципы:
1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
4. принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
5. Принцип адаптивности через предметно-развивающую среду каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Возрастные особенности детей младшей группы.
Индивидуальные особенности контингента детей группы.
Группа является одновозрастной с 3 – 4 лет.
Общая картина здоровья детей группы формируется на основе изучения старшей медсестрой, воспитателями медицинских карт воспитанников и оценки их состояние здоровья (в начале и в конце учебного года).
Показатели полового различия детей
Гендерный подход учитывается при построении развивающей предметно –пространственной среды, в организации различных видов детской деятельности, в организации жизни группы.
Социальный статус семей воспитанников.
Эти данные позволяют нам построить целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах.
Этнический состав воспитанников группы : русские.
1.2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы с учетом возрастных возможностей детей младшей группы (к 4 годам)
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им, в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Планируемые результаты освоения парциальной программы факультативного курса дошкольного образования: «Юный эколог»
• формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры;
• формирование ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью;
• осознает насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания;
• знает, что человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию программ.
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально – коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область. «Познавательное развитие»
Познавательное развитие направлено на:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие направлено на:
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие направлено на:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие направлено на:
-приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.2. Основные формы образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями, с учётом разных видов деятельности, указанных в ФГОС ДО.
-обязательное сочетание групповой работы с подгрупповой и индивидуальной;
-организация групповой (и частично — подгрупповой) работы для освоения нового материала;
-организация групповой, индивидуальной работы при повторении и закреплении материала;
- формирование малых групп (подгрупп) и пар для совместной деятельности проходит с учетом индивидуального стиля учебной деятельности каждого ребенка.
Учитывает виды деятельности детей дошкольного возраста:
-игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,;
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Основные направления организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации развивающей среды в группе);
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый ребенок работает в своем темпе).
Формы работы с детьми второй младшей группы.
Формы работы детей второй младшей группы в самостоятельной деятельности.
Формы работы части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
3.5 Перспективное комплексно – тематическое планирование работы с детьми
При организации работы с детьми в группе используется перспективный комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Комплексно-тематический план включает в себя региональный и этнокультурный компонент.
Цель основной темы периода — интеграция детской деятельности по образовательным областям.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Цели и задачи:
Формы взаимодействия с родителями.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы;
• ознакомление родителей с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
2. Организационный раздел.
Режим работы 2 младшей группы
• пятидневная рабочая неделя;
• длительность работы группы - 12 часов;
• ежедневный график работы - с 07.00 до 19.00 часов
• выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Основная образовательная деятельность начинается с 9.00 часов.
Продолжительность НОД в 2 младшей группе –15 минут.
3.1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды по образовательным областям.
В группе создана среда, отвечающая следующим принципам:
- комфортности: среда, в которой ребенок себя чувствует комфортно и уютно, уверенно, свободно;
- художественно-эстетического оформления, влияющего на развитие положительных эмоций, оказывающее положительное воздействие на чувственный фон, душевный мир ребенка;
- эмоциогенности среды для снятия напряженности, зажатости, излишней тревоги, разностороннего выбора ребенком рода занятий, материалов, пространства;
- возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а для уединения;
- учета возрастных особенностей детей;
- вариативности среды – наличие пространств – центров (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодической сменяемости игрового материала (появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей);
- доступности: игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности;
- безопасности – соответствия всех ее элементов к требованиям обеспечения надежности и безопасности.
3.2. Распорядок дня
Режим дня в теплый период
Режим дня в холодный период
Режим двигательной активности
Расписание НОД основной части программы
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Самостоятельная деятельность детей – игра, деятельность в центрах развития.
3. 3. Особенности традиций событий, праздников, мероприятий.
3.4. Учебно - методическое обеспечение программы
3.5. Материально-техническое оснащение.
4. Список литературы.