Светлана Кравченко
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Казачий быт»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования Администрации
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное образовательное учреждение «Ветютневская средняя школа» дошкольная группа «Елочка»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
«Казачий быт»
(Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей средней подгруппы)
Составила:
Воспитатель
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Казачий быт“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Кравченко Светлана Викторовна.
пос. Арчединского лесхоза
ноябрь2021года
«Казачий быт»
Цель: приобщение детей к истокам донской казачьей культуры.
Образовательная область : познавательное развитие
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип: занятие интегрированное
Возраст детей: 4-5 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности : познавательная, музыкально-художественная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Формы организации: средняя подгруппа
Образовательные :
Познакомить с казачьим фольклорным произведением пословицей;
Сформировать представление о жизни Донского казачества, их обычаях, предметах обихода.
Развивающие :
Развивать любознательность; формировать представление у своих воспитанников, что
они являются носителями донской казачьей культуры;
развивать связную речь, обогатить словарь детей.
Воспитательные:
Воспитать любовь к родному языку, расширять представления о добре, правде, красоте. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой край, желание сохранять чистоту, порядок в своем родном крае.
Словарь новых слов: глэчик, макитра,
Предварительная работа: Прослушивание казачьих народных песен; просмотр видео о казачьем быту :
Оборудование: расписной сундук, с предметами быта казака, плакат избы, пластилин, дощечки
Приё мы и методы: словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные
и хоровые ответы детей, словарная работа. Напоминание, поощрение,
повторение, обобщение.
Наглядные: предметы посуды казачьей избы, сундук.
Игровые: сюрпризные моменты, подвижная игра «Еду, еду на лошадке»
Ход заняти:
Организационная часть
1. (игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Звучит фоновая мелодия «Звуки природы» (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут).
Дети играют.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: А на чём можно отправиться в путешествие?
Ответы детей (на машине, на самолёте и т. д.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на….
Звучит аудиозапись казачьей песня «Про коня».
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это там?
Дети: Лошадка
Воспитатель: Верно, это лошадка, а давайте скорей впустим ее к нам.
Воспитатель открывает дверь и в группу въезжает казачок верхом на лошадке под мелодию казачьей песня «Про коня».
Казачок : Здравствуйте хлопцы.
Дети: Здравствуй.
Казачок : Ребята, а вы знаете кто я?
Дети: скакун, наездник…
Казачок :
Я ребята казак.
И родом я из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
3. Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: Ребята у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос, где живут его родители, дедушки, бабушки, друзья. Его дом, двор, улица, район, город, село, область. Место, в котором мы живем, называется Донским краем. Главная река, протекающая в нашей местности, — это великая река Дон. (Приложение 1/1)
Казачок : На Дону поселились казаки. (Приложение 1/2)
Они были людьми крепкими, сильными и храбрыми, умели воевать и трудиться. Вечером собирались за столом и пели песни. Жили они в хуторах и станицах. (Приложение 1/3)
Воспитатель: У каждой семьи было подворье, которое огораживалось плетеной изгородью - называлась она плетень. Казачье подворье состояло из хаты, летней печи, колодца, сарае. (Приложение1/4)
Казачок : Казаки очень любят лошадей, и поэтому в каждом подворье была конюшня.
Не даром пословица гласит: «Казак без коня, что воин без ружья». (Приложение1/5)
Воспитатель: - Как вы думаете, а для чего к нам прискакал казачок?
Дети: покататься, поиграть ит. д.
Казачок : Правильно, покататься, вы ведь в путешествие собрались. Вот мы с вами и отправимся на лошадке в путешествие.
Я поеду первый, а вы за мной. Поехали!
(руки вытянуты вперёд, правая рука сверху держит пальцы левой руки).
Подвижная игра «Еду, еду на лошадке».
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок-цок-цок через мосток. Приехали
Основная часть
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Воспитатель: Ребята смотрите, что мы встретили на своем пути.
Дети: сундук
Воспитатель: Посмотрите ребята это сундук расписной. Давайте посмотрим, что же там внутри.
Воспитатель открывает сундук
Воспитатель: Добра всякого видимо невидимо.
А сейчас мы поиграем в игру «Расписной сундучок».
5. Малоподвижная игра «Волшебный сундучок».
Дети поочередно достают предметы из сундука и описывают его: говорят название, размер, цвет, форму.
Воспитатель: мы достали из сундучка: самовар, баранки, чугунок, прялку,
скатерть. Сейчас мы скатертью накроим стол и угостим казачка чаем с молоком.
(Воспитатель заглядывает в сундук) Ой, а где же посуда? Как- то не хорошо получиться если гость останется голодный. Давайте ребята слепим чашки.
Дети садятся за столы, где приготовлены пластилин, доски. Столы поставлены на фоне русской избы, звучит фоновая мелодия. («Дон Батюшка», «Казачата»)
Лепка посуды.
Размещайтесь. поудобней,
Приготовьтесь поскорей,
Мы. узнаем поподробней.
О посуде тех людей,
Что в Донской станице жили,
Жили – были, не тужили.
Казаки в поход ходили,
А их жены пряли, шили,
Всей семье обед варили
И детей своих любили…
Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.
Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем
долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре – большом горшке.
Показ иллюстрации корчанки (горшка с узким горлом для молока, макитры
(большого широкогорлого горшка. (Приложение1/6)
Казачок : А еще гончары изготавливали игрушки детям – свистульки, дудочки.
Воспитатель: Вся посуда обжигалась в печи, а потом украшалась.
Запомнили название посуды? Давайте повторим.
Дети: макитра и глэчик.
Лепка по показу воспитателя.
5. Повторение и развивающие задания.
Воспитатель: Молодцы ребята, какая красивая у вас получилась посуда.
-А как она называлась?
Дети: Макитра и глэчик.
Воспитатель: Помните. Что казачки замешивали в макитре?
Дети: тесто
Воспитатель: А где хранили молоко?
Дети: В глэчике.
6. Итог непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось?
Дети: Понравилось
А что интересного было для каждого из вас?
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- А, где это вам может пригодиться?
(ответы детей)
Воспитатель: И мне тоже понравилось наше занятие.