Наталья Волкова
Рабочая программа кружка «Цветная логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Принципы программы.
1.3. Цель и задачи программы.
1.4. Формы реализации.
1.5. Срок реализации программы.
II. Содержательный раздел.
2.1. Формы, методы и средства реализации
2.2. Организация и планирование работы по программе.
III. Приложение.
Мониторинг
1.1. Пояснительная записка
Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
С. Т. Шацкий
Публикация «Рабочая программа кружка „Цветная логика“» размещена в разделах
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Дополнительная общеразвивающая программа кружка составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4-6 лет.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать его в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий, но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.
Занятия по программе «Цветная логика» способствуют:
воспитанию у дошкольника интереса к математике,
умения преодолевать трудности,
не бояться ошибок,
самостоятельно находить способы решения познавательных задач,
стремиться к достижению поставленной цели.
1.2. Основные принципы программы:
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Новизна данной программы заключается в том, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
1.3. Цель программы
Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша.
Задачи программы:
Образовательные:
• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
• Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
• Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
• Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
I год обучения дошкольный возраст 4 – 5 лет
Задачи:
1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
2. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.
3. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы, а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
4. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
5. Развивать умение работать со схемой.
6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
По итогам реализации программы кружка дети будут:
К концу первого года обучения дети могут:
Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать
геометрические фигуры по заданным признакам.
Различать цвета палочек.
Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на
изображение в натуральную величину.
Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.
Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.
«Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее
свойств.
II год обучения дошкольный возраст 5 – 6 лет
Задачи:
1. Развивать умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине, толщине, выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формировать обобщенный способ обследования предметов.
2. Развивать умение различать пространственные характеристики объектов — протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); умение анализировать последовательности: объект в целом — части и их расположение — детали — вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах.
3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
4. Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать со схемой.
5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
6. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
К концу второго года обучения дети могут:
Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать
и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.
Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более
сложные изображения в натуральную величину.
Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.
«Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.
Выкладывать изображения по памяти.
Уметь работать со схемами.
«Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.
Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии для родителей.
1.4. Формы реализации поставленных задач
Работа с детьми
1. Традиционные формы работы с детьми
- фронтальный (одновременно со всей группой);
- индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповой (работа в парах и группой);
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2. Нетрадиционные формы работы с детьми
- проведение игр, досугов;
- выпуск газет.
Планируемые результаты — развитие математических способностей у детей средней группы, логического мышления и речи. Осознание детьми понятий «форма», «цвет», «размер» и т. п. Формирование терпения и настойчивости при решении поставленных задач. Развитие воображения и творческих способностей.
Взаимодействие с родителями
1. Консультации для родителей по темам:
а) «Логические блоки Дьенеша»
б) «Игры и упражнения с Блоками Дьенеша»
в) «Универсальная развивающая игра — блоки Дьенеша!»
2. Индивидуальное консультирование.
3. Родительское собрание «Что такое блоки Дьенеша»
4. Игровой практикум для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в развитии детей»
5. Открытое занятие «ФЭМП + логические блоки Дьенеша»
6. Фото - газета: «Давайте вместе поиграем!»
7. Папка – передвижка «Развитие логического мышления логическими блоками Дьенеша».
Взаимодействие с педагогами
1. Проведение бесед и консультаций.
2. Проведение мастер – классов.
3. Проведение семинаров и семинаров-практикумов по актуальным вопросам.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Формы и время проведения занятий
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 20 минут для детей дошкольного возраста (4-5 лет) и 25 минут для детей дошкольного возраста (5-6 лет, предусматривает физкультминутки.
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май.
Всего 32 занятия в год.
II. Cодержательный раздел
2.1. Возможные формы
Традиционные, комбинированное, интегрированное занятие, сюжетно – ролевые игры.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.
Приемы:
1) игровой момент, устные изложения, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные,
2) показ иллюстраций, видео материалов, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу,
3) работа по схемам, выполнение работ по инструкциям, картам, с опорой на личный опыт,
4) дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
5) воспроизводят полученные знания освоенные способы деятельности, совместное действие педагога с детьми,
6) решение поставленной задачи совместно с педагогом
7)самостоятельная творческая работа
2.2 Общий план занятий
Занятия по программе «Цветная логика» построены в игровой форме с
интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми,
рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Постепенно дети создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с блоками Дьенеша.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
1. Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия, форма детали);
повторение.
4. Практическая часть:
показ воспитателем процесса постройки (работа по схеме, карточкам)
расшифровка детьми некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
тестовый план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельная деятельность детей по схемам
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
• На восприятие формы;
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие способности действия наглядного моделирования.
Используемые игровые пособия и материалы
-Блоки Дьенеша
-Пособие «Веселые цветные числа»
-Альбом «Лепим нелепицы»
-Альбом «Дом с колокольчиком»
-Альбом «На золотом кыльце…»
-Альбом «Страна блоков и палочек»
-Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.
-Схематические изображения деревьев, домиков для классификации. -знаки-символы.
-обручи.
Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:
Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Перспективный план занятий
1 – год обучения
Октябрь
1 неделя
Знакомство с «умными фигурками», игра «Помоги муравьишкам»
2 неделя
«Волшебные фигуры», игра «Дорожки»
3 неделя
«Цвет, классификация по одному признаку», игра «Найди пару»
4 неделя
Игра «Засели домики»
Ноябрь
1 неделя
«Магазин игрушек»
2 неделя
«Прогулка в лес»
3 неделя
«Путешествие на поезде»
4 неделя
«День рождение Мишки»
Декабрь
1 неделя
«Новая сказка про Колобка»
2 неделя «Кладоискатели»
3 неделя «Гномики»
4 неделя «По дороге к Красной шапочке»
Январь
1 неделя «Цирк»
2 неделя «Спортивные соревнования»
3 неделя «Золушка»
4 неделя «Карнавал необычных фигур»
Февраль
1 неделя «Город геометрических фигур»
2 неделя «Красная шапочка»
3 неделя «Праздник самолётов»
4 неделя «Путешествие Пятачка»
Март
1 неделя «Мы строители»
2 неделя «Праздничная гирлянда»
3 неделя «Животные в гостях у фигур»
4 неделя «Машинки»
Апрель
1 неделя «Машинки» (продолжение)
2 неделя «Три друга»
3 неделя «Дорожка к домику»
4 неделя «Путешествие на другую планету»
Май
1 неделя «Кондитерская фабрика»
2 неделя «Продолжи дорожку»
3 неделя «Загадки без слов»
4 неделя «Бусы для мамы»
Перспективный план занятий
2 – год обучения
Октябрь
1 неделя «Волшебные ступеньки»
2 неделя «Домики»
3 неделя «Лабиринт»
4 неделя «Угадай-ка»
Ноябрь
1 неделя «Цепочка»
2 неделя Игра «Где чей гараж»
3 неделя «Лепим нелепицы», «Спасатели приходят на помощь».
4 неделя «Шерлок Холмс ищет преступника»
Декабрь
1 неделя «Волшебная дверь».
2 неделя «Строители дорог».
3 неделя «Волшебное дерево»
4 неделя «Сократи слово»
Январь
1неделя «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»
2 неделя «Угощение для медвежат»
3 неделя «Магазин»
4 неделя «Подбери платье по цвету»
Февраль
1неделя «Самоцветы»
2 неделя «Помоги фигурам выбраться из леса»
3 неделя «Построй домик»
4 неделя «Где спрятался Джерри?»
Март
1неделя «Что лежит в корзинке?»
2 неделя «Продолжи дорожку»
3 неделя «Загадки без слов»
4 неделя «Бусы для мам"
Апрель
1неделя «Угадай фигуру» (игра с двумя обручами)
2 неделя «Посади цветы на клумбы» (игра с двумя обручами)
3 неделя «Теремок» (игра с тремя обручами)»
4 неделя Игра «Найди клад»
Май
1 неделя «Продолжи ряд»
2 неделя «Засели домики»
3 неделя «Домино»
4 неделя «Праздник в стране блоков»
III. Приложение
Диагностический раздел
Диагностика знаний и умений детей по программе «Цветная логика» проводится 1 раз в год (в мае). Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов.
Диагностические методики для детей 4-6 лет:
Для проведения диагностики используются следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Для детей 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле.
Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. З
а это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
Оценка результатов: 10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них не успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно 28 быть.
2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше четырёх из восьми имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребёнок может получить только в том случае, если за отведённое время он полностью выполнил первую часть задания, определённую инструкцией, то есть обнаружил все 8 нелепиц, имеющихся на картине, но не успел назвать их или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8 – 9 баллов – высокий.
4 – 7 баллов – средний.
2 – 3 баллов – низкий.
0 – 1 баллов – очень низкий.
2. «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале». (Г. С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие). Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с детьми старше 4 лет.
Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты, и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова «самую непохожую». После того как ребенок сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают, почему он 29 думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
Обработка данных.
На основе анализа протоколов детей распределяют по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Высокий уровень. Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Средний уровень. Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
3. Низкий уровень. Ребёнок не справляется с заданием.
Список используемой литературы:
• Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкольного возраста / Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. - М. : Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
• Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е. : ил.
• Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
• Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.- 144 е. : ил.
• Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
• Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
• Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
• Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М. : Мозаика – Синтез, 2010.