Татьяна Безуглая
Рабочая образовательная программа педагога-психолога для дошкольников с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительня записка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 24 города Калининграда (далее по тексту – МАДОУ ЦРР д/с 24 или дошкольное образовательное учреждение, или образовательное учреждение) осуществляет образовательную деятельность, расположенное по адресу: Калининград, ул. Гражданская, д. 11. В данном учреждении в группах общеобразовательной направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее по тексту – Программа).
Публикация «Рабочая образовательная программа педагога-психолога для дошкольников с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 24 г. Калининграда.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с воспитанниками с задержкой психического развития 5-8 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОО.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, на основании которой педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с 24 организует и реализует образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 4 до 8 лет. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его особых образовательных потребностей и интересов.
Программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в пяти образовательных областях, соответствующих основным направлениям развития ребенка дошкольного возраста – познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, физическому и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОО коррекционной направленности, необходимо выделить приоритетным и актуальным направлением работы деятельность по формированию и развитию социально-личностной сферы, эмоций и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с РАС.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373».
Программа реализуется в течение учебного года, является открытой и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Цель программы - обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
1. Реализация содержания АОП ДО для обучающихся с РАС.
2. Коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС.
3. Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в т. ч. их эмоционального благополучия.
4. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с РАС в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
5. Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с РАС, как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями, другими детьми.
6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
7. Формирование общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
8. Индивидуальным особенностям развития обучающихся с РАС.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации, охраны и укрепления здоровья обучающихся с РАС.
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию программы для обучающихся с РАС
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка с РАС и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся с РАС, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка с РАС.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с РАС, в котором участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее -ПМПК, собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.
5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с РАС строится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Обучающиеся с РАС находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивнойи мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с РАС.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с РАС и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Обучающихся с РАС обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт).
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная деятельность ребенка с РАС имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с РАС социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
9. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание предлагается ребенку с РАС через разные виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДО и ФАОП ДО задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация разрабатывает свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся с РАС, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Подходы к формированию программы
При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
1) Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).
2) Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.).
3) Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).
4) Подход теории педагогики индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк).
Эти подходы тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Индивидуально-типологические особенности детей с расстройством
аутистического спектра
Клинико-психологическая классификация детей с РАС
В клинико-психологической классификации РАС (РДА, разработанной О. С. Никольской, выделяются четыре основные группы в зависимости от характера и степени нарушений взаимодействия с внешней средой, т. е. типа собственно аутизма.
1 группа: наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение:
ребенок бесцельно перемещается по комнате;
залезает на мебель, прыгает со стульев;
отрешенность от внешней среды;
свойственна агрессивность доходящая до патологии.
Эмоциональный контакт отсутствует, реакция слабая. Лицо выражает состояние эмоционального покоя. Речь отсутствует, хотя понимание может быть не нарушено. Дети избегают сильных стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития.
2 группа: детям свойственна отвержение внешней среды. Им характерны:
многочисленные страхи;
импульсивность;
манерность;
симбиотическая связь с матерью;
возможно выполнение простых просьб матери.
Иногда отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери. Ребенок:
реагирует на физические ощущения (холод, голод, боль);
требует сохранения постоянства в окружающей среде;
тяжело переживает перестановку мебели;
при этом могут отказываться от пищи;
могут быть утрачены навыки самообслуживания (заметно с 2-3-х лет).
Стереотипные движения, направленные на стимуляцию органов чувств:
надавливание на глазные яблоки;
шуршание бумагой;
вращение предметов перед глазами;
прослушивание одних и тех же пластинок.
Вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т. п. Речь – однотипные штампы – команды для любого присутствующего. Эта группа, среди детей страдающих аутизмом, самая многочисленная. Прогноз их развития наиболее благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.
3 группа: для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии.
Уровень когнитивного развития более высок. Их речь более развернута часто в виде
эмоционально окрашенного монолога, ребенок способен выразить свои потребности.
Отмечается противоречивость побуждений:
стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости;
пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений;
часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты
рисунков (изображения пожаров, бандитов и т. д.).
Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благоприятен.
4 группа: РАС (РДА) является наименее тяжелой. Сверхтормозимость отличительная черта детей этой группы. Дети:
способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции;
речь с аграмматизмами, нарушено употребление местоимений;
они очень робкие, пугливые, застенчивые, особенно в контактах;
часто неуверенные в себе, поэтому у них выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери.
У ребенка этой группы не хватает гибкости, разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В ходе развития ребенка возможно как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, утрата ранее приобретенных навыков.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывался в соответствии с рекомендациями ПМПК в условиях коррекционной работы.
Список литературы
1. Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. Автор: Хаустов А. В. М: ЦПМССДиП. – 2010. – 88 с.
2. Никольская О. С. Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра. Альманах Института коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, №26 «Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы», 2016. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-26/emoczionalno-smyislovoj-podxod-k-korrekczii-rasstrojstv-autisticheskogo-spektra
3. Роджерс, С. Дж., Доусон, Дж., Висмара, Л. А. Р60 Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, ДжеральдинДоусон, Лори А. Висма; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 416 с.
4. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С. С. Морозова – М., ВЛАДОС, 2007. 33
5. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. ФГОС. Издательство «Детство-Пресс», 2019.
6. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие + наглядные материалы. – Издательство: Тенериф, 2017. – 130с.
7. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Тенериф,2018. – 128с. Авторские методические пособия специалистов ФРЦ МГППУ
8. Хаустов А. В, Хаустова И. М. Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // «Практика управления ДОУ», 2013, №1.