Демидова
Пути формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, воспитатель на любом занятии должен исправлять ошибки в речи детей. Больше внимания уделяется на речевых занятиях, на которых специально проводится работа по предупреждению того или иного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.
Публикация «Пути формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На занятии дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи. Многие дети становятся активными помощниками воспитателя в исправлении ошибок у своих товарищей.
Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей необходимо не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Работа вне специальных занятий – опять же направлена на исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку, - лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры.
Работа по формированию грамматической стороны речи детей оказывается самым тесным образом связанной с борьбой за культуру речи окружающих. Полезно на одном из педагогических совещаний заслушать сообщение о трудных случаях русской грамматики, привести примеры наиболее распространенных речевых ошибок. Следует также систематически проводить обзор статей, печатающихся в журнале, газете «Дошкольное воспитание».
На родительских собраниях можно рассказать об ошибках в речи детей и назвать ряд форм, которые затрудняют иногда и взрослых. Необходимо использовать и приемы наглядной агитации: систематически на видном месте вывешивать небольшие таблички правильных грамматических форм (10 – 15 слов). В библиотечке детского сада обязательно должен иметься орфографический словарь.