Екатерина Белоглазова
Конспект занятия «Путешествие в музыкальную сказку» по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в музыкальную Сказку
(по балету П. И, Чайковского «Щелкунчик»)
Задачи:
-учить понимать классическую музыку;
-передавать эмоциональный смысл музыкального произведения в движении;
-моделировать на листе бумаги музыкальное произведение;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в музыкальную сказку“ по балету П, И, Чайковского „Щелкунчик“» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чайковский П.И.
- Темочки
-развивать умение слышать и чувствовать музыку;
-развивать воображение;
-формировать технику рисования, подбирая художественный материала соответственно задуманному образу;
-воспитывать любовь к классической музыке;
-чувство радости, любви и веры в то, что добро зло.
Подготовительная работа:
-чтение сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;
-просмотр одноименного фильма-балета П. И. Чайковского;
-прослушивание музыки к балету;
-рассматривание иллюстраций, беседа о добре и зле.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке, портрет композитора П. И. Чайковского, веточки с деревьев, фломастеры, акварельные карандаши, уголь, пастель, сангина.
(Звучит музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик»).
Воспитатель (читает отрывок из сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).
«Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уже в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это полагалось в сочельник.
Фриц таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло 7 лет, что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали…».
Как вы думаете, из какой сказки эти завораживающие, таинственные строки?
Дети. Из музыкальной Сказки «Щелкунчик и Мышиный король».
Воспитатель. Музыку с этой замечательной сказке написал великий композитор П. И. Чайковский. Вы слышали сейчас чарующие звуки музыки.
Скажите, пожалуйста, а можно по музыкальный фрагментам определить, о каких персонаж сказки идет речь-добрых или злых?
Дети. Если звучит тревожная музыка, должен появиться тревожный персонаж, а если музыка легкая, мягкая, под такую музыку появляется положительный герой сказки.
(Звучит фрагмент из музыки «Танец мышей»).
Воспитатель. Какая это музыка?
Дети. Тревожная, грустная, волнующая.
Воспитатель. Как она называется?
Дети. «Танец мышей».
Воспитатель. А кто в этой сказке олицетворяет зло?
Дети. Мышиный король и мыши.
Воспитатель. Как вы думаете, можно нарисовать эту музыку с помощью линий и цвета?
Дети. Да.
Воспитатель. Назовите, какие бывают линии?
Дети. Прямые, волнистые, ломаные, кривые.
Воспитатель. Какой цвет и какие линии вы бы выбрали, изображая танец мышей?
Дети. Надо нарисовать ломаные, кривые линии черного цвета.
Воспитатель. Дети, как разнообразен мир, и в природе все связано друг с другом. Мы сравниваем музыку и цвет, музыку и линии, а если обратиться к живой природе, то в ней мы можем отыскать персонажей сказки в необычном образе.
(Воспитатель показывает детям несколько веток).
Если внимательно посмотреть, можно увидеть, что ветки состоят из разных линий-кривые, извилистые, прямые…Какую ветку бы выбрал Мышиный король для своих черных дел?
(Дети выбирают темную, кривую, ломаную ветку).
Почему вы выбрали эту ветку?
Дети. Ветка кривая, острая, похожа на лапу Мышиного короля.
Воспитатель. А теперь пусть ваши руки превратятся на несколько минут в волшебные ветки.
(Звучит фрагмент из музыки «Танец мышей».
Дети под музыку изображают движения кистями рук, широко расставив пальцы.
Проводится танцевальная импровизация).
Щелкунчик оказался храбрым. Девочка Мари помогла ему победить мышиное царство. А в какую страну пригласила нас Мари?
Дети. Они отправились в страну сладостей.
(Звучит музыка «Танец цветов»)
Воспитатель. Слышаться звуки музыки, не похожие на прежние, какие они?
Дети. Воздушные, торжественные, певучие, нежные, как цветы.
Воспитатель. А какими линиями и каким цветом можно нарисовать эту волшебную музыку?
Дети. Разным ярким цветом. С помощью изогнутой линии можно, не отрываясь, нарисовать много цветов.
Воспитатель. Теперь выберите веточку для создания ваших образов. Ту, которая подходит для описания характера Мари.
(Дети выбирают цветущую веточку багульника и обьясняют, почему они ее выбрали).
Пусть ваши руки превратятся в волшебные веточки с цветами, и вы под музыку изобразите легкие круговые движения руками.
(Звучит фрагмент из музыки «Танец цветов». Проводится танцевальная импровизация).
Красота завораживает. Страна сладостей большая и живет в ней фея Драже.
(Звучит фрагмент из музыки «Танец феи Драже»).
От этой музыке исходят музыкальные волны, какие они?
Дети. Волшебные, красивы, хрустальные, искристые.
Воспитатель. Как называется эта музыка?
Дети. «Танец фей Драже».
Воспитатель. Каким цветом и какими линиями можно нарисовать эту музыку?
Дети. Там сливаются волнистые линии с линиями, походили на зигзаг.
Воспитатель. Какую веточку себе выбрала бы фея Драже?
(Дети выбирают веточку и обьясняют, почему они ее выбрали).
Дети. Волниста веточка похожа на изящную руку феи Драже, на ее плавные, скользящие движения.
(Звучит фрагмент из музыки «Танец феи Драже». Опять кисти рук превращаются в волшебные веточки и дети делают под музыку волнообразные движения. Проводится танцевальная импровизация).
Воспитатель.
Мари спасла жизнь бедного Щелкунчика, он перестал быть жалким и обрел былую приятную наружность. Щелкунчик пригласил Мари в страну, где много друзей, и с тех пор они никогда не расставались.
(Воспитатель обращает внимание на то, что на столе остались стоять две веточки. Первые зеленые листочки, распустившиеся на них, очень радовали глаз).
Дети, как вы думаете, для кого распустились листочки на этих веточках?
Дети. Ну, конечно, для Мари и Щелкунчика –самых добрых персонажей сказки.
Воспитатель.
Добро победило зло. Мари своей добротой спасла не только Щелкунчика, но и оживила веточки: на них распустились листочки. А теперь свои впечатления от музыке попробуйте передать на листе бумаги. Нарисуйте музыку, прозвучавшую в сказке «Щелкунчик» в виде разнообразных линий, используя разный художественный материал.
Дети берут художественный материал и начинают рисовать, воспитатель направляет их.
В конце занятия дети обсуждают свою работу, делятся впечатлениями.
Воспитатель.
В жизни больше доброго, чем злого, как и в музыкальной сказке «Щелкунчик». Но чтобы почувствовать мир глубже, надо любить музыку, и она научит отличать добро от зла.
(На этом Музыкально-художественная гостиная заканчивается).