Ирина Мынэскурта
Путешествие в «Грибное царство». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширять у детей знания и представления о грибах (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка). Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Публикация «Путешествие в „Грибное царство“, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Материал: иллюстрации или муляжи грибов, грибница вешенки, карточки М. Монтессори из серии «Чудесные преображения».
Ход занятия : Воспитатель читает стихотворение:
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
- Дети, какие приметы осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают)
- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)
- А я вас приглашаю в лес за грибами! Солнце – отец цветам, тень – мать грибам… Грибы – это странные дети мира растений. У них нет ни зелёных листьев, ни душистых цветов, ни плодов, ни семян. Да и по виду не очень-то похож грибок на остальные растения. Но, оказывается, растение-невидимка живёт под землёй и называется «грибница-мицелий» (показ грибницы). Она похожа на войлочное гнёздышко и состоит из огромного числа густо переплетённых нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами, они снабжают влагой корни. На них сначала образуются небольшие вздутия-узелки, а из них в тёплую влажную ночь вырастает поколение плодов, которое мы называем грибами (Одновременно рассматриваем карточки.)
После дождя лунной летней ночью можно подсмотреть лесную тайну – как грибы растут. Нужно всего три часа, чтобы малыш-грибок показался из-под земли. Сначала растёт ножка, а потом и шляпка начинает увеличиваться в размерах. Но век грибов недолог – всего 10 дней, а в жару и того меньше.
Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов :
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе.
Ребёнок в шапочке гриба загадывает :
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы (боровик)
- Верно, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка, а ещё его называют белым грибом. Почему? (Потому что мякоть этих грибов не темнеет ни при варке, ни при сушке.)
- А вот и другой гриб.
Ребё нок загадывает загадку:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
- Почему его так называют? (Потому что чаще всего он растет под осиной.)
- Расскажите, что вы знаете об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)
- Посмотрите, вот ещё грибок. Гриб загадывает загадку :
Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
- Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же их различить? (На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым.)
- А вот пенёк, на нём сразу несколько грибов, целая семейка.
Девочки в шапочках читают загадку:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу. (опенки)
- Какие бывают опята? (Летние и осенние.)
- Где они обычно растут? (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.)
- Вот как много грибов мы собрали. Давайте с ними споём и станцуем.
(Исполняется хоровод «Здравствуй, лето». Воспитатель приглашает детей сесть.)
- Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями : с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.
- Ребята, о каких грибах мы сейчас говорили? (О съедобных.)
- А какие грибы ещё есть в лесу? (Несъедобные или ядовитые.)
- Отгадайте, как называется самый ядовитый гриб?
А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки… (мухомор)
- А почему его так называют? (Потому что он содержит мушиный яд, убивающий мух, тараканов, клопов, они от него падают замертво.)
- Хотя мухомор для человека ядовит и опасен, всё же не стоит сбивать шляпки мухоморов и топтать грибы ногами. Ведь мухоморами лечатся некоторые звери и птицы. Захворавший лось заходит в ельник, находит среди ёлочек мухоморы и проглатывает их целиком. Мухоморы – лосиное лекарство!
- А какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок.)
- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Как определить, какие грибы вы собрали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет.
- А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (Варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)
- Молодцы, вот как много нового и интересного мы сегодня с вами узнали.
Используемая литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в подготовительной группе – познавательное развитие».
2. Учимся по методике Марии Монтессори. «Чудеса преображения «В лесу и на дворе»».