Петрова Любовь
Конспект НОД «Путешествие в деревню Палащелье» на тему «Мезенская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет
«Путешествие в деревню Палащелье»
Художественно-эстетическое развитие
ФИО, должность, место работы авторов:
Петрова Любовь Николаевна, воспитатель МДОУ
Кокшарова Юлия Александровна, музыкальный руководитель
Возрастная группа детей: старшая группа
Тема занятия: "Путешествие в деревню Палащелье"
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в деревню Палащелье“ на тему „Мезенская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мезенская роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Цель занятия: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.
Задачи:
-совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти;
-закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения;
-обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения;
-содействовать обогащению словаря;
-развитие пространственной организации движений;
-развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей;
-знать и любить произведения о родном крае;
-воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.
Виды детской деятельности на занятии:
- двигательная
-продуктивная
-коммуникативная
-музыкально-художественная
Ресурсный материал: ИКТ презентация «Деревня Палащелье», кисти, краски,стакан-непроливайка под воду, бумажные тарелки,салфетки,подставки под кисть, шапочка оленя, музыкальный центр, музыка, разные изделия расписанные мезенской росписью.
Ход:
Этап, решаемая задача: Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
Первый этап
Вводный
Развивать познавательный интерес
Развивать пространственную организацию движений
Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем. Ну что, отправимся?
Музыкальный руководитель: Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.
Друг за другом дружно повернитесь,
За упряжку крепче вы держитесь!
Мы прямым галопом скачем по лесам и по лугам, в спину дует свежий ветер, он не страшен дети нам Дети вместе с воспитателем заходят в зал
Дети поворачиваются за воспитателем имитируют упряжку
Дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу
В зале детей и воспитателя встречает музыкальный руководитель
Воспитатель надевает шапочку оленя, муз. руководите-ль включает фоновую музыку
Второй этап
Основной
Закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения
Содействовать обогащению словаря
Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей
Обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения
Совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти
Третий этап
Заключительный
Знать и любить произведения о родном крае
Воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей
А вот и деревня. Устали с дороги?
Присаживайтесь на стульчики поудобней, да послушаем мы с вами песню о жизни в дереве Палащелье.
Дети какая песня по характеру? Какое настроение она создаёт? О чём эта песня? Что нового вы узнали после прослушивания песни? Чем занимаются местные жители в деревне Палащелье?
Посмотрите дети а вот и деревня Палащелье? Какая здесь природа живая, яркая, красивая, речка - прозрачная чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе всей деревней гулять да веселиться. Обратите внимание на дома резные узорчатые. Каждый дом в деревне - произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера расписывают короба, берестяные туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как её ещё называют - Палащельской.
А какой здесь воздух чистый.
Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.
Мастерица: Здравствуйте, гости дорогие! Холодно морозно сегодня в деревеньке-то нашей. Я предлагаю вам пройти в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок расписанных мезенской росписью.
Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета красный и чёрный. Красный-глина, чёрный сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись или как ещё её называют Палащельская роспись.
Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров, некому тарелки расписать.
А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями да помочь мне тарелки расписать?
Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе:
Один два три четыре пять - наши пальчики будут рисовать
Возьмите каждый свою тарелку да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.
Музыкальный руководитель: Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте запоминайте.
Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне скорее подходите да тарелки расписные покажите.
Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? Какими элементами расписывали тарелки? Что означает элемент?
Музыкальный руководитель: Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши работы я хочу прочитать стихотворение
«Мезенской роспись зовётся,
В каждом рисунке добро
В сердце твоём отзовётся
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить:
Оленей, коней, мчащих вдаль,
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса,
Даром своим совершая
Счастья любви чудеса».
Музыкальный руководитель: А за старания ваши мастерица вас конфетами угощает от всего сердца добра и здоровья желает. В гостях хорошо да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем город Котлас. Пора возвращаться на малую Родину.
Дети садятся на стульчики и слушают песню
Ответы детей
Дети просматривают слайды презентации "Деревня Палащелье"
Дети проходят за столы
Ответы детей
Пальчиковая гимнастика
Дети наносят узор элементами мезенской росписи
Дети расписывают тарелки
Дети несут тарелки и кладут их на стол вокруг самовара
Дети расписали тарелки элементами мезенской росписи волнистая линия точки чередование цветов ломаная линия
Ответы детей
Ответы детей
Дети танцуют под фонограмму
Звучит песня "Этот северный край"
Использование ИКТ
Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски с местным акцентом речи.
Разные изделия расписанные мезенской росписью.
Звучит фонограмма Северного Лешуконского хора
Музыкальный руководитель накрывает на стол и созывает детей
Звучит фонограмма песни "Город мой Котлас мой"
Планируемый результат:
Иметь: Имеют представления о мезенской росписи, её элементах и истории её возникновения
Уметь Умеют рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти
Умеют связывать просмотренные иллюстрации с содержанием прослушанного музыкального произведения
Знать: Знают произведения о родном крае