Тамара Трифонова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Санкт-Петербургу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знание и представление детей о Санкт – Петербурге, его истории.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения.
• Закрепить знания детей об основании Санкт – Петербурга.
• Расширять зрительное восприятие.
• Умение связно мыслить, составлять сюжет, перекодировать информа-цию.
• Расширять навык правильно воспроизвести графически.
• Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.
Материал и оборудование
• Интерактивная доска.
• Иллюстрации Санкт – Петербурга.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по городу Санкт-Петербургу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Старшая группа
- Темочки
• Конструктор «Наш Петербург».
• Магнитофон с записью Кустова «Наш город».
• Игрушки заместители.
• Коллаж.
• Мнемотаблица
Ход занятия.
Ребята пойдём сегодня со мной путешествовать?
Ответ детей. Да
Воспитатель. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы скажите куда мы
пойдем путешествовать.
Город музеев.
Город дворцов.
Город каналов, мостов, островов.
Город чугунных оград на Неве.
И нет прекрасней его на земле.
Ответ детей. Санкт – Петербург.
Воспитатель. Давайте пройдем и полюбуемся на наш город.
Иллюстрации Санкт – Петербурга.
Петербургская считалочка:
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
Н. В. Нищеева
Воспитатель. Видите, какое солнышко светило, а сейчас пошёл дождь.
У нас в Санкт – Петербурге такая не предсказуемая погода. Зайдём в домик Петра1 на набережной Невы. Пока мы пережидаем дождь. Посмотрим, что это за конверт лежит, наверно задание для нас.
Спросить у детей какое настроение у них, готовы ли они запоминать слова. Дети отвечают, что готовы.
Воспитатель: Тогда «Поиграем в слова».
Мы помним, что каждое словечко связано друг с другом, как альпинист одной верёвочкой и ни одно слово не должно потеряться.
Составляется сюжет для запоминания слов: город, проспект, капал, площадь. корабль. мост, фонтан, цветы, купол, дождь, автобус.
Даётся установка запоминать только те слова, которые я произношу громко. Это выделенные слова. Сюжет составляется любой.
Дети: называют слова, которые произносятся громко.
Воспитатель. Ребята у нас ещё одно задание. Из конверта достаётся коллаж
«История Санкт – Петербурга». Рассказывается история освоения города.
Составляется сюжет по коллажу (любой).
Коллаж содержит буквы и цифры. Задаются вопросы, почему здесь поселилась эта буква, эта цифра.
Ответы детей.
Находим ассоциативные связки с буквами и цифрами. Затем отрабатываются приёмы запоминания картинок на коллаже в течение 15-20 секунд, потом коллаж переворачивается.
Дети устно воспроизводят по памяти все картинки на коллаже с обозначением их месторасположения.
Воспитатель: вот и дождик прошёл. Выйдем и погуляем по нашему городу.
Включается музыкальное сопровождение Кустова «Наш город»
И. п. – стоят парами друг за другом, взявшись за руки.
1 музыкальная тема.
До чего же красив, до чего же хорош
Город родной, в котором живёшь.
Возник на болоте, не сразу, не вдруг.
И гордо зовётся Санкт – Петербург.
2 музыкальная тема – ходьба парами по кругу. На вторую часть ходьба врассыпную (по одиночке).
3 музыкальная тема.
Прекрасна неба синева, и речка главная – Нева.
Над водою чайки вьются, о набережную волны бьются.
а) бег вперёд с постепенным подъёмом рук через перед вверх. Спинкой отбегают назад, постепенно опуская руки вниз. Это повторить ещё раз.
б) округлые руки разведены в стороны, локти и ладошки (смотрят) в стороны (изображают чайку). В таком положении плавно пружинят, а в конце делают два небольших взмаха. Повторить комбинации а – б – а.
На заключении музыки произносится текст.
Над Невой висят мосты
Встретимся там я и ты.
4 музыкальный темп – дети со своей парой образуют (мостик) – берутся за две руки и поднимают их вверх (фиксируют это положение). Затем бегают врассыпную. Это игровой момент и перестроения выполняются по сигналу воспитателя.
5 музыкальная тема.
На вступление произносится текст, одновременно перестраиваются в круг.
В городе много улиц, площадей, островов.
На одном из островов находимся мы.
Который называется Заячьим.
а) встаём в круг, движемся по кругу. Затем прыгаем, как зайчики.
Воспитатель
А теперь ребята давайте пройдём «Монетный дворик». Сядем за стол и посмотрим, что же лежит в "Чудесном мешочке". А там игрушки – заместители. Запоминаем видеоряд.
Упражнение на развитие зрительного внимания. "Что изменилось на столе?" Перед детьми выставляю набор игрушек из двенадцати предметов: солнце, дождь, корабль, река, мост, фонтан, статуя из Летнего сада, Медный всадник, Ростральные колонны, Казанский собор, купол.
Дети рассматривают их, называют. Затем предлагается детям сыграть в игру "Ночь и день" Скажу ночь, дети закрывают глаза, а я тем временем убираются две игрушки. Говорю день, дети открывают глаза.
Дети говорят, чего не стало. Игра повторяется 3-4 раза.
Усложнения: часть игрушек можно убрать, поменять местами, убрать и поменять.
Дети восстанавливают видеоряд. Игрушки – заместители могут быть разные
А теперь ребята будет другое задание более сложное, но интересное.
Вводится мнемотаблица.
Используя ассоциации и "сюжет", составляем рассказ о "жителях квартирок" мнемотаблицы.
Разбирается то, что на ней изображено:
Данная мнемотаблица, посвящена освоению Санкт – Петербурга.
Разбор мнемотаблицы:
- С – П – Санкт – Петербург.
- Волны – Нева.
- П-1 – Пётр 1.
- 1703 – 1703г. – год основания Санкт – Петербурга.
- Окно – окно в Европу (параллель с окошком трюма корабля).
- Треугольник – Петропавловская крепость – первое крупное строение Петра в основании города.
- Корабль – Российский флот, чьё рождение так же связано с Петром 1.
Проводятся логические связки.
Составляется сюжет. Сюжет составляется любой.
Разбор идёт три минуты, затем даётся 10-15 секунд для запоминания. Мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти. Затем рассматриваем, анализируем.
Используемая литература
1. Большова Т. В «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2001
2. Сафронова Е. Д «Обучение на основе интеллектуального тренинга»
С – Петербург «Интеркаспий», 1997
3. Н. А. Гурьева «Детям о Санкт – Петербурге» Издательство «Паритет»
Санкт – Петербург 2012г.