Юлия Басалаева
Конспект занятия «Путешествие на Северный полюс» в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- знакомить с азами этологии – науки о поведении животных;
- усилить интерес к занятию с помощью приёмов «необычного рисования».
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Северный полюс“ в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Ход деятельности
Зал оформлен на Северную тему, в центре «цветик – семицветик».
Воспитатель: Перед вами волшебный цветок, давайте скажем волшебные слова и попробуем очутиться на Северном полюсе.
Дети: Лети, лети, лепесток, через север на восток,
Через запад, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели,
Вели, чтобы мы очутились на Северном полюсе.
(звучит мелодия песни «Где-то на белом свете»)
Воспитатель: Полюбуйся, посмотри, полюс где-то впереди,
Там сверкает снег и лёд, там сама зима живёт.
(рассматриваем большой атлас, находим Арктику, показываю её).
Воспитатель: А почему Арктика окрашена в белый цвет? (ответы детей)
Воспитатель: Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан здесь покрыт толстым слоем льда, толщина которого равна высоте трёх этажного дома. Здесь холодно и зимой и летом. Зима на Севере большая чистюля. (звучит тихая мелодия).
- Ветер поднял с земли снежинки и несёт их, как метлой метет.
Давайте покажем. Ветер со снегом называют метелью.
- Вот ветер завыл сильнее: «вьюююуу, я вьюююуу…» Так метель назвала себя вьюгой.
- Но вот ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, крутит, метет по земле. Ничего не видно, воздух мутный. Это пурга.
- Но вот всё стихло, морозный день, ветер несёт снег по низу, по самой земле – это позёмка.
Воспитатель: А почему не видно белых медведей? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле белые на Севере только медвежата и молодые медведи, а взрослые медведи сероватые или желтоватые. Ребята, а медведи опасны для людей? (ответы детей, вывод: лучше наблюдать за медведями издали).
Воспитатель: Давайте сделаем подзорную трубу и посмотрим на медведей.
(дети делают из рук подзорную трубу и смотрят вдаль, рассказывая что они видят вдали).
Воспитатель: А я вижу, как медведь ползёт по снегу и зачем-то прижимает лапы к носу. Зачем? (ответы детей).
Покажите, как медведи ползают по снегу? (дети показывают).
Воспитатель: Мы с вами подползли к чистой воде, а там на льдине плавают какие-то морские животные. Кто узнал их? (дети называют).
А вон там в море нырнул белый медведь и плывёт ко льдине. Зачем? (дети высказываю свои предположения).
Воспитатель: Как вы думаете, медведи замерзают или нет? Почему? (ответы, предположения).
Попробуем догадаться сами.
Опыт с шубой.
Вывод: шуба не греет, а не пропускает холод к телу.
Воспитатель: А не пора ли нам погреться? Давайте поиграем в игру: «Белые медведи»
Водящий: «белый медведь» на «льдине» (обруче)
Остальные – «тюлени» на своих «льдинах» - обручах.
Тюлени: Где тут белые медведи?
Их не видно на снегу.
Испугаться я могу,
В дом скорее побегу!
(медведь ловит детей. Повторить 2-3 раза)
Воспитатель: Пока мы с вами играли, медведь вылез из моря, отряхнулся и пошёл по своим делам. Когда девочка Женя попала на Северный полюс, испугалась и заплакала, то её слёзы превращались в)
- А почему медведь не покрылся льдом после морского купания? (предположения детей)
- А чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, предлагаю опыт:
В ёмкость с водой опускаем руку, рассматриваем: рука мокрая, и если бы ударил мороз, то рука покрылась бы льдом. Вытираем руки, смазываем их жиром и снова опускаем в воду. Что мы видим теперь? Вот уже вода не покрывает всю руку, собралась капельками. Встряхните её, капли слетели, на руке нет воды, нечему и превращаться в лёд.
Воспитатель: Объясните случай с медведем.
- А как человек использует эту хитрость природы для себя? (смазывает детали, чтобы они не заржавели).
- А кто может жить на Севере?
- Поиграем в такую игру: я называю животное, а вы бегите к карточке: последнего называю зайца.
- А может ли заяц жить на Северном полюсе и почему? (дети объясняют, что нет, так как заяц – животное травоядное).
Воспитатель: Маленький Умка очень хочет попасть на ёлку, к детям, но на Севере не растут ёлки. Давайте на память о нашем путешествии оставим ему ёлочку. (подходим к столам, рассматриваем лист бумаги, затушёванный простым карандашом. Это северная ночь. Старшие ребята с помощью ластика прорисовываем контур ёлочки). Всё делаем под музыку «В новогоднюю ночь». Младшие изображают северное сияние : на клеевые полоски наносим блёстки.
(Вдруг в «берлоге» слышится «рычание», воспитатель смотрит осторожно в берлогу и находит там «Умку». Умка «выходит под песню «Ёлка - маячок»). Умка рассматривает рисунки, ему нравится.
Умка: А вам я за ваши рисунки покажу моё северное сияние (включает гирлянду). Угощайтесь моими любимыми конфетами «Мишка на севере». А теперь мне пора поспать. (звучит музыка «Колыбельная медведицы»). Дети говорят тихо «До свиданья, мишка» и потихоньку уходят из зала.