Наталья Коровина
Музыкальное занятие «Солнышко и тучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Развивать творческие способности: воображение, самостоятельность и активность в процессе инсценирования песни.
Зада[чи:
• Способствовать возникновению интереса к инсценированию содержания песен, хороводов.
• Побуждать самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкально-игрового образа в соответствии с сюжетом песни
(жест, мимика, танцевальные движения).
• Продолжать знакомить детей с выражением эмоций радости и грусти,
(подбор словесных определений для различного настроения, а так же показ эмоций жестами и мимикой, интонацией голоса).
Публикация «Музыкальное занятие „Солнышко и тучка“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
• Воспитывать творческо-активную личность ребёнка: активно участвовать в драматизации песни, вносить свои идеи, умение договариваться друг с другом, радоваться успехам своих товарищей.
Участники занятия:
• Дети подготовительной группы (5-6 лет)
• Взрослые: Воспитатель подготовительной группы;
Пособия и оборудование:
• Оборудование: фортепиано, музыкальный центр; проектор.
• Костюмы для инсценировки: Шапочка и ленточка для Солнышка,
шапочки Мышей и Собак, шапочка и дождинка для Тучки,
шапочки для смешариков: Нюши, Кроша и Ёжика.
• Пособия: Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»: карточки с изображением солнышка и тучки по числу детей. аудиодиск, нотные записи; диск с презентациями для занятия.
• Музыкальные инструменты: Металлофоны (3 шт., треугольники, колокольчики, бубенцы, дудочки, бубны.
• Оформление: На центральной стене изображение солнца, тучек с капельками. Зал украшен осенними листьями, а так же рисунками
с изображениями солнца, облаков.
Ход занятия.
Под музыку песни «Светит солнышко» дети заходят в зал, идут спокойным маршем по залу и становятся в круг.
Музыкальный руководитель предлагает поздороваться по музыкальному.
«ЗДРАВСТВУЙ»
(пальчиковая звуковысотная игра по стихотворению Т. Сикачёвой, движения по авторской методике И. В. Бодраченко)
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня на музыкальном занятии
вас ожидает много интересного. Встречайте, к нам пришли в гости ваши любимые смешарики.
В зал забегают Смешарики (Крош, Нюша и Ёжик)
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «КРУГЛАЯ ПЕСЕНКА»
Из репертуара группы «Непоседы»
(Вид: Ритмопластика+Образные движения)
Ход инсценировки:
1. Плывёт, плывёт по небу жёлтый круг (разводим перед собой руки,
По небу плывёт, плывёт и светит всем вокруг «плывут»)
А в круглую ночь с небес глядит холодная луна (руки вверх, показать «небо»)
И тоже круглая она (круглая-прекруглая, (разводим руки в стороны над собой)
и тоже круглая она. (повтор движения)
Бежит, бежит по лесу круглый ёж, (руки перед собой (лапки,
Бежит и поёт, что он и сам на круг похо (небольшими подскоками передаём
А на спине его большое яблоко одно весёлый бег)
Ёж (поёт, подчёркивая слова): «И тоже круглое оно»
Все повторяют: «И тоже круглое оно» (разводим руки в стороны над собой)
Припев:
На круглой планете летает круглый ветер, (плавные движения рук над собой)
По кругу гонит облака
На круглой планете есть место всем на свете,
(Опустить руки вниз, кружиться на носочках)
Хотя она не велика (разводим руки в стороны перед собой)
2. Сидит, сидит на крыше круглый кот, (руки перед собой (лапки,
Сидит и поёт. (приседать на слово «сидит»)
Поёт и гладит свой живот (круговое движение рукой по животу)
Глаза у кота горят, горят как жёлтые огни (закруглить ладошки, соединяя
большие пальцы и держать перед глазами(«бинокль», смотреть друг на друга)
И тоже круглые они, и тоже круглые они. (разводим руки в стороны над собой)
А я стою и песенку пою и сама в себе сейчас я что-то узнаю
(движение «буратино»)
И кажется мне, что все: и кот, и ёж, и даже я –
Большая круглая семья, большая круглая семья
(разводим руки в стороны над собой)
Припев: Движения те же.
Заканчиваем инсценировку одновременным движением
(поднятьруки вверх, ногу отставить на пятку в сторону)
(Под песню «Светит солнышко» дети садятся на стульчики)
Звучит музыка из передачи «В мире животных»
(бразильская нар. песня)
ПОКАЗ СЛАЙДОВ «НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
(Обратить внимание на красоту природы нашей планеты: вид из космоса, солнца, неба с облаками, цветов, лесов, полей, море, животные, природы после дождя)
Вопросы музыкального руководителя после показа:
• Ребята, для чего нужно солнце?
• Что было бы, если бы не было туч?
РОЛЕВОЙ ЭТЮД «УЛЫБКА И ГРУСТЬ»
(показ эмоций мимикой и жестами)
Ход этюда:
Музыкальный руководитель предлагает детям выполнить задания:
Улыбнуться:
• Как кот на солнышко
• Как само солнышко
Нахмурится:
• Как осенняя тучка
• Как рассерженная мама
УПРАЖНЕНИЕ «Назови настроение»
(подбор словесных определений для различного настроения)
Музыкальный руководитель: Ребята, а когда светит солнышко, какое у вас
настроение?
(Побудить детей назвать как можно больше определений настроения.
Например: радостное, весёлое, хорошее, солнечное и т. д.)
Музыкальный руководитель: Ребята, а когда на небе тучки, идёт дождь, какое у вас настроение?
(Дети назвают как можно больше определений настроения.
Например: хмурое, плохое, грусное и т. д.)
УПРАЖНЕНИЕ «Солнышко и тучка»
(показ эмоций интонацией голоса)
• Музыкальный руководитель на мажорном трезвучии пропевает :
«Сол-ныш-ко» (движение мелодии вниз)
Музыкальный руководитель: Давайте все вместе пропоём
мелодию солнышка!
(Обратить внимание детей на радостный характер пропетой мелодии)
Музыкальный руководитель: А теперь послушайте другую мелодию
Музыкальный руководитель на минорном трезвучии пропевает :
«Ту-у-чка» (движение мелодии вниз)
Музыкальный руководитель: Давайте все вместе пропоём
мелодию тучки!
Музыкальный руководитель: Отличается ли мелодия тучки от мелодии солнышка?
Ответы детей: Отличаются. Мелодия солнышка весёлого характера, а мелодия тучки –грустного.
Музыкально-дидактическая игра «СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
Ход игры:
Детям раздаются на выбор карточки с изображением «солнышка» и «тучки».
Затем музыкальный руководитель предлагает: Ребята, давайте у кого в руках карточка с изображением солнышка –поют весёлую мелодию, а у кого карточка с тучкой, поют грустную мелодию.
Дети пропевают мажорное и минорное трезвучие (несколько раз) Музыкальный руководитель: А сейчас будьте внимательны. Если зазвучит
мелодия солнышка, то у кого в руках солнышко поднимают карточку вверх, а если мелодия тучки, то поднимаем карточку с тучкой.
(Проиграть несколько раз)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Все были внимательными и справились с заданием. А сейчас давайте вспомним песни о солнышке и дождике
(Дети называют песни)
Музыкальный руководитель предлагает спеть
песни по желанию детей
(Например: «Солнечный круг», «Если добрый ты»)
Элементарное музицирование «МУЗЫКА ДОЖДЯ»
(Из сборника «Звуковые картинки»)
Музыкальный руководитель: Ребята, помните, как в прошлый раз мы слушали музыку дождя. А теперь я предлагаю изобразить её с помощью музыкальных инструментов. Но инструменты надо выбрать те, которые подходят по звучанию на капельки дождя.
Дети выбирают музыкальные инструменты
(металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники)
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим друг на друга, какие инструменты кто выбрал. Подходят они для дождя?
(Похвалить детей за правильный выбор)
Музыкальный руководитель: Давайте теперь вспомним нашу музыку и придумаем, как мы будем играть.
Дети вспоминают, что:
• Дождик идёт сначала тихо, по капельке
(значит, будут звучать одни металлофоны,
• затем становится сильней (вступают треугольники,
• капельки весело звенят (начинают звучать колокольчики,
• затем дождик постепенно заканчивается (все инструменты звучат тише и совсем замолкают)
Исполнение детьми на инструментах «МУЗЫКА ДОЖДЯ»
(Из сборника «Звуковые картинки»)
Инсценировка песни «Виноватая тучка»
[/b]
(Слова Юрия Энтина, Музыка Давида Тухманова)
1-й этап: Подготовительный
Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте, какая история однажды случилась во время дождя.
Исполнение музыкальным руководителем песни
«Виноватая тучка»
Беседа по песне.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, ребята, почему тучка оказалась виноватой?
(Ответы детей.).
Музыкальный руководитель: А когда тучку простили, что случилось
Предложить исполнить хлопками ритмический рисунок:
«КАП-КАП-КАП, ДОЖ-ДИК ПО-ШЁЛ»
2-й этап: Творческий
• Предложение инсценировать песню:
Задать наводящий вопрос:
«В песне нам встречается много героев.
Вы хотите превратиться и оказаться на их месте?»
Миша: Давайте поиграем, я хочу быть тучкой.
Музыкальный руководитель:
Хорошее предложение. Мы можем все сегодня попасть в сказку и побывать в какой-нибудь роли. Давайте вспомним, кто же нам встречается в песне и придумаем, что они будут делать.
• Дети называют роли.
• Работа над ролью, придумывание сценических движений и действий
• Общий показ.
• Обсуждение и оценка: у кого получилось, кто придумал интересно
• Распределение ролей: Как правило, все хотят исполнять главные роли.
Музыкальный руководитель: Все хотят быть солнышком или тучкой,
Но что надо сделать, чтобы никому не было обидно?
Ответ детей: Нужно выбрать героев с помощью считалки
Примеры считалок для выбора Солнышка и Тучки:
o Солнышко приди скорей,
Нам с тобою веселей!
o Тучка, тучка не грусти,
Тучка, тучка выходи
• Результат: Договорились, где кто будет
• Выбор костюмов и предметов: Дети по очереди подходят к столику и выбирают себе элементы костюмов и атрибуты.
3-й этап: Исполнительский
[/b]
Ход инсценировки:
1. Злую тучку наказали – (жест
«Ты плохая». – ей сказали
И она заплакала, (жест
Да кап-кап-кап закапала.
Припев: Кап-кап-кап, дождик пошёл (
2. Мыши сразу задрожали,
Мыши в норки побежали
Полетели птицы вниз,
Да птицы сели на карниз.
Припев: Кап-кап-кап, дождик пошёл
3. Пёс по имени Барбос
Струсил не на шутку,
Еле ноги он унёс
В свою собачью будку.
Припев: Кап-кап-кап, дождик пошёл
4. Ну а мы с тобой не тужим
Босиком бежим по лужам
Брызги прямо ввысь летят,
С тучею встречаются,
А потом они назад
Да с неба возвращаются.
Припев: Шлёп-шлёп-шлёп
Шлёп-шлёп-шлёп, дождик идёт.
(идём по кругу, высоко поднимая ноги и ритмично топая)
5. Тучку бедную простили,
Тучку с миром отпустили,
Тучка плакать перестала, (Тучка улыбается
А потом совсем пропала.
Припев: Кап-кап-кап, дождик прошёл
Кап! (движения рук поступенно сверху
Кап! вниз на каждый такт)
Кап!
• Затем,если желают дети, инсценировку песни можно повторить. В этом случае дети меняются ролями.
Заключительная часть занятия
• Похвалить детей за то, что они старались и у них всё получилось, каждый выполнил свою роль по своему. Подвести детей к тому. Что они могут показать эту песню на осеннем празднике другим ребятам.
• Вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии (ответы детей)
Музыкальный руководитель: А вы знаете, ребята, что дождик бывает не только из воды. А бывает дождик из лимонада, мармелада, шоколада.
(ПОКАЗ КЛИПА «ЛИМОНАДНЫЙ ДОЖДИК» (мультимедиа)
(Исполнение свободного танца)
В конце занятия поощрить детей подарками
Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу подарить вам весёлые солнышки. И пусть у вас будет всегда солнечное настроение
(Дети под песню «Светит солнышко» уходят из зала)