Светлана Геннадьевна Ситникова
Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания
Согласно статистике последних лет педагогический состав многих дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) стремительно «стареет». Не избежал этой тенденции и наш детский сад. Обострилась проблема воспитания педагогической смены. Для ее решения требуется грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, приходящих в ДОУ, педагогическими работниками, имеющими достаточный опыт, чтобы выполнять наставническую деятельность.
Публикация «Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Чтобы повысить эффективность наставничества, мы использовали практико - ориентированный формат работы с молодыми педагогами на основе проектного метода. Это позволило вовлекать молодого педагога непос-редственно в проектную деятельность, выстраивая с ним диалог как свободный обмен мнениями по поводу решения проектных задач, активизируя тем самым личностно-профессиональное развитие наставляемого педагога.
Организационно-технологической основой практики наставничества стал инициированный нами проект «Проектная деятельность как форма активизации личностно-профессионального развития молодых воспитателей в процессе наставничества». Цель проекта мы направили на развитие опыта наставнической деятельности и совершенствование профессиональной компетентности наставляемого педагога в сфере нравственно-патриотического воспитания детей в части расширения представлений дошкольников о родном городе, воспитания у них чувства гордости и любви к своей малой родине.
Этот выбор не случаен. От воспитателя востребуется готовность и способность воспитания детей на традиционных российских духовно-нравственных ценностях. В частности, начального формирования у них установок на ценности патриотизма и любви к малой родине. В условиях нашего детского сада это особенно актуально.
Наши дети живут на земле, хранящей в исторической памяти великие имена Петра I, Степана Разина, Емельяна Пугачева, Алексея Маресьева и др. Свое название городское поселение Петров Вал получило в память о валах, оставшихся в наших краях как напоминание о великих проектах Петра I по соединению Волги и Дона. А возникло поселение в период Сталинградской битвы, когда строилась рокадная железнодорожная ветка со стороны Саратова в сторону Сталинграда.
- Неудивительно, что проектные задачи мы сориентировали на наставническую поддержку молодого педагога нашего детского сада Т. В. Рябухину, воспитателя второй младшей группы. Помимо нее участниками проекта были другие воспитатели, педагог-психолог и воспитанники средней группы.
Спектр проектных задач включал три задачные группы.
I. Задачи личностно-профессионального развития наставляемого педагога:
1) стимулирование интереса и мотивации педагога к самообразованию в сфере нравственно-патриотического воспитания;
2) усиление профессиональной активности и самостоятельности молодого педагога;
3) развитие у молодого педагога навыков анализа и рефлексии профессиональной деятельности, активизация стремления к сотрудничеству и эмпатии.
II. Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
1) расширение представлений дошкольников о родном городе;
2) пробуждение и закрепление у детей чувства гордости и любви к своей малой родине.
III. Задачи наставнической деятельности:
1) оказание пропедевтической стажерской помощи молодому педагогу в организации в средней детской группе учебно-воспитательного процесса, сориентированного на нравственно-патриотическое воспитание детей;
2) индивидуализация повышения профессиональной компетентности и роста мастерства молодого педагога посредством погружения его в ситуации овладения проектным методом в сфере нравственно-патриотического воспитания детей.
Проект был краткосрочным и выполнен в мае 2023 года. Наставническая деятельность в рамках проекта была групповой, причем один наставляемый педагог взаимодействовал с группой наставников одновременно в целях повышения своей компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. В ситуациях группового выполнения проекта от наставляемого педагога под контролем наставников непрерывно востребовались профессиональные качества, необходимые для решения проектных задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
График выполнения проекта задавал регламент краткосрочного, или целеполагающего, наставничества, реализуемого в проектной деятельности, ориентированной на определенные краткосрочные результаты. Контроль реализации проекта включал посещение занятий и других мероприятий, проводимых наставниками и молодым специалистом, совместный анализ проведенных занятий, анализ планов и отчетов, результатов наблюдений за детьми в контексте укрепления их установок на нравственно-патриотические ценности.
В ходе реализации проекта ожидалось, что «на выходе» проектной деятельности:
– молодой педагог повысит уровень профессиональной активности с учетом потребностей, затруднений, достижений, интерес и мотивацию к самообразованию, активизирует собственный творческий потенциал и стиль педагогической деятельности, прежде всего, в части нравственно-патриотического воспитания детей;
– педагоги-наставники отладят приемы и формы целенаправленного планирования и дифференцированной организации наставнической деятельности на основе выявленных потенциальных возможностей наставляемого педагога, укрепят свою мотивацию к наставнической деятельности;
– воспитанники расширят знания и представления о своем родном городе, его знаменательных местах и значимых людях, будут переживать чувство гордости за свой край и любви к малой родине.
При разработке замысла и конструкции проекта учитывалось, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью и важностью для его личностно-профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования. Немаловажную роль играет благоприятная атмосфера внутри ДОУ, когда администрация и педагогический коллектив поддерживают и всесторонне помогают начинаю-щему педагогу на протяжение всего адаптационного периода.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешными, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала, с учетом его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения, которая поможет молодым педагогам не только адаптироваться, но и развить практические навыки применения полученных профессиональных знаний.
На этапе проектирования и по итогам выполнения определился результат проектной деятельности: проект содействует становлению молодого педагога на треках: вхождения в профессиональное образовательное пространство; творческой самореализации; проектирования профессиональной карьеры; вхождения в профессиональную самостоятельную деятельность; самоорганизации и развития профессиональной карьеры.
Проект реализован последовательно на трех этапах: подготовительном, реализационном, итоговом.
Подготовительный этап выполнения проекта включал:
– подбор методической литературы для изучения наставляемым педагогом;
– составление плана наставничества в проектной деятельности с учетом индивидуальных затруднений наставляемого педагога.
Реализационный этап предусматривал:
– совместное изучение технологий педагогической деятельности и овладение способами их применения в нравственно-патриотическом воспитании детей;
– совместное проектирование образовательно-воспитательного процесса и составление плана проведения мастер-класса «Технология проектной деятельности в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»;
– организация педагогом-психологом систематического психолого-педагогического просвещения наставляемого педагога в форме «Тренинга педагогической осознанности»;
– ознакомление наставляемого педагога с организацией РППС средней группы;
– изучение опыта работы воспитателей средней группы с обсуждением их педагогической деятельности, в частности, использования приемов и методов нравственно-патриотического воспитания в различных учебно-воспитательных ситуациях;
– совместная деятельность с детьми наставников и наставляемого педагога (по плану проекта);
– консультирование педагогом-психологом, воспитателями наставляемого педагога по вопросам работы с родителями и детьми среднего дошкольного возраста;
– самообразование наставляемого педагога.
В ситуациях осуществления реализационного этапа проектной деятельности педагоги-наставники:
– содействуют созданию благоприятных условий для личностно-профессионального развития наставляемого педагога;
– обеспечивают атмосферу взаимопомощи, координируют действия наставляемого педагога в соответствии с проектными задачами, в частности, по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
– оказывают помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с учетом их возрастных особенностей;
– передают свой педагогический опыт и профессиональное мастерство наставляемому педагогу;
– знакомят наставляемого педагога в ходе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями, консультируют по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
– оказывают позитивное влияние на повышение профессиональной компетентности наставляемого педагога.
На итоговом этапе:
– наставляемый педагог показывает открытое мероприятие;
– педагоги-наставники обобщают опыт наставнической деятельности;
– педагогический совет ДОУ анализирует результаты проекта в наставничестве и нравственно-патриотическом воспитании детей.
Содержание проектной деятельности в части решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников включало следующие образовательно-воспитательные события:
Тема: «Наследие родного города Петров Вал».
Цель: расширить представления детей о родном городе, истории его возникно-
вения.
– Пешеходная прогулка «Нам есть чем гордиться».
– Беседа: «История нашего города».
– Основы науки и естествознания.
Тема: «Здравствуй, Родина моя».
– «Прошлое Петров Вала» (презентация).
Тема: «Что мы Родиной зовем?»
Цель: уточнить знания детей о названии родного города, главных его досто-
примечательностях; развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу, уважение к своим родным.
– Просмотр видеоролика «Наш город – это наша малая Родина».
– Беседа: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
– Рисование. Тема: «Русская береза».
Тема: «Я в Петров Вале живу».
Цель: закрепить знания детей о городе; прививать любовь к своему городу,
чувство гордости за своих земляков.
– Экскурсия к памятному знаку воинам-интернационалистам «Черный тюльпан».
– Беседа на тему: «Нам есть, кем гордиться».
– Рисование. Тема «Моя улица».
Тема: «Традиции и обычаи родного края».
Цель: продолжать знакомить детей с историей родного края: традициями,
обычаями; воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.
– Презентация «Обычаи и традиции родного края».
– «Наша Родина – Россия!» (обычаи и традиции родного города).
– Проведение русских народных игр, хороводов.
– Разучивание пословиц, поговорок.
Тема: «Природа родного края».
Цель: формировать нравственно-патриотические чувства у детей; обогащать и углублять их знания о природе своего родного края.
– Экскурсия на городскую аллею.
– Просмотр презентации «Животный мир нашего края».
– Просмотр презентации «Растительный мир нашего края».
– Акция «Посади дерево».
Тема: «Мы гордимся…»
Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства благодарности
к погибшим в годы Великой Отечественной войны; развитие интереса к
патриотическому прошлому своей страны.
– Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Участие в митинге, посвященному Дню Победы.
– Акции: «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка».
– Праздник «День Победы – яркий праздник».
– Создание с детьми альбома «Никто не забыт, ничто не забыто».
В заключение отметим, что благодаря наставнической деятельности по программе «Воспитываем маленького патриота» педагоги-наставники смогли дифференцированно, целенаправленно спланировать совместную с молодым педагогом работу, повысили свою мотивацию к наставнической деятельности. Стало понятно, что подобные практико-ориентированные проекты содействуют вовлечению молодых педагогов в специально организуемые ситуации освоения новых методов и приемов педагогической деятельности, прежде все-го, в части нравственно-патриотического воспитания.
Включение в проект помогает молодому педагогу развивать профес-сиональные способности, содействуют их творческому наполнению, совершенствованию педагогического мастерства. Наставничество в проекте выполняет пропедевтическую функцию, так как помогает молодому педагогу опережающим образом подготовиться к работе с детьми в средней группе. Включение детей в проект повышает возможности и эффективность ознакомления их с историей возникновения и достопримечательностями нашего города, заинтересовывать патриотическим прошлым малой родины, расширять знания о животном и растительном мире нашего края, способствуя воспитанию маленького патриота.
Применение разнообразных форм работы с молодым педагогом в ситуациях наставничества способствует укреплению интереса к профессии воспитателя, продуктивному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование педагогической деятельности. Значимым представляется вывод о том, что в научно-методическом сопровождении начинающих педагогов важно не столько разнообразие мероприятий, сколько система профессиональной подготовки к решению актуальных задач воспитателя в дошкольной образовательной организации. Именно успешное выполнение молодым воспитателем воспитательных целей и задач в период наставничества выступает системообразующим критерием эффективности наставнической деятельности.