МААМ-картинки

Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания

Светлана Геннадьевна Ситникова
Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания

Согласно статистике последних лет педагогический состав многих дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) стремительно «стареет». Не избежал этой тенденции и наш детский сад. Обострилась проблема воспитания педагогической смены. Для ее решения требуется грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, приходящих в ДОУ, педагогическими работниками, имеющими достаточный опыт, чтобы выполнять наставническую деятельность.

Публикация «Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

Чтобы повысить эффективность наставничества, мы использовали практико - ориентированный формат работы с молодыми педагогами на основе проектного метода. Это позволило вовлекать молодого педагога непос-редственно в проектную деятельность, выстраивая с ним диалог как свободный обмен мнениями по поводу решения проектных задач, активизируя тем самым личностно-профессиональное развитие наставляемого педагога.

Организационно-технологической основой практики наставничества стал инициированный нами проект «Проектная деятельность как форма активизации личностно-профессионального развития молодых воспитателей в процессе наставничества». Цель проекта мы направили на развитие опыта наставнической деятельности и совершенствование профессиональной компетентности наставляемого педагога в сфере нравственно-патриотического воспитания детей в части расширения представлений дошкольников о родном городе, воспитания у них чувства гордости и любви к своей малой родине.

Этот выбор не случаен. От воспитателя востребуется готовность и способность воспитания детей на традиционных российских духовно-нравственных ценностях. В частности, начального формирования у них установок на ценности патриотизма и любви к малой родине. В условиях нашего детского сада это особенно актуально.

Наши дети живут на земле, хранящей в исторической памяти великие имена Петра I, Степана Разина, Емельяна Пугачева, Алексея Маресьева и др. Свое название городское поселение Петров Вал получило в память о валах, оставшихся в наших краях как напоминание о великих проектах Петра I по соединению Волги и Дона. А возникло поселение в период Сталинградской битвы, когда строилась рокадная железнодорожная ветка со стороны Саратова в сторону Сталинграда.

- Неудивительно, что проектные задачи мы сориентировали на наставническую поддержку молодого педагога нашего детского сада Т. В. Рябухину, воспитателя второй младшей группы. Помимо нее участниками проекта были другие воспитатели, педагог-психолог и воспитанники средней группы.

Спектр проектных задач включал три задачные группы.

I. Задачи личностно-профессионального развития наставляемого педагога:

1) стимулирование интереса и мотивации педагога к самообразованию в сфере нравственно-патриотического воспитания;

2) усиление профессиональной активности и самостоятельности молодого педагога;

3) развитие у молодого педагога навыков анализа и рефлексии профессиональной деятельности, активизация стремления к сотрудничеству и эмпатии.

II. Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1) расширение представлений дошкольников о родном городе;

2) пробуждение и закрепление у детей чувства гордости и любви к своей малой родине.

III. Задачи наставнической деятельности:

1) оказание пропедевтической стажерской помощи молодому педагогу в организации в средней детской группе учебно-воспитательного процесса, сориентированного на нравственно-патриотическое воспитание детей;

2) индивидуализация повышения профессиональной компетентности и роста мастерства молодого педагога посредством погружения его в ситуации овладения проектным методом в сфере нравственно-патриотического воспитания детей.

Проект был краткосрочным и выполнен в мае 2023 года. Наставническая деятельность в рамках проекта была групповой, причем один наставляемый педагог взаимодействовал с группой наставников одновременно в целях повышения своей компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. В ситуациях группового выполнения проекта от наставляемого педагога под контролем наставников непрерывно востребовались профессиональные качества, необходимые для решения проектных задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

График выполнения проекта задавал регламент краткосрочного, или целеполагающего, наставничества, реализуемого в проектной деятельности, ориентированной на определенные краткосрочные результаты. Контроль реализации проекта включал посещение занятий и других мероприятий, проводимых наставниками и молодым специалистом, совместный анализ проведенных занятий, анализ планов и отчетов, результатов наблюдений за детьми в контексте укрепления их установок на нравственно-патриотические ценности.

В ходе реализации проекта ожидалось, что «на выходе» проектной деятельности:

– молодой педагог повысит уровень профессиональной активности с учетом потребностей, затруднений, достижений, интерес и мотивацию к самообразованию, активизирует собственный творческий потенциал и стиль педагогической деятельности, прежде всего, в части нравственно-патриотического воспитания детей;

– педагоги-наставники отладят приемы и формы целенаправленного планирования и дифференцированной организации наставнической деятельности на основе выявленных потенциальных возможностей наставляемого педагога, укрепят свою мотивацию к наставнической деятельности;

– воспитанники расширят знания и представления о своем родном городе, его знаменательных местах и значимых людях, будут переживать чувство гордости за свой край и любви к малой родине.

При разработке замысла и конструкции проекта учитывалось, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью и важностью для его личностно-профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования. Немаловажную роль играет благоприятная атмосфера внутри ДОУ, когда администрация и педагогический коллектив поддерживают и всесторонне помогают начинаю-щему педагогу на протяжение всего адаптационного периода.

Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешными, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала, с учетом его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения, которая поможет молодым педагогам не только адаптироваться, но и развить практические навыки применения полученных профессиональных знаний.

На этапе проектирования и по итогам выполнения определился результат проектной деятельности: проект содействует становлению молодого педагога на треках: вхождения в профессиональное образовательное пространство; творческой самореализации; проектирования профессиональной карьеры; вхождения в профессиональную самостоятельную деятельность; самоорганизации и развития профессиональной карьеры.

Проект реализован последовательно на трех этапах: подготовительном, реализационном, итоговом.

Подготовительный этап выполнения проекта включал:

– подбор методической литературы для изучения наставляемым педагогом;

– составление плана наставничества в проектной деятельности с учетом индивидуальных затруднений наставляемого педагога.

Реализационный этап предусматривал:

– совместное изучение технологий педагогической деятельности и овладение способами их применения в нравственно-патриотическом воспитании детей;

– совместное проектирование образовательно-воспитательного процесса и составление плана проведения мастер-класса «Технология проектной деятельности в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»;

– организация педагогом-психологом систематического психолого-педагогического просвещения наставляемого педагога в форме «Тренинга педагогической осознанности»;

– ознакомление наставляемого педагога с организацией РППС средней группы;

– изучение опыта работы воспитателей средней группы с обсуждением их педагогической деятельности, в частности, использования приемов и методов нравственно-патриотического воспитания в различных учебно-воспитательных ситуациях;

– совместная деятельность с детьми наставников и наставляемого педагога (по плану проекта);

– консультирование педагогом-психологом, воспитателями наставляемого педагога по вопросам работы с родителями и детьми среднего дошкольного возраста;

– самообразование наставляемого педагога.

В ситуациях осуществления реализационного этапа проектной деятельности педагоги-наставники:

– содействуют созданию благоприятных условий для личностно-профессионального развития наставляемого педагога;

– обеспечивают атмосферу взаимопомощи, координируют действия наставляемого педагога в соответствии с проектными задачами, в частности, по нравственно-патриотическому воспитанию детей;

– оказывают помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с учетом их возрастных особенностей;

– передают свой педагогический опыт и профессиональное мастерство наставляемому педагогу;

– знакомят наставляемого педагога в ходе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями, консультируют по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

– оказывают позитивное влияние на повышение профессиональной компетентности наставляемого педагога.

На итоговом этапе:

– наставляемый педагог показывает открытое мероприятие;

– педагоги-наставники обобщают опыт наставнической деятельности;

– педагогический совет ДОУ анализирует результаты проекта в наставничестве и нравственно-патриотическом воспитании детей.

Содержание проектной деятельности в части решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников включало следующие образовательно-воспитательные события:

Тема: «Наследие родного города Петров Вал».

Цель: расширить представления детей о родном городе, истории его возникно-

вения.

– Пешеходная прогулка «Нам есть чем гордиться».

– Беседа: «История нашего города».

– Основы науки и естествознания.

Тема: «Здравствуй, Родина моя».

– «Прошлое Петров Вала» (презентация).

Тема: «Что мы Родиной зовем?»

Цель: уточнить знания детей о названии родного города, главных его досто-

примечательностях; развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу, уважение к своим родным.

– Просмотр видеоролика «Наш город – это наша малая Родина».

– Беседа: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

– Рисование. Тема: «Русская береза».

Тема: «Я в Петров Вале живу».

Цель: закрепить знания детей о городе; прививать любовь к своему городу,

чувство гордости за своих земляков.

– Экскурсия к памятному знаку воинам-интернационалистам «Черный тюльпан».

– Беседа на тему: «Нам есть, кем гордиться».

– Рисование. Тема «Моя улица».

Тема: «Традиции и обычаи родного края».

Цель: продолжать знакомить детей с историей родного края: традициями,

обычаями; воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

– Презентация «Обычаи и традиции родного края».

– «Наша Родина – Россия!» (обычаи и традиции родного города).

– Проведение русских народных игр, хороводов.

– Разучивание пословиц, поговорок.

Тема: «Природа родного края».

Цель: формировать нравственно-патриотические чувства у детей; обогащать и углублять их знания о природе своего родного края.

– Экскурсия на городскую аллею.

– Просмотр презентации «Животный мир нашего края».

– Просмотр презентации «Растительный мир нашего края».

– Акция «Посади дерево».

Тема: «Мы гордимся…»

Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства благодарности

к погибшим в годы Великой Отечественной войны; развитие интереса к

патриотическому прошлому своей страны.

– Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Участие в митинге, посвященному Дню Победы.

– Акции: «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка».

– Праздник «День Победы – яркий праздник».

– Создание с детьми альбома «Никто не забыт, ничто не забыто».

В заключение отметим, что благодаря наставнической деятельности по программе «Воспитываем маленького патриота» педагоги-наставники смогли дифференцированно, целенаправленно спланировать совместную с молодым педагогом работу, повысили свою мотивацию к наставнической деятельности. Стало понятно, что подобные практико-ориентированные проекты содействуют вовлечению молодых педагогов в специально организуемые ситуации освоения новых методов и приемов педагогической деятельности, прежде все-го, в части нравственно-патриотического воспитания.

Включение в проект помогает молодому педагогу развивать профес-сиональные способности, содействуют их творческому наполнению, совершенствованию педагогического мастерства. Наставничество в проекте выполняет пропедевтическую функцию, так как помогает молодому педагогу опережающим образом подготовиться к работе с детьми в средней группе. Включение детей в проект повышает возможности и эффективность ознакомления их с историей возникновения и достопримечательностями нашего города, заинтересовывать патриотическим прошлым малой родины, расширять знания о животном и растительном мире нашего края, способствуя воспитанию маленького патриота.

Применение разнообразных форм работы с молодым педагогом в ситуациях наставничества способствует укреплению интереса к профессии воспитателя, продуктивному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование педагогической деятельности. Значимым представляется вывод о том, что в научно-методическом сопровождении начинающих педагогов важно не столько разнообразие мероприятий, сколько система профессиональной подготовки к решению актуальных задач воспитателя в дошкольной образовательной организации. Именно успешное выполнение молодым воспитателем воспитательных целей и задач в период наставничества выступает системообразующим критерием эффективности наставнической деятельности.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Центр нравственно-патриотического воспитания в средней группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в средней группе Нравственно-патриотический уголок. В настоящее время важным направлением в воспитании подрастающего поколения является нравственно-патриотическое.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 28 января 2024 в 15:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Геннадьевна Ситникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД