Ирина Сидоряко
Проект для второй младшей группы «Дом пуговки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Фокино «Детский сад “Теремок”»
Проект
«Дом пуговки»
для детей второй младшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Выполнила:
Сидоряко Ирина Николаевна,
воспитатель.
2017-2018 уч. год
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: сентябрь 2017-январь 2018.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Количество участников: групповой.
Публикация «Проект для второй младшей группы „Дом пуговки“» размещена в разделах
Предмет исследования: пуговицы.
Участники проекта :
воспитатель ;
дети второй младшей группы;
родители.
Проблема: неумение воспитанников самостоятельно застегивать и расстегивать
Актуальность проекта
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Например, пуговица. Кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку или кофту или кардиган?
Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей.
Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития мелкой моторики у малышей, а следовательно, и вспомогательным материалом для развития речи.
Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. Также, с ними можно отправиться в «Страну математики», в которой ребенок может легко и просто с помощью пуговиц сортировать по цвету, форме (круглая, квадратная, треугольная, по материалу.
Дети, придя в детский сад сталкиваются с рядом трудностей, одна из которых-отсутствия навыков самообслуживания. Неумение одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы-следствия недостаточно развитой мелкой моторики рук.
В проекте «Дом пуговки» систематизирована и представлена работа по созданию условий для тренировки пальцев рук детей с помощью игровых упражнений и дидактических игр с пуговицами.
Идея создания проекта возникла с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру.
Цель: создание условий для тренировки тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Научить самостоятельно застегивать и расстегивать;
2. Сформировать представления о разнообразии размеров, форме, цвета пуговиц и материала, из которых они сделаны;
3. Познавательную активность, фантазию, творческие способности, развивать образное мышление, коммуникативные навыки;
4. Развивать зрительно-моторную координацию;
5. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;
6. Прививать бережное отношение к поделкам;
7. Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный.
Ожидаемый результат:
Овладение умением самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы на одежде;
Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук у детей;
Обогащение словарного запаса за счет слов-прилагательных (пластмассовая, деревянная, стеклянная, шершавая, гладкая, блестящая, резная и т. д.);
Расширение представления детей о роли пуговиц в нашей жизни;
Использование пуговиц как материала для поделок, знать меры безопасности в работе с пуговицами;
Вовлечение родителей в процесс совместного творчества из пуговиц.
Этапы проведения и реализации проекта :
Подготовительный (сентябрь 2017г.) «Что мы знаем о пуговице?»
1. Познавательное развитие Изучение интереса детей для определения целей проекта
2. Познавательное развитие Определение темы проекта, цели, задачи
3. Речевое развитие Подбор литературы и информации по данной теме
4. Речевое развитие Подбор стихов, загадок, бесед про пуговицы
5. Социально-коммуникативное, физическое развитие Подбор игр (дидактических, подвижных, сенсорного развития и т. д.)
Основной (октябрь 2017 г. – январь 2018 г.)
«Что мы хотим узнать о пуговице?», «Как мы это будем делать?»
1. Познавательное развитие:
1. Непрерывная образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим миром:
«Мир пуговиц»,
«Чем опасны пуговицы».
2) Беседы
- «Что мы знаем о пуговице?»
- «Может ли быть опасна пуговица»
3) Опытно-эксперементальная деятельность:
- «Тонет-не тонет»
-«Легкая-тяжелая»
4) Дидактические игры:
- «Один – много»
- «Выложи узор»
- «Пуговицы перемешались»
- «Цветочная полянка»
5) Просмотр презентации про пуговицы.
2. Речевое развитие 1. Чтение стихотворений про пуговицы :
В. Бредихин «Надевают Петеньке,»,
Т. Ефимова «Пуговицы вредные…»,
Е. Менжинской «Испугались пуговки», И. Александровой «Я в тоске. С моей рубахи…»,
К. Брель «Пуговка раз, пуговка два»
Загадки про пуговицы.
2. Составление рассказов о пуговицах по картинке.
3. Художественно-эстетическое развитие
1. Непрерывная образовательная деятельность:
- Лепка пуговиц из пластилина «Разноцветные пуговицы».
- Коллективная аппликация «Воздушные шары».
2. Разукрашивание пуговиц «Мамины помощники»
3. Рисование на световом столике при помощи песка
4. Слушание детских песен:
«Песни пуговки-непоседы» из арт –проекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей» (авт. -А. Коротич и Т. Милоянин).
4. Социально-коммуникативное развитие
1) Игры в центре сенсомоторного развития:
- «Помоги другу»
- «Пришей пуговицу».
2) Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин»
- «Научим куклу Катю одеваться на прогулку»
5. Физическое развитие
1. Хождение по массажным коврикам с пришитыми пуговицами.
2. Подвижные игры:
- «Прокати пуговицу».
- «Найди домик пуговички».
Игра малой подвижности
- «Найди, где спрятано?»
Заключительный (январь 2018г.)
1. Художественно-эстетическое развитие Совместные поделки детей с родителями из пуговиц
2. Социально-коммуникативное развитие Развлечение с детьми «Путешествие в страну пуговиц»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
познавательное развитие
для детей второй младшей группы
«Мир пуговиц»
Программные задачи:
1. Сформировать у детей представление о пуговицах и их назначениях;
2. Расширить кругозор детей и повысить познавательную активность.
3. Воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы: пуговицы, иллюстрации одежды с пуговицами, книги со стихами и загадками про пуговицы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Постарайтесь обязательно отгадать
что это такое. Очень важная вещица,
Всем на свете пригодится.
Для костюма и для юбки,
Для пальто и полушубка.
Ловко в петельку ныряет,
Что открыто закрывает. (Пуговица).
Правильно, ребята. Это пуговица. У каждого из нас на одежде есть она. Давайте найдем пуговицы на нашей одежде. Расскажите, какие они. (Дети рассматривают пуговицы у себя на одежде и описывают их).
Воспитатель: Дети, а вы хотите еще больше узнать про пуговицы. Тогда мы с вами отправимся в путешествие под названием «Мир пуговиц» на нашем волшебном поезде. (Дети строятся друг за другом «паровозиком», впереди воспитатель, имитируют остановки).
Воспитатель: Готовы? Поехали. Остановка первая «Что такое пуговица?»
Пуговица – это застежка на одежде, предназначенная для соединения ее частей. Самая простая пуговица представляет собой диск с двумя отверстиями по середине.
Но встречаются пуговицы других видов и форм. Например, круглые, овальные, квадратные, треугольные. Еще бывают пуговицы на ножках. На свете очень много разных пуговиц и они не похожи друг на друга. По цвету пуговицы бывают тоже разные- красные, зеленые, синие, белые, черные, желтые.
Ребята, у нас на столе лежат пуговицы. Давайте поиграем в игру «Пуговицы перемешались». (Дети раскладывают пуговицы по цветам, форме в коробку по ячейкам).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Дети, нам нужно отправляться дальше в путь. Поехали? Следующая остановка «Из чего делают пуговицы». Пуговицы изготавливают из металла, дерева, стекла, пластмассы. Значит, они бывают металлические, деревянные, стеклянные, пластмассовые. Посмотрите, ребята сколько пуговиц. (Воспитатель показывает детям разные виды пуговиц : деревянные, стеклянные, пластмассовые, металлические).
И снова, мы садимся в наш волшебный поезд. И наша следующая остановка называется «Стихотворение». (Дети садятся полукругом на ковер, воспитатель читает стихотворение).
В. Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
Ребята, нам осталась с вами доехать до конечной остановки «Рассмотри рисунки».
Посмотрите, ребята, что изображено на картинках. (Воспитатель задает вопросы, дети, рассматривают картинки, отвечают на вопросы). Чем застегивается наша одежда? Какой формы пуговицы? Каким цветом? Сколько их на рубашке, юбке? Ребята, вы у меня молодцы. К сожалению, наше путешествие закончилось. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Как называлось наше путешествие? Что вы узнали нового о пуговицах?
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
познавательное развитие
для детей второй младшей группы
«Чем опасны пуговицы?»
Программные задачи:
1. Учить детей безопасному обращению с мелкими предметами в быту;
2. Закреплять понятие один - много;
3. Уметь классифицировать предметы по цвету;
4. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: пуговицы, картинки с изображением правил обращения с пуговицами, две одинаковые коробочки, игрушка заяц, кукольная кровать.
ХОД:
Дети стоят полукругом. Перед детьми кукольная кровать, на кровати лежит зайчик - Степашка.
Воспитатель: Наш Степашка занемог,
Встать с постели он не смог,
У него ужасный вид,
У него живот болит.
Что случилось? В чем беда?
Догадайся детвора.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло произойти с зайчиком?
Ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите рядом с ним лежит пуговица. Как вы думаете что это значит? Он, наверное проглотил пуговицу. Зайка, расскажи нам что произошло.
Зайка с пуговкой играл :
Веселился и скакал.
В рот случайно положил
Незаметно проглотил.
И теперь ужасный вид –
У него живот болит.
Ребята, правильно сделал Степашка, что положил пуговицу в рот? (Ответы детей). А что он должен был сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, он должен был положить пуговицы в коробку, шкатулку, отдать маме, бабушке, воспитателю и т. д.
Давайте, встанем в круг, и покажем зайке, что он должен был сделать. (Дети показывают движения в соответствии с текстом)
Если пуговку найдешь, - наклониться
Ты ее в карман кладешь - имитация движений
И несешь скорее маме, - бег на месте
Чтобы пуговку убрали - накрыть одну ладошку другой.
Ребята, какое правило мы с вами знаем? (нельзя брать в рот, засовывать в нос, уши мелкие предметы: пуговицы, бусины, мелкие детали игрушек). (Показ схемы – правила).
Да, дети, верно. Пуговицы нельзя брать в рот, засовывать в уши, нос. С пуговицами надо обращаться осторожно.
А, сейчас, давайте вместе с зайчиком поиграем в игру «Цветочная полянка». (Проводится игра).
А теперь, давайте соберем их в коробочки. Самую большую пуговицу положим в одну коробку. Остальные, маленькие пуговицы положим в другую коробоку. Все ли пуговицы одинакового цвета?
Сколько пуговиц в этой коробочке?
Сколько в этой? (одна - много)
Замечательно.
Ребята, посмотрите наш зайка стал улыбаться. Ему наверное понравились наши игры. А давайте, для зайки мы сделаем солнышко из пуговиц. Из больших пуговиц выложим круг, а из маленьких лучики. (Дети с помощью воспитателя выкладывают узор «Солнышко из пуговиц»). Вот как наше солнышко стало светить.
Зайка больше не болеет,
У него довольный вид
И животик не болит!
Теперь, зайка знает, что мелкие предметы надо убирать на место.
Ребята, а вы поняли, как нужно обращаться с пуговицами?
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
для детей второй младшей группы
Программные задачи:
1. Закрепить полученные знания о пуговицах : свойствах видах, формах.
2. Воспитывать желание быть опрятным.
Оборудование и материалы: пуговицы, шнуровка, кукла.
ХОД:
Воспитатель: Дети, к нам сегодня на занятие придут гости. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Познакомьтесь дети, это девочки-подружки их зовут Катя и Таня. Давайте поздороваемся с ними.
А вам наверно интересно узнать, как подружки попали к нам в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Девочки гуляли на улице и у них случилась беда. Катя потеряла пуговку от своей кофточки. И по секрету мне сказала, что боится идти домой, потому что мама ее будет ругать за оторванную пуговицу. Дети, может поможем Кате найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.
Для этого нам нужно посмотреть на кофточку Кати и определить, какая же у нее должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь-в-точь такая же, как и оставшиеся на кофточке.
Вот тут у меня есть волшебный мешочек, посмотрим, что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь. Ой, посмотрите, сколько много пуговиц в волшебном мешочке, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Кате, и пусть она ее отнесет своей маме, что бы она, что, сделала с пуговицей?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, пришила. Дети, а вы умеете пришивать пуговицы? Давайте вместе с Катей поучимся пришивать пуговицы.
Ответы детей.
Воспитатель: Для того чтобы пришить пуговицу, необходимо иметь пуговицу нужного размера, нитки подходящего цвета, ножницы и соблюдать правила безопасности. Я вам сейчас тоже предлагаю потренироваться пришивать пуговицы. (Проводится дидактическая игра «Пришей пуговицы»).
Ребята, нашим куклам очень понравилось у нас в гостях. И они мне на ушко прошептали, что еще хотят поиграть с нами. Ну, что же, давайте! Предлагаю поиграть в игру «Застегни пуговицы». В этой игре мы с вами научимся застегивать пуговицы, что не мало важно для нас.
Ну, что же ребята, пришивать пуговицы умеете, застегивать пуговицы тоже умеете. Теперь можно поиграть в игру «Ателье». Ателье –это мастерская, где предлагают бытовые услуги по пошиву одежды. То есть, там шьют одежду. (Воспитатель знакомит детей с правилами игры и вместе с ними в ней участвует).
Ребята, давайте спросим у наших гостей им понравилось у нас.
Дети спрашивают.
Воспитатель: Катя и Таня говорят нам, что им очень у нас понравилось и узнали они много нового. Но, им пора возвращаться домой. Давайте им скажем до свидания и чтобы они еще к нам приходили.
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
для детей второй младшей группы
«Разноцветные пуговицы»
Цель: научить детей лепить разнообразные пуговицы.
Задачи: формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, прививать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
ХОД:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько видов одежды с пуговицами.
Воспитатель: Зачем нужны пуговицы? Какие они: большие, маленькие; где находятся; какого цвета.
Затем предлагает каждому ребёнку взять себе пуговичку.
Воспитатель: Подумайте, что вы можете о ней рассказать?
Воспитатель: Потрогайте её пальчиками: круглая, с уголочками, гладкая, шершавая, как шарик. Сейчас я вам предлагаю вылепить из пластилина пуговицу по форме. Я приготовила картонки, на которых нарисованы формы пуговиц. Мы должны из пластилина по этой форме вылепить пуговицу. Для этого каждый из вас, должен взять любого цвета кусок пластилина, отломать от него небольшой кусочек и размять его в руках. Далее, когда кусочек станет мягким, положить его на картонку, на которой изображена форма пуговицы и пальчиками (можно двумя или одним) разглаживать пластилин равномерно, не заходя за контуры изображения пуговицы.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок - несколько раз)
Мы с тобой подружим с Маленькими пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом) Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхивают кистями)
В гости к пальчику большому, Приходили прямо к дому
Указательный и средний, Безымянный и последний.
Сам мизинчик - малышок, Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. (называя, показывать каждый пальчик).
По окончании занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую работу.
Дидактические игры
«Одна - много»
Цель: способствовать развитию концентрации внимания; развивать элементарные навык счёта.
Материал: пуговицы, коробочки с ячейками.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить одну большую и много маленьких пуговиц.
Варианты:
1. Одна маленькая много больших.
2. Одна круглой формы пуговица, много квадратной формы.
3. Много пуговиц с двумя дырочками, одну с много дырочками.
«Выложи узор»
Цель: способствовать умению детей составлять из пуговиц картинку по картинке; развивать воображение.
Материал: пуговицы, картон с изображением рисунков.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить узоры из пуговиц.
Варианты:
1. Выкладывание узора по желанию детей, например: солнышко, домик, дерево и т. д.
2. Выкладывание узора по нарисованной картинке.
«Пуговицы перемешались»
Цель: способствовать развитию мыслительной деятельности; закрепить знание об основных цветах, геометрических фигурах, размере.
Материал: пуговицы, листы картона.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить пуговицы в нескольких вариантах.
Варианты:
1. По форме (круглая, квадратная).
2. По цветам (красные, сини, зеленые, желтые, белые, черные).
3. По размеру (большая, маленькая).
«Цветочная полянка»
Цель: способствовать развитию детей игры в паре; формирование умения подбирать пуговицы по цветам; формирование культуры общения со сверстниками в игре.
Материал: “Полянка” из ткани разделенная на сектора с пришитыми пуговицами, цветочки, вырезанные из ткани.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться на “Цветочную полянку” и разложить предметы (цветы) в нескольких вариантах.
Варианты:
1. По соответствующему цвету сектора
2. По размеру.
Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Научим куклу Катю одеваться на прогулку»).
Развлечение
«Путешествие в страну пуговиц»
Цель: закрепить умение застегивать и расстегивать пуговицы.
Задачи: продолжать развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, внимание, воображение, любознательность; воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе. Доставить радость детям.
Материалы и оборудование: дорожка с пришитыми пуговицами, карточки с изображением пуговиц (больших и маленьких, цветы из фетра основных цветов, разного размера, с прорезью посередине, полянка из фетра, разделенная по секторам, шумовые инструменты (киндер-сюрпризы, наполненные на треть пуговицами, картинка с изображением (для каждого ребенка).
Ход:
Воспитатель: В стране пуговиц живут пуговки - большие и маленькие, разных цветов, веселые и не очень. Хотите с ними познакомиться?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда, отправляемся с вами в путь! Давайте сделаем большой круг и представим, что мы летим на самолете (Дети и воспитатель «заводят» мотор, разводят руки в стороны и «летят». По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на стульчики).
Ребята, посмотрите какая чудесная полянка. Подарим нашей полянке красивые цветочки, но так чтобы цветочки соответствовали цвету полянки. (Дети застегивают цветочки. Участие детей коллективно.)
Воспитатель: А, теперь, я предлагаю отправиться в путь дальше. Только теперь, мы поедем на поезде, согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, строимся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз» буду я, остальные – «вагоны» будете вы. Поехали! (Воспитатель обращает внимание на стол с шумовыми инструментами).Здесь живут необычные пуговицы.
Это музыкальные пуговицы. Они спрятались в необычных музыкальных инструментах, издают разные звуки. Давайте с ними поиграем. (Дети берут в руки киндер-сюрпризы, наполненные на треть пуговицами и выполняют движения по тексту под отрывок из белорусской нардной мелодии, слова А. Агуфриевой).
Погремушки вверх пошли,
Выше, выше, малыши! (Поднимают и опускают руку с киндер-сюрпризами.)
Погремушки деткам дали-
Погремушки хороши! (Звенят погремушкой – киндер-сюрпризом.)
Воспитатель: Хорошо повеселились! Соберем наши погремушки в коробочку и отправимся дальше в путь. Предлагаю поехать на машине. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Представим, что у нас в руках руль. Поехали! (Дети сгинают руки в локтях, руки сжимают в кулаки и воспроизводят круговые движения.) Посмотрите, какие красивые рисунки лежат. Давайте, украсим их пуговичками и картинки станут еще красивее.
(Дети рассаживаются за столы и украшают рисунки пуговичками.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами очень много путешествовали на разном транспорте и очень мало ходили наши ножки. Я предлагаю сейчас пройти ножками по волшебной дорожке. Посмотрите из чего она сделана?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Она сделана из пуговиц. (Дети по очереди ходят по дорожке.)
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Вам понравилось?
Ответы детей.
Оценка результатов
Для отслеживания успешности овладения участниками проекта полученного опыта используется педагогическое наблюдение за процессом одевания и раздевания детей, заполняется карта наблюдений за воспитанниками при самообслуживании. (Критерии оценивания по диагностике В. А. Шинкаренко).
Карта наблюдений за детьми при самообслуживании (расстегивание и застегивание пуговиц).
Уровни оценки:
«1» - «Низкий»
«2» - «Средний»
«3» - «Высокий»
Заключение
Дети. Проект способствовал тренировке тонких движений пальцев рук у малышей и формированию необходимых умений и навыков (расстегивание и застегивание пуговиц). Воспитанники стали более самостоятельными.
Воспитатели. Апробировали новую технологию. Повысился уровень педагогической компетентности по данной проблеме. Пополнился продуктивный материал в группе.
Родители. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями. В результате совместной творческой деятельности укрепились отношения как детей с родителями, так и отношения детей-родителей-воспитателей.