оксана земкина
Консультация для родителей «Как справляться с детскими капризами»
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация на тему
«Как справляться с детскими капризами»
Детские капризы – это то, с чем не однократно не только каждый родитель сталкивался, но и большинство людей, не имеющих детей. Практически все люди вне зависимости от их половой принадлежности оправдывают капризность детей воздействием внешних раздражителей.
Публикация «Консультация для родителей „Как справляться с детскими капризами“» размещена в разделах
Например, малыш не выспался, поэтому и капризничает. Многие просто не желают отдавать себе отчет, что капризы, в большинстве случаев, могут быть посланием маленьких индивидов их взрослому окружению. Так, например, ребенок может капризничать, если он начинает заболевать. Поэтому следует относиться к детским прихотям с должной серьезностью. А с целью понимания как реагировать на детские капризы, нужно изучить и разобраться в первопричинах подобного поведения.
Когда ребенок 1года жизни плачет, обращая на себя внимание, мама может легко понять причины беспокойства малыша, т к в маму «встроена» эта функция. В отличие от папы. Мужчинам проще взаимодействовать с уже подросшим ребенком, поскольку тот уже начинает говорить.
Мамы взаимодействуют с малышом в «пространстве» эмоций, мужчины общаются на «языке действия». Малыши, особенно до трехлетнего возраста, не могут при помощи слов рассказать о всех изменениях, претерпеваемых их маленьким организмом. Поэтому если кроха становится капризной, необходимо понаблюдать за ним, чтобы исключить заболевания различной этиологии. Так как очень часто причинами детской капризности может выступать соматический недуг либо хронического характера, либо острого.
Детские капризы в 1 год могут означать повышение температуры, ощущение тошноты, озноб и т. п., другими словами любой дискомфорт в организме. Проявляться они могут поведением и поступками протестного или непоследовательного характера, заторможенными или эмоционально противоречивыми действиями. Поэтому рекомендуется родителям в случае неожиданных проявлений нетипичного поведения в течение ближайших нескольких часов понаблюдать за собственным чадом.
Нередко ключевым фактором, вызывающим детскую капризность, является нарушение в воспитательной функции семьи. В таких случаях послание малышей может звучать следующим образом: «я нуждаюсь в ином обращении». Наиболее часто встречающимися вариациями нарушения воспитания детей-дошкольников считаются разрешительная и запретительная. Однако особенно губительным для уравновешенности детей является соединение обоих вариаций (например, папа воспитывает в строгости и жесткости, а мама – позволяет многое).
Разрешительный тип ведет к непониманию или даже незнанию ребенком слова «нельзя», вследствие чего любой запрет провоцирует у него возникновение бурного и продолжительного протеста. А настойчивые старания привести такого малыша «в рамки» могут вызвать припадки, напоминающие истерические. Часто такие «грозные» реакции страшат родителей, вследствие чего они отказываются от попыток добиться адекватного реагирования, тем самым еще больше обостряют ситуацию.
Запретительный тип в своем крайнем проявлении приводит к истощению адаптационного потенциала. Малыш, которому все запрещается, изначально старается соблюдать все запреты и угождать родителям, однако вскоре у него появляется ощущение, что так жить невозможно. Это ведет также к протестному поведению детской капризности, что еще сильнее раздражает родителей, и они с удвоенным рвением продолжают ему запрещать, но уже капризничать. Следствием подобных родительских действий становится усугубление детского поведения. Таким образом детские капризы и упрямство нередко могут свидетельствовать о перегибах в воспитательном воздействии.
Зачастую капризность может быть симптомом внутрисемейной дисгармонии. При анализе ситуации в этом случая выявить перегибы в воспитании не удается, но внутри семьи отношения до крайности натянуты. К примеру, невестка и свекровь не живут в согласии между собой и всеми силами стремятся друг другу насолить, что естественно ведет к втягиванию в их разборки и мужчину. Здесь капризность малышей является их посланием, которое означает, что они не хотят, чтобы родное окружение ссорилось между собой. Ребенок неосознанно ощущает недовольство из-за того, что душевная энергия родни, которая должна принадлежать ему по праву, расходуется ими на выяснение отношений. Поэтому детские капризы являются естественной демонстрацией недовольства окружающими близкими людьми.
Также нередко за проявление детской капризности принимают что-то иное. Например, в случае проявления детьми упрямства и непослушания, когда родители им запрещают брать спички, а они делает наоборот или запрещают куда-то идти, а дети все равно идут. Такое поведение больше носит исследовательский характер, чем проявление упрямства и своеволия. Ведь всем личностям свойственно стремление к познанию окружающей действительности. В таких случаях взрослым рекомендуется придерживаться последовательного поведения и твердости в воспитании, чтобы кроха понимала, что «нельзя» означает действительно запрет и «нельзя» всегда означает «нельзя».
Классической подменой понятий является игнорирование родителями детских требований по предоставлению им личностной самостоятельности. Как часто из уст крохи можно услышать «Я сам!». Например, дети еще не научились кушать самостоятельно аккуратно, но все равно тянутся к ложке. Попытки исправить ситуацию провоцируют у детей крики и слезы. Подобное поведение не считается капризностью. Это просто первые попытки проявления самостоятельности. В таких случаях от родителей требуется всего лишь признание их попыток и похвала за стремления быть самостоятельным.
Подводя итоги, следует сказать следующее. Если перед родителями становится вопрос, как справиться с детскими капризами, то ненужно часами рыться в интернете, пытаясь найти действенный метод, необходимо просто понаблюдать за поведением собственного чада, понять после чего он начинает капризничать и установить является ли его поведение капризным либо свидетельствует о проявлении его стремления к самостоятельности или следствием познавательного интереса.