Ирина Михайловна Соловьева
Психотерапевтические свойства поэзии Терентiя Травнiка
▼ Скачать + Заказать документы
СТИХАМИ ЛЕЧУ…
Поэт призван целить словом сердца и души людей. Все мы знаем, что слово способно влиять на состояние эмоций, психики и здоровья человека, определять причины его физических или социальных проблем. Каждая буква в слове имеет свою собственную и неповторимую линию начертания, свою лингвистическую ауру. Как целительный елей льются, подчас, поэтические строки, написанные искренно и пропитанные любовью. Выражая свои возвышенные чувства и переживания в стихотворении, поэтические строки затрагивают самые сокровенные струны души своего читателя, находят глубокий отзвук в его ищущем, сопереживающем сердце:
Публикация «Психотерапевтические свойства поэзии Терентiя Травнiка» размещена в разделах
Стихи… Вдыхая их, очнётесь –
Любовь к Любви исполнит вас.
Так, многоточием вольётся
Душа в иной – чудесный сказ.
Поэзия Терентiя Травнiка, безусловно, психотерапевтична, она льет «масло на бурные воды душевного непокоя». Одни стихи утешают и окрыляют, заставляя быстрее биться наши сердца от радости и веры в справедливость и любовь окружающего мира. Другие – больно касаются не заживших ран на сердце от пережитых жизненных ситуаций, глубоко затронувших нас эмоционально. Читая стихотворение, «забытые» ситуации могут оживать в памяти ещё раз и неоднократно, в такие моменты мы вновь начинаем испытывать определённые чувства и эмоции, связанные с негативным событием и пережитыми когда-то чувствами. Именно в этот момент происходит эмоциональное отреагирование, которое и стимулирует катарсис на-шей внутренней природы, высвобождая негативную энергию, скопленную нами и заблокированную в стрессовом состоянии.
О, Господи! Какая ж сила
Стихам дарована Тобой!
Часто, переживая в своей жизни проблемы, мы не торопимся говорить о своих переживаемых чувствах, тем самым, своеобразным образом, консервируя их в своей памяти. Уходя от них, мы пытаемся забыться новыми делами, встречами, впечатлениями, но душевная боль не исчезает, а лишь притупляется, «затихает» на время. И при малейшем удобном случае она обязательно напоминает о себе. Читая стихи, душа чутко улавливает «забытые» состояния, связанные с неприятными событиями и выводит их наружу, облегчая тем самым наше состояние. Часто при чтении по-этических строк Т. Травнiка слёзы невольно текут по щекам – это боль вытекает из вскрытого нарыва на душе, и очищается старая плохо залеченная рана. Само событие, как правило, не забывается, но эмоционально тревожить эта боль больше не будет, и ранка зарубцуется.
Благословенные стихи –
Души целительное чтенье!
Они приходят в утешенье
И окрыляют наши дни.
И ночи, полные смущенья,
Строфою лечатся, порой.
Поэт сравнивает себя с подорожником – исконно русским народным средством, знакомым всем нам с детства, который мы прикладывали к своим содранным коленкам и ранкам на теле:
Я почти подорожником стал.
Меня к ранам прикладывать стали.
Я стихами лечу вашу боль,
И рубцовлю на сердце печали.
Утоляя «жажду слова» своего читателя, Т. Травнiкъ «вёдрами» черпает лечебную «ключевую воду» из своего великодушного, щедрого сердца, ту самую «живительную» воду, «что лечит раны и смывает с душ усталость» :
Хочется писать и – много,
Просто… – вёдрами тягать
Из колодца сердца воду
И водою угощать.
Хладной, чистой… стихословной,
Той водой, что точит горы,
Той водой, что лечит раны
И смывает с душ усталость.
Холит чаяний ростки
И врачует от тоски.
Как многоопытный «словоцелитель» Т. Травнiкъ рекомендует : «Читайте стихи, когда вам взгрустнётся», всегда имея с собой «за пазухой четвертинку» - четверостишие, лекарство – поэтический сборник в утешение своей грусти. При этом «прописывается» доза и метод применения этого лекарства: «Помалу, по стопке, читайте неспешно, по четверостишью, заев рукавом», а главное – «не сетуйте больше на мир, что он грешный, а лучше всплакните…». И так до самого конца: читать постранично – «пока не встретится вам незнакомка с косой».
Гипнотическая сила поэзии Т. Травнiка – «в ритме, в пульсации естества неведомого, с помощью которого воспринимающая душа читателя приобщается к изливающей душе поэта. Известно, что путем определённого расположения ритма, путем созвучия, рифмы, можно убаюкать наше сознание, привести его в состояние такого же равно-мерного движения, при котором душа читателя становится готовой к восприятию внушаемого воздействия поэтической строки. Внутренняя гармония, внутренние ритмы являют собой нечто самобытное, нечто инстинктивное. Многие мистические техники построены на эффекте сочетания ритма и повторения. Повторение одной и той же стимуляции, как это часто происходит в поэзии, приводит к особому состоянию сознания – гипнотическому и медитативному, особому состоянию покоя и «опустошенного сознания».
Одна из ипостасей поэтического произведения – скрытая суггестия – внушение, которая состоит в способности передавать то или иное состояние, захватывать творца и читателя эмоциями и раздумьями, вызывать в душах мощный эмоциональный отклик.
Поэзия Т. Травнiка способна вызывать в душах своих читателей глубокие эмоции, поднимая на поверхность сознания волнение, радость, тревогу, гнев, спокойствие, позволяя испытать при этом огромное чувство освобождения, что делает нашу жизнь осмысленнее, лучше и приятнее.
Из дневника поэта:
«Иногда мне было достаточно слова, одного слова, чтобы поправить ситуацию, чтобы радикально изменить ход происходящего. Сколько раз в своих путешествиях я замечал, что слово, сказанное с любовью, с верой, подтвержденное всей душою, а не брошенное вскользь слово-одобрение, нет, именно слово верное и своевременное творит чудо. Такое слово и вдохновляет, и исцеляет, и воскрешает, давая силы всему доброму и верному в человеке. Как мало мы еще знаем о слове, о Слове, о том, что, по сути и делает нас людьми. Я глубоко уверен, нет, я это просто знаю, что именно слову отвел Господь дело созидания нашей души, именно слово нас и создает для вечности, определяя наши дела и формируя наше естество. Как мы говорим, так и ложится сказанное в нашу душу. Все в нём – все в слове и врачевание, и наказание, и прощение наше».
Январь 2008 года
Отрывок из моей книги "Поэзия одной строки"