алиса федюнина
Психопрофилактические мероприятия в условиях ДОУ с детьми девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, Уважаемые Родители, Педагоги и просто читатели форума.
Хочу представить вам работу о мероприятиях в условиях дошкольных учреждений по проблеме ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ детей 6-7 лет. Как именно можно реализовать программу по выявлению и профилактике ребенка с такой проблемой.
Публикация «Психопрофилактические мероприятия в условиях ДОУ с детьми девиантного поведения» размещена в разделах
Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;
- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;
- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);
- формирование у воспитанников адекватной самооценки;
- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;
- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.
Можно выделить следующие принципы:
- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;
- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;
- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;
- максимальная активность детей;
- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;
- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.
Методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».
Правовой базой для реализации программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Ожидаемые результаты:
- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперреактивности, формирование доброго отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста;
- формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.
- работа с семьей
Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:
1. Снижение уровня агрессии;
2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперреактивности среди детей старшего дошкольного возраста.
Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 7 месяцев. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течение 30-40 минут, первое занятие (вторник) - направленное на снятие напряжения, второе занятие (пятница) - «Путешествие в сказку» - театрализованные представления детьми.
Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов:
подготовительный,
основной
завершающий
В каждом этапе предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.
I. Подготовительный этап.
Задачи первого этапа:
- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;
- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;
- обучение способам общения в группе – выработка правил;
- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.
В процессе реализации первого этапа, проводится:
1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.
2. Графические методики «КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ»
3. Анкетирование родителей
4. Анкетирование детей
5. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.
6. Размещение публикаций.
7. Демонстрация худ. фильмов и мультфильмов.
8. Проведение консультаций о защите прав ребёнка.
9. Родительские собрания («Наши дети – в наших руках»).
10. Педагогические собрания. Семинары. («Девиантное поведение. Что это? Когда нужно начинать профилактику?»).
II. Основной этап.
Задачи основного этапа:
- профилактическая деятельность;
- снижение уровня конфликтности;
- снижение уровня агрессии и враждебности.
Основной этап при работе с детьми разделен на два вида занятий в начале недели и в конце, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т. д.
С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия :
1. Лекторий на тему «Девиантное поведение, что это?»
2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребёнок, почему он такой?»
4. Индивидуальные беседы и консультирование.
Для детей дополнительно в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия :
1. Посещение театрализованных представлений («Путешествие в страну вежливости», «Мир добрых дел», «Плохо или хорошо?» и др.);
2. Организация выездных экскурсий, поездка в «Дом детского творчества»;
III. Завершающий этап.
Задачи данного этапа:
Проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы
.
В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия :
1. Повторное анкетирование родителей.
2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперреактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
4. Диагностика «Несуществующее животное»
5. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.
6. Итоговое родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» (собрание на данную тему проводилось в прошлом году в подготовительной группе и имело большой успех, поэтому в данную программу оно тоже было включено.
Для реализации цели этапов используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, родительские собрания, творческие задания, а также проведение первичной и вторичной диагностики.